О натуральном жанре современной русской литературы

Рой Рябинкин
По-моему, в этом жанре русской литературы наметился явный разрыв поколений. Старые натуралисты ушли, а новых имен не слышно.

Все ринулись сочинять "хвентези", не выходя за порог  городских квартир, в надежде стать миллиардерами, подобно известной домохозяйке из-за океана. Но там работает большой коллектив сочинителей и продвигателей этого чтива, выдумавший историю литературной золушки.

А между тем, многие наши юные  компьютерные маньяки никогда не видели леса и  живого зайца в нём, не поймали ни одного карася, не собрали ни одной корзинки грибов! Догадайтесь, комнатные цветы, о ком идет речь?

Сочинители! Опишите ваши походы в лес, в поля и в горы, поделитесь с читателями вашими  мыслями и ассоциациями, которые они вам навеяли, идеями новых рассказов, которые возникли  в сумеречных лесных зарослях, пронизанных солнцем, и, возможно, некоторые из читателей вдруг вспомнят, чьих дедов они внуки и другими глазами посмотрят на лес, встающий стеной за городом, прислушаются к  шуму дождя за окном.

"Мне Пришвин и Виталий Бианки нравятся, если о натуралистах говорить", - написала мне молодая писательница. Но их имена -  малая часть авторов добротной прозы о русской природе: здесь и Евгений Бианки, и Борис Житков, и Николай Сладков, и Евгений Чарушин,  Иван Соколов-Микитов, Игорь Скребицкий и другие.

Вспомним добрым словом  русских писателей-натуралистов. Как  не хватает их  современному ребёнку, подошвы которого ни разу не топтали мать-сырую землю! Откуда же возьмутся силы?

Я помню какое потрясение испытал прочитав "Подводную газету" Николая Сладкова!  "Не умирайте, пока вы не заняли, не купили или не изготовили сами шлем, чтобы взглянуть на этот новый мир".

Вот как надо описывать подводную  жизнь наших озер и прудов! Его описание ночного погружения в пресноводный водоём в маске и ластах - это шедевр ужастиков, пробуждающих фантазию и желание повторить самому подобное погружение!

Отрадно почувствовать связь с ушедшими поколениями возле самодельной печи для обжига керамики у лесной избушки. Если достать из печи еще горячий керамический петушок, смахнуть с него пылинки золы и подуть в него, то можно услышать гомон древних славянских поселений, когда-то располагавшихся здесь  и звонкий смех доисторической детворы.

Звук глиняного свистка вечен. Лес и поле так истосковались по нему. Так же свистел доисторический мальчик-прапрадед современных гончаров в свою первую глиняную свистульку, и так же отвечали  ему птицы.

Вы читали очерк "Мещорская сторона" К. Паустовского? Его детские рассказы, сказки, навеянные природой этих мест?

 "В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой".

Русская природа  воспитывает литературный вкус. Я прозаика Паустовского  читаю как поэта и наслаждаюсь образами его вдохновенного повествования. Молодое поколение, оторванное от природы, рискует утратить полноту ощущения жизни. 

Повесть "Время больших ожиданий" следует  смаковать по вечерам, а не на бегу,  чтобы не торопясь наслаждаться  прочитанным. Уверен, вы будете потрясены  вслед за мной!

А как не вспомнить Сергея Аксакова! Читали ли Вы, друзья, его  поэтичные "Семейные хроники", "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника", рассказ "Собирание бабочек"?

Это классика русской натуралистической прозы. Может на взгляд академической науки некоторые из упомянутых фамилий  и не дотягивают до классиков, но для меня их проза - эталон русского языка и сердечного ощущения природы.

Вот так книга за книгой русские писатели-натуралисты очистят от вредной поросли нашу заболоченную память, в которой  увязла пустая словесная шелуха подражательных "хвентези", перепевающих с чужого голоса коммерческую литературу англосаксов, и мы многое переосмыслим в писательском деле и своём месте в нём.

Вы, сочинители, интересны только  личными  переживаниями, в том числе навеянными русской природой, а не в качестве  бек-вокалистов  модных заморских солистов.