Вселенная. Апейрон

Александр Захваткин
Надо признаться, что когда я приступил к исследованию первооснов пространства и времени, я не знал, что эта тема уже разрабатывалась в Древней Греции, но тем удивительней результат. Я пришел к тому же выводу, что и древние. Назвать это случайным совпадением не поворачивается язык, потому что в современной философии и космологии эта тема не нашла своего отражения, т.е. из миллионов людей так или иначе к ней прикоснувшихся никому не пришла в голову идея развить античное учение о предначале Вселенной. Все до чего дошла современная наука это признание первовзрыва, т.н. «Большого взрыва», но что было до этого - покрыто мраком незнания.

И так, имея практически сформировавшуюся концепцию мироздания до «Большого взрыва», я с интересом стал изучать достижения 2500-летней давности, за неимением более современных исследований этого вопроса.
Точкой соприкосновения моих собственных воззрений и воззрений древних на природу первоначал Вселенной стало такое понятие как – «апейрон».

Считается, что впервые идею апейрона высказал Анаксимандр в начале 6 века до н.э. Но его идея апейрона взросла на идее Фалеса об архе.
Очевидно, и до Фалеса древнегреческие философы искали ответ о первоначале все сущего, но только от Фалеса мы узнаем, что он рассуждал на эту тему.
Аристотель, пересказывая основные тезисы учения Фалеса (636 – 546 гг. до н.э.), приводит следующее высказывание: «все произошло из воды».
В формулировке перипатетиков это звучало как «вода – архе, или материальная причина сущего». Иными словами Фалес впервые задумался о том, что всему сущему что-то должно предшествовать и это первоначало он определяет как «вода». В этом термине мы видим скорее мифологическую ассоциацию, нежели выверенный научный термин. Следует учитывать, что сознание мудрецов античности ещё находилось в плену мифов и религиозных традиций. Поэтому не удивительно, что первоначало у Фалеса ассоциировалось с околоплодными водами. Так же как в утробе женщины из её вод рождался ребенок, так же, по мнению, Фалеса был рожден и сущий мир, который доступен человеку через его ощущения.
Диоген Лаэртский (180 – 240 гг.) приводит следующие изречения, которые приписывают Фалесу:
Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.
Больше всего пространство, ибо оно объемлет все.

В этих двух афоризмах Фалес выразил основную космологическую идею своего учения: бог первичен, пространство – бесконечно.

Итак, Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) размышлял о первопричине сущего не на пустом месте, почва для его размышлений уже была подготовлена Фалесом.
Чтобы понять воззрения Анаксимандра на интересующий нас вопрос обратимся к свидетельствам самих античных философов, более близко знакомых с учением Анаксимандра.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своей «Физике» отмечает ( АРИСТОТЕЛЬ. Физика, А 4. 187 а 20.):
 «[Одни физики принимают одно первоначальное тело-субстрат и порождают из него остальные сгущением и разрежением] А другие утверждают, что противоположности наличествуют в Одном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр, равно как и Эмпедокл и Анаксагор: ведь и по их мнению, так же [как и по мнению Анаксимандра], остальные [тела] выделяются из смеси.»

Комментируя «Физику» Аристотеля Симпликий (490 – 560 гг.) отмечает (СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», 24, 13):
«Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное, первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы. «А из каких [начал] вещам рожденье… назначенный срок времени» [12 В I], как он сам говорит об этом довольно поэтическими словами. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [= качественным превращением] первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного движения.»


Ириней (130 – 202 гг.) уточняет мировоззрение Анаксимандра (ИРИНЕЙ. Против ересей, II, 14.):
Анаксимандр принял за начало неизмеримое (immensum), семенообразно содержащее в себе самом рождение всех вещей; из него, как он утверждает, состоят неисчислимые миры.

Псевдо-Плутарх расширяет концепцию Анаксимандра:
«После него [Фалеса] Анаксимандр, товарищ Фалеса, сказал, что абсолютная причина возникновения и уничтожения Вселенной – бесконечное, из которого, по его словам, выделились небосводы и вообще все бесконечные космосы. Он утверждал, что совершается гибель [миров-небосводов], а намного раньше – [их] рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу все одно и то же.»

Повторяя Псевдо-Плутарха (II век н.э.), Ипполит (170 – 235 гг.) также подчеркивает мнение Анаксимандра относительно первоначала космоса  (ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, I, 6, 1):
«Слушателем [= учеником] Фалеса становится Анаксимандр. Анаксимандр, сын Праксиада, милетец. Сей сказал, что начало сущих [вещей] – некая природа бесконечного, из которой рождаются небосводы и космос в них. Он называет [природу бесконечного] «вечной и нестареющей» и [говорит], что она «объемлет все космосы». Время же, по его словам в том смысле, что рождение, бытие и гибель [миров-небосводов] предопределены. Он утверждал, что начало и элемент сущих – бесконечное, первым введя это имя начала, и что, кроме того, имеется вечное движение, в котором происходит рождение небосводов.»

Более подробно концепцию Анаксимандра раскрывает нам Псевдо-Аристотель (ПСЕВДО-АРИСТОТЕЛЬ Мнения философов, I, 3, 3):
«Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, началом сущих полагает бесконечное: из него все возникает и в него все уничтожается. Поэтому и рождаются бесконечные [по числу] космосы и снова уничтожаются в то, из чего возникли. Он объясняет, почему оно безгранично: чтобы никогда не иссякало наличное возникновение. Но он ошибается, не говоря, что есть бесконечное: воздух ли оно, или вода, или земля, или какие другие тела. Он ошибается в том, что о материи высказывается, а творящую причину упраздняет. Ведь бесконечное есть не что иное, как материя, но материя не может быть действительностью, если не дана творящая причина.»
Ср.: (АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 7, 207 b 35): «Ясно, что бесконечное следует отнести в разряд материальной причины, что оно не субстанция, [а атрибут, причем] негативный атрибут [= лишенность], самосущий же субстрат, [атрибутом которого является бесконечное] – это чувственный континуум. Совершенно очевидно, что и все остальные [философы] рассматривали бесконечное как материю, а потому абсурдно полагать его объемлющим, а не объемлемым.»
Там же, 8, 208 а 8: «Для того чтобы объяснить неиссякаемость возникновения, нет необходимости постулировать актуально существующее бесконечное чувственное тело, так как уничтожение одной вещи может бить возникновением другой, притом что Вселенная конечна.»

В дальнейшем Аристотель развивает концепцию бесконечного Анаксимандра (АРИСТОТЕЛЬ. Физика, 203 b 4):
«Логично и то, что все полагают его началом ибо:
1) оно не может быть всуе;
2) оно не может иметь никакого другого значения, кроме значения начала.
В самом деле, всякая вещь либо начало, либо [происходит] из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец. Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также [указывает на то, что его следует понимать] как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено с понятием конца. Поэтому, как мы говорим, у этого [начала] нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и «все объемлет», и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо бесконечного, иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божество, ибо оно «бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр и большинство фисиологов.
 [Далее следует перечисление пяти источников понятия бесконечности, резюмирующее взгляды различных философов.
Третий аргумент (203 b 18) – «возникновение и уничтожение могут быть неиссякаемы только в том случае, если [тело], от которого отнимается то, что возникает, бесконечно», – в «Мнениях философов» приписан Анаксимандру, см. А 14.]

Из приведенных выдержек становится понятным концепция Анаксимандра относительно первооснов мироздания. Он полагал, что все, что мы сегодня можем наблюдать, рождено Богом из первоначального беспредельного путем выделения из него структурных первоэлементов (воды, воздуха, земли и огня). При этом само же исходное беспредельное неуничтожимо и сохраняет свое качество в неизменном виде неограниченно долго. Таким образом, Анаксимандр вводит в научный оборот, строго выверенный научный термин, – «апейрон». Именно это понятие я и принял за основу моей концепции первоначала сущего.

И так, исходным постулатом моей концепции стали положения, высказанные Фалесом и Анаксимандром:
1. Пространство бесконечно.
2. Каждая точка пространства обладает, без каких либо изъятий, всей совокупностью реализуемых свойств.
3. Разум предшествует дифференциации сущего.

Состояние объективной реальности до начала дифференциации сущностей я вслед за Анаксимандром называю «Апейрон», так как считаю, что оно наиболее точно отражает характеристику материи в этом состоянии.

Теперь переходим к изложению моего воззрения на природу первонала сущего.
Выше уже говорилось о том, что предлагаемая концепция базируется на таком понятии как «сущее» (сущность).

Под Сущностью я понимаю - реальность, во всем многообразии ее проявления, не зависимо от способности человека ощутить или осознать ее, способную воздействовать на органы ощущения живых организмов или сознание человека на прямую или косвенно, через результаты своего проявления, когда мышление способно восстановить аналитически логическую непротиворечивость явления.

Сущность может быть ничем неограниченной, и тогда она является Изначальной Сущностью или Апейроном, и ограниченной свойствами своего проявления. Чем меньше свойств проявления у такой сущности, тем более низшую  ступень в иерархии сущностей она занимает.

Итак, Изначальная Сущность или Апейрон, есть начало начал всего, что мы ощущаем и видим вокруг, того что знаем и можем узнать.  Под этим определением понимается Сущность, которая включает в себя все, что когда-либо было, есть и будет реальностью, без всяких ограничений физических или духовных понятий.
Изначальная Сущность или Апейрон, это понятие над понятиями,  это тот предел, который мы можем сформулировать, исходя  из своей способности воспринимать проявления окружающего нас мира. За этим определением в своем обобщающем содержании уже ничего нет, и не может быть, так  как если  кто-нибудь  сможет  предложить более обобщающее понятие, то оно должно будет использоваться вместо предложенного здесь.

Таким образом, Апейрон (Изначальная Сущность) это безграничное проявление недифференцированной реальности во всех своих формах и явлениях.
Теперь, когда мы определили что такое есть Апейрон, попытаемся понять состояние мира в этой Изначальной Сущности. 

Как вытекает из ее определения она включает в себя все, что на сегодня известно человеку об окружающем его мире, в том числе и духовные понятия, но не в том виде в котором мы все это воспринимаем, а в неразделенном, целостном состоянии. В Апейроне нет разделения вещества на фрагменты из которых формируются тела, в ней нет разделения времени, на следующие друг за другом доли, в ней нет разделения между веществом и разумом, в ней вообще нет ни какого разделения. Все что мы сейчас наблюдаем находится в Апейроне в едином неделимом состоянии.

Это состояние я называю Единая Материя Сущности.

Единая Материя Сущности, таким образом, является той первоосновой в которой в последствии появилась наша Вселенная.  Неугомонные материалисты пытаются определить ее свойства исходя из анализа свойств нашего Физического мира, но занятие это напоминает кропотливый труд по взвешиванию мысли. Свойство Единой Материи Сущности можно понять, только изучив всю иерархию сущностей нашей Вселенной.

Таким образом, Апейрон (Изначальную Сущность или  Единую  Материю Сущности) можно представить себе как первородный, неограниченный пространством и временем, «океан» в котором родилась наша Вселенная.  Причем состояние этого «океана» беспредельное спокойствие не нарушаемое  абсолютно ни чем. Поэтому когда Платон говорит о том, что материя и вещество постоянно сотрясают друг друга, то это относится не к Апейрону (Изначальной Сущности) в целом, а лишь к исчезающе крохотному ее фрагменту в котором находится наша Вселенная.
 
Чтобы можно было себе представить, как соотносятся между собой Апейрон (Изначальная Сущность) и наша Вселенная, необходимо представить себе весь мировой океан нашей планеты и пузырек воздуха размером в один микрон. И представив их, надо помнить, что это соотношение значительно меньше, чем реальное соотношение Апейрона (Изначальной Сущности) и нашей Вселенной. То есть в объективном смысле пространственных соотношений можно сказать, что по отношению к Апейрону (Изначальной Сущности) нашей Вселенной просто не существует, настолько она уничтожимо мала по сравнению с состоянием Апейрона.