Бодалась телка с баобабом. 2

Вирджиния Домарк
   7 августа 2016

  История наша все больше и больше из дневника "аля Анна Франк" начинает походить на трагифарс с неопределеным,но явно не трагическим,а гротескным концом.
     -"Как много людей будет опозорено!"-сказал кто-то аж в 2011-м году!
     -Зато "Гарри Потерра" последнего разлива расхватали в Москве вмиг,-сообщил Мышонок,и чему-то огорчился.
   -Так то ж в Москве,-утешила его Авторесса.-Им еще туда-сюда по выходным между столицами мотаться из квартиры в собственный замок,а читать в самолете что-то же надо,да и язык подучить.Подправить струю мыслеобразования в ключе "антиновоамериканском".
   -Полагаешь,-усомнился автор,думая о своем безвестном ,да и безымянном ныне труде.
   -Столько лет они английский грызли,денег тонны извели на "репетиторов",а тут напасть:язык междупространства "от лиссабона до владика" переучивать.Да и английская безалаберность как-то роднее либерально настроенному распильщику,чем немецкий "орднунг геганген шпацирен".
   -А как же Америка?-усомнился автор.
   -А что:Америка?!Америку открыл не Кук.И кстати,не Америго Веспуччи.Китайцы ее облюбовали,перейдя по суху,аки Христос,в те еще стародавние времена до Вселенского оледенения.
   -Кто жил в Литве в последнее Оледенение ,когда только лишь Жямайтская возвышенность одна и торчала изо льда?-задумался автор вслух о своем-наболевшем.
   -Мне вот другое интересно:как именно жили в Литве под оккупацией "освободителей дрангнахосненцев" в те 4 года.Недавно ,к удивлению своему,попалась мне заметка "Трагедия в Панарах" на "майле.ру".Просто: не верь глазам своим!
  -А что собственно в том странного?!
  -Что теперь это место называется Панеряй,и подобная заметка может означать только посягательство на порядок вещей,как ,например:"Подарок Крыма Украине на открытие Игр в Рио".

                1.
  "Массовые убийства в Понарах — массовые расстрелы нацистами и литовскими коллаборационистами евреев Вильнюса, советских военнопленных и участников сопротивления в лесу около посёлка Понары (он же Верхние Понары) в годы Второй мировой войны."
   -В 1940 году после включения Литвы в состав СССР, в районе посёлка началось строительство нефтебаз. Были выкопаны большие котлованы, для размещения в них ёмкостей с горючим. Однако в связи с вторжением немецких войск от планов создания нефтебазы пришлось отказаться.
  -Как сказано:немцы-это правополушарность во всем.Так что выбрано место было из "целесообразности",а вовсе не из "экзистенциальности".

 "После немецкой оккупации эти котлованы стали использоваться для уничтожения гражданского населения, в первую очередь евреев. Ежедневно расстреливали до 800 человек. По подсчётам в период с лета 1941 года было уничтожено до 100 тысяч человек. В казнях принимали участие солдаты из айнзатцгруппы A, эсэсовцы, но в основном литовские коллаборационисты."
   -Это тоже факт.Понятное дело,что расстрелять 800 человек не легко чисто физически."Руки уставали",-признался один из "работников" на суде."Немцы нам пиво подвозили,а сами не стреляли",-признался второй.

 "Тела казнённых сваливались в котлованы и засыпались землёй. В первую очередь уничтожались евреи, в частности из Вильнюсского гетто, и они составили большинство жертв. Кроме этого были убито некоторое число евреев, привезённых из других стран, а также советских военнопленных и участников антинацистского сопротивления."
   -В году наверное 2010 вышел фильм американского производства,совместно с литоцами и немцами о Вильнюсском гетто.Смотреть эту муть вредно для психики,а вкратце: там рассказана история "любви" одного высокообразованного немецкого офицера и актрисы из гетто,на тот момент конкретно свихнувшейся рыжей молодой еврейки,которую прятали другие товарищи "по цеху".
  -Свихнуться от такой действительности мог каждый,не только человек с тонкой душевной организацией,как бывает у актрис,-осуждающе сказал автор.
  -Похоже,что офицер-пианист и могильщики-работники пулеметчики были нормальными,-холодно произнесла Авторесса.

  "После Курского сражения немецкая сторона начала скрывать следы преступлений. Они заставили 80 евреев-заключённых выкапывать полуразложившиеся тела,укладывать их штабелями, обкладывать сухими дровами, обливать маслом и поджигать. Такой костёр из мёртвых тел горел 3-е суток,после чего останки тел перемалывались до состояния песка, крупные фрагменты тщательно дробились. Сжигание трупов продолжалось с конца 1943 года до июня 1944 год."
  -И что впоследствии сталось с теми 80-тью евреями?-насторожился Мышонок.

   Все в доме молчали несколько дней и ночей.Но вскорости разговор снова возобновился.Начала его Авторесса.
  -Есть такая картина,которая висит в Русском музее,а может и в Третьяковке.Найти о ней в интернете невозможно.Двое нищих сидят на скамье,а между ними только что снятый с креста Христос.Он еще только отходит от страданий,выпавших на долю его,но спасенные им "сирые и убогие сии" не то чтобы не благодарны ему,а не замечают Спасителя,указыввающего им путь к светлой жизни.
  -В царствие небесное?-спросил Мышонок.

                2.
  "...До войны литваки жили относительно мирно - в отличие от Украины и Новороссии, на территории Виленской и Ковенской губерний и погромов-то не было (не считая погрома 1919 года,устроенного польскими солдатами),и почему в войну над ними расправились с такой жестокостью, не совсем понятно. Сейчас это объясняют так: в 1939-40 годах советскую власть поддержали именно евреи, они же в основном вошли в новую коммунистическую администрацию, и расправа над евреями была местью за обрушившиеся на Литву репрессии и депортации...но мне с трудом верится, что такая ненависть могла возникнуть за два года."(живой журнал)
   -И это совершенно справедливая мысль!

  "Другое объяснение: к моменту распада Российской империи евреи составляли в литовских городах большинство, и в отличие от ушедших восвояси русских, они и после обретения независимости остались хозяевами городов,взирая на литовцев как на неотёсанную деревенщину,и желание "окончательно решить еврейский вопрос" зрело в Литве весь межвоенный период."
  -Это замечание не лишено основания.Сюда надо прибавить мнение одной учительницы литовского:"Евреи содержали карчаму.Многие пьяницы туда несли все деньги,и брали в долг.А после расстрела нет долгов,потому что все в земле."
  -"Однако факт остаётся фактом: большинство литовских евреев были убиты в первые месяцы войны, причём не столько нацистами, сколько самими литовцами, и не только в Вильнюсе, а по всей стране. В итоге в Литве действовало всего 4 относительно небольших гетто - в Вильнюсе, Каунасе, Шяуляе и Швянчёнесе. А основным местом расстрелов, как уже говорилось,с июля 1941 года стал Панеряйский (Понарский) лес в 16 километрах юго-западнее города",-прочёл Мышонок.

                3.
 "Самый, пожалуй, выдающийся виленский литвак после Гаона - это Цемах Шабад, общественный деятель, публицист и просто врач...настолько хороший врач, что знакомый с ним Корней Чуковский упоминал его как прототип доктора Айболита.Но в Вильне он известен как один из основателей (впрочем, не главный) Еврейского научного института, еврейской партии в Блоке Национальностей и светских школ для еврейских детей - в общем, достойный продолжатель "просвящённого ортодоксального иудейства".

                4.
 "Массовое убийство в Румбуле — расстрел более 25 тысяч евреев в Румбульском лесу вблизи Риги в Латвии 30 ноября и 8 декабря 1941 года. За два дня айнзацгруппой "А" с помощью местных коллаборационистов из команды Арайса и латышских националистов было убито около 24 тысяч латвийских евреев из рижского гетто и одной тысячи евреев, привезённых накануне поездом из Германии. Операцией руководил обергруппенфюрер СС и генерал полиции Фридрих Еккельн. Согласно показаниям ряда свидетелей, в акции участвовал латвийский лётчик, член команды Арайса Герберт Цукурс.
  В Румбульском лесу в пригороде Риги советские военнопленные вырыли три огромных рва (затем все военнопленные были убиты).29 ноября 1941 года команда Арайса пригнала евреев из рижского гетто на окраину города, где ночью они были расстреляны. При этом сотни людей были убиты в самом гетто. После этого расстрела в рижской газете "Тевия" 1 декабря 1941 года выступил журналист Янис Мартинсонс со статьёй "Борьба против жидовства", отметив: "Наконец, пришло время, когда почти все нации Европы научились распознавать своего общего врага — жида. Почти все народы Европы начали войну против этого врага, как на полях сражений, так и в деле внутреннего строительства. И для нас, латышей, пришел этот миг…"
  -Это прямое доказательство того,что за 2 года не могла вспыхнуть ненависть к евреям в сердцах "справедливых христиан". Что касается Риги,то там силен,как нигде в Прибалтике, был дух "орднунга".Именно там существовала надпись:"Собакам и латышам ходить по тратуарам возброняется". Что касается использования языка,то в Чехии тоже запрещено было говорить по - чешски на улице,и потому все поголовно знали немецкий перед первой мировой,а про Вторую мировую не известно,-сказал Мышонок.
  -"Для удобства был применён способ, который Еккельн называл "пачкой сардин". Евреев заставляли раздеваться и ложиться в яму лицом вниз сверху на уже убитых, после чего расстреливали.
   Как показал один из свидетелей: "На расстрел гоняли женщин с детьми, детей было очень много,у иных матерей было 2-3 ребёнка. Много детей шли в колоннах под усиленной охраной полиции. Примерно к концу декабря месяца 1941 года, утром, около 8 часов,немецкие фашисты гнали на истребление 3 большие партии детей школьного возраста. В каждой партии было не менее 200 детей. Дети страшно плакали, звали своих матерей, вопили о помощи. Все эти дети были истреблены в румбульском лесу.
  - Детей не стреляли, а убивали ударами автоматов и рукоятками пистолетов по голове и сваливали прямо в яму.Когда закапывали в могилу, то ещё не все были мертвы, и колыхалась земля от тел закопанных детей, женщин, стариков. Среди убитых был еврейский историк Семён Дубнов.-прочёл Мышонок взволнованно.

                5.
  -Приходится продираться к теме нашего повествования кругами,-забеспокоился автор.Он страшился,что читатель не просто отстанет,а развернется,плюнет,да и уйдет -и уйдет навсегда!
  -Время наше еще не настало,-напомнила ему Авторесса.
  -Так что же?!-воспротивился автор.-Тогда и стараться не стоит?
  -Так что там-Семен Дубнов?-напомнил Мышонок.
  -Похоже,он был сионист,именно в научном смысле слова.Методологическом.Но он заплутал в тенетах спирали,потому что был историк.Он не мог создавать историю.Он ее мог только описывать,как предписано историку.
  -Это как мы?!-воспрянул духом Мышонок.

  -После погрома 1903 года в Кишинёве Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной еврейской самообороны. Дубнов энергично выступал за участие евреев в выборах в Государственную думу(1905) и основал еврейскую секцию партии конституционалистов-демократов (кадеты).Дубнов был членом Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905),но позже отошёл от него.
  -Отошел от него-это ключевое ,-сказала Авторесса.

  "Годы между двумя революциями в России, с 1905-го по 1917-й, стали периодом расцвета еврейской исторической науки. Новое поколение русско-еврейской интеллигенции создало Еврейское историко-этнографическое общество и другие научные организации, среди которых было и Еврейское литературное общество, которым он фактически руководил, хотя его учредителем являлся Лазарь Нисселович. Дубнов активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании "Еврейской энциклопедии", был автором и редактором ежегодника "Еврейская старина". В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою "Историю евреев в России" до начала XX века.
 С. М. Дубнов сразу и однозначно не принял власть большевиков. Он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых. Весь опыт учёного, знание истории и поистине редкая прозорливость позволили ему уже в 1918—1920 ггодах высказать убеждение в том, что общество, построенное на отрицании общедемократических принципов, неизбежно рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму. То, что национальная еврейская жизнь в Советской России будет уничтожена, он понял одним из первых."
  -Это важнейшее в понимании о процессах в головах.Надо правильно понимать,что такое Вильно,и что такое Кишинев в момент распада двух Империй.
  -А что это?-возвысил голос Мышонок.
  -Это крах мира.Но крах,который все воспринимали на свой лад.Про БУНД мы говорили."Где родился-там и родина".В то же время сионисты строили "дорогу к Новому Храму",которая только могла вести народ в Иерусалим,но не Вильно-Ерусалим.
  -Получается,что противоречие возникло в среде самого еврейского народа?-сказал автор,который что-то начал понимать.-И на этом противоречии сыграли ?
  -Потому история историка Дубнова типична для того,кто "остался",а не настроился на "исход".
  -Получается,что" исход  либо -либо"был предрешен?-прошептал Мышонок.

                6.
  "В 1922 году эмигрировал в Германию. Здесь на склоне лет он решил завершить труд своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. С 1922 по 1933 год Дубнов жил в Берлине. За эти годы в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его "Всемирной истории евреев", "Новейшая история еврейского народа", "Письма о старом и новом еврействе" и ряд других произведений.С первых дней в Германии Дубнов полностью ушёл в научную работу.

 В апреле 1923 года Дубнов отметил в дневнике: "Ровно год тому назад в этот день я покинул Петербург и Россию после долгих лет мук заточения в царстве нового деспотизма. Я знал, что еду на "развалины Европы", но момент выхода из тюрьмы был светел и сулил многое впереди. Прошёл год. Я свободен, я в Берлине, у печатного станка…и что же, счастлив я? Нет, нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги".
  -В России остались дочь и сын, другая дочь с детьми жила в Польше.
 -Он дышал атмосферой тревоги?!
 - "Приход к власти Гитлера заставил С. М. Дубнова покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял роковое решение и в августе 1933 года переехал в Латвию, так как хотел быть ближе к детям и внукам, а главное — к своему читателю, русскоязычному еврейству. В Риге Дубнов завершил и выпустил все три тома мемуаров (последний — в 1940 году).
  -Не надо забывать,что рассказывает историю Дубнова кто-то,кто крайне негативно относится и к Германии, и к России.С нашей историей история историка перекликается в этом месте.Если говорить о бабушке в Ковно.Ее хозяин -заводчик решает для себя нелегкую задачу:бросить бизнес,дом,и отправиться в Палестину на голые камни строить "храм",потому что брат его-миллионер из Берлина -предостерегает от "атмосферы тревоги" или все же остаться и разделить судьбу народа.
   -Разве кто-то предполагал в 1940-м такие зверства,которые свершились?!
  - "Присоединение Латвии к СССР в 1940 году создало для Дубнова реальную опасность. Неприятие учёным теории и практики большевизма было хорошо известно. В 1920-х годах он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 1920-х годов в СССР были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого учёного не арестовали."
  -Он,как мы помним,в 22-м году уехал в Берлин.В Веймарскую республику.
 -"В Риге застала С. М. Дубнова немецкая оккупация в 1941 году.Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: "Идн, шрайбт ун фаршрайбт…" ("Евреи! Записывайте, всё записывайте!").Доподлинно известно лишь,что его убили в декабре 1941 года в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто."
  -Получается,что он не был сионистом,-сказал Мышонок.

                7.
 "Своё идейное credo Дубнов обосновал в работах "Что такое еврейская история" и "Письма о старом и новом еврействе". Оно было выработано в острых дискуссиях с такими мыслителями, как Ахад-ха-Ам, И. Равницкий, Х. Н. Бялик, Бен-Ами. Суть концепции С. М. Дубнова заключалась в том, что он, в отличие от большинства своих предшественников, рассматривал еврейство исключительно как нацию духовную.
  Утратив своё государственно-территориальное существование, еврейство сохранилось лишь потому, что осталось народом духовным, по его определению, "нацией культурно-исторической среди наций политических". До Дубнова в еврейской историографии господствовали теологические концепции, согласно которым евреи рассматривались исключительно как религиозная общность.
  Дубнов же воспринимает свой народ как нацию, наделенную великим инстинктом самосохранения. Именно этот инстинкт и позволил евреям не только выжить, но и создать автономные формы национального самоуправления в разных странах и в разные века. Это общины Вавилона и Испании, кагалы и ваады в Польше и Литве.
   - В отношении истории российского еврейства концепция Дубнова заключалась в том, что он воспринимал её как поступательный процесс, в ходе которого польско-литовское еврейство постепенно, за столетие после вхождения в состав России, начинало осознавать себя еврейством именно российским, со своими особыми культурными, общественными и политическими задачами,-поспешил дополнить и Мышонок.
    В то же время история евреев в России для Дубнова — это часть и всемирной, и российской истории.Изучая её, он стремился охватить все еврейские территориально-культурные группы; при этом учёный исходил из того, что они жили по единым законам империи.,-закончила Авторесса.
   -Получается,что за это их изничтожали; за следование "законам Империи"?-задумался Мышонок.-Получается,что именно это определило в 1940-м приятие евреями вхождения в СССР,как в Россию?
   -Да,они были частью этой земли,и были именно "русскими" евреями.Вторым же "грехом" была "общинность",то есть -общность.И этим на захваченных территориях евреи были опасной общностью!
   -"В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как "народ, чьим домом является весь мир", и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил. После разрушения Второго храма еврейский народ перешёл к высшей, то есть культурно-духовной стадии исторического развития. Согласно Дубнову,еврейский народ в диаспоре развил особую социальную систему и общинную идеологию.
  Во все периоды истории еврейства выделялась одна община, более других преуспевшая в сохранении самоуправления, в национальном творчестве и в духовной независимости. Она становилась центром еврейского народа и гегемоном по отношению к остальным общинам."
  -Это которая община?-спросил Мышонок,потому что запутался вдруг.

  Но ответа ему никто пока что не дал.