Мост от Паолы Волковой к Манане Андрониковой

Галина Магницкая
                Эссе

В очередной раз, перечитывая главу «Портрет: маска, характер, духовная сущность» из четвертой, изданной уже после смерти Паолы Волковой книги «Мост через бездну», обратила внимание на следующее ее высказывание: «Точного определения портрета не существует. Можно посмотреть в словарях, энциклопедиях, учебниках определение слова «портрет». Вообще под портретом понимают всякое изображение данного человека, и рассматривается портрет всегда либо стадиально (вот законы развития римского портрета, вот портреты XX века), либо проблемно (например, портреты женщин или портреты детей в искусстве)".

Наиболее тонкое определение портрета дала в своей книге Манана Ираклиевна Андроникова, которая предложила некоторую ось – приближение или отдаление от документального сходства с моделью. Она сказала так: «Портрет – это изображение по образу и подобию». Как бог создает человека по образу и подобию своему, так и художник создает портрет по образу и подобию. Подобие – это документальность, то есть схожесть, а образ – это представление художника, то, что он вкладывает в данное изображение. Есть портреты максимальные по образу, там, где модель уже неузнаваема. И есть портреты с максимальным приближением, подобием, например, римский документальный портрет».

===

От клубка размышлений Паолы Волковой мостик невольно перекинулся к Манане Ираклиевне Андрониковой, дочери И.Л. Андроникова (1908 - 1990) и его жены В.А. Робинзон (1910 - 1995). Срок жизни ее очерчен неполными сорока годами (1936—1975). Открыв окно, она сделала шаг в мир иной. Печально, когда дети уходят намного раньше родителей.
 
Известна Манана как искусствовед, автор и ведущая цикла телевизионных передач «Портреты портретов», преподаватель ВГИКа.

Согласно данным Википедии: «Училась на историческом факультете МГУ (искусствоведческое отделение). По совету И. Зильберштейна темой своей дипломной работы избрала творчество одного из создателей Товарищества передвижных выставок художника А. П. Боголюбова. Дипломная работа Андрониковой была издана отдельной книгой в 1962 году.

Став аспиранткой Института истории искусств, Андроникова увлеклась новой темой — связями между живописью и кинематографом. В 1964 году в журнале «Искусство кино» была опубликована её статья «История движущейся камеры». В 1965 году Андроникова защитила диссертацию «Пластические истоки кинематографа», её научным руководителем был С. И. Юткевич. По результатам защиты ей была единогласно присвоена степень кандидата искусствоведения, а Всесоюзный государственный институт кинематографии пригласил её на преподавательскую работу. Андроникова читала во ВГИКе курс лекций на тему «Всеобщая история искусств». В работе «Сколько лет кино?», вышедшей в свет в 1968 году, Андроникова развивала тему, которой в своё время коснулся С. Эйзенштейн, рассматривавший кинематограф как развитие живописи.

В 1970—1972 годах на первой программе Центрального телевидения М. Андроникова вела цикл из двенадцати передач «Портреты портретов». В последние месяцы жизни она работала над новой телевизионной передачей, посвящённой жизни и творчеству Микеланджело».

Остался от ее пребывания на Земле портрет кисти Н.Н. Жукова, выполненный мастером в 1958 году.

Какой интересный образ, не правда ли? Нельзя пройти мимо и не задержать взгляд на этом несколько высокомерном выражении лица и позе молодой женщины. Именно так понял ее духовную сущность и, соответственно, запечатлел художник. История в лицах и портретах продолжается...

===

Так уж получилось, что только сейчас погрузилась в чтение книг Паолы Волковой. Удивительная была женщина. Я бы сказала - "самостная". Каждую главу приходится перечитывать по нескольку раз, чтобы уловить ее единственную и неповторимую мысль, мерцающую среди множества рассыпанных по тексту перескоков на иные темы и повторений. Чтение, безусловно, трудное, но и интересное одновременно. Можно даже сказать – познавательное.