Ереван и ереванцы. Рассказ второй

Екатерина Пудовкина
Перед нами была Площадь Свободы, но я не торопилась рассказывать ее историю своей спутнице, и вначале показала ей «копию» знаменитого армянского озера.
– Посмотри, Наташа, на небольшой водоем, расположенный справа от нас: по форме он повторяет озеро Севан, и называют его Лебединое озеро. На его берегу установлен памятник Арно Бабаджаняну.

Вся биография Арно Бабаджаняна неразрывно связана с музыкой. Он родился в январе 1921 года. Впервые музыкальные способности в ребенке прочувствовал Арам Хачатурян, который присутствовал на прослушивании детей одного из детских садиков Еревана, и посоветовал маленькому мальчику серьезно заняться музыкой.

С семи лет Арно учился в группе одаренных детей при Ереванской консерватории, в девять лет написал свое первое сочинение «Пионерский марш», а после окончания музыкальной школы стал слушателем этой консерватории.  В период с 1938 по 1942 годы он жил в Москве: вначале поступил на последний курс в Музыкальное училище имени Гнесиных, окончив который, поступил в Московскую консерваторию имени Петра Ильича Чайковского.

В последующие годы Арно Бабаджанян продолжал обучение, как в Москве, так и в Ереване, куда вернулся в 1950 году, и где до 1956 года преподавал в Ереванской консерватории. В этот период он сочинял музыку разноплановых жанров: концерты для скрипки и виолончели, фортепьянное трио, квартет в память Дмитрия Шостаковича, «Героическую балладу» для фортепиано. В 1951 году на экран вышел фильм «Песня первой любви», одноименная песня из которого стала началом песенного творчества композитора. Позже на экран выйдут еще более десяти кинофильмов, в том числе «Лично известен» и «Невеста с севера», в которых также звучит музыка Арно Бабаджаняна.

Несмотря на то, что в 1956 году он окончательно вернулся в Москву, ему постоянно хотелось домой, и он часто, на два-три месяца, возвращался в свою родную Армению.   

Арно Бабаджанян был композитором, пианистом и педагогом. Он писал прекрасную музыку которую исполняли Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах и другие знаменитые музыканты. В то же время, он и сам часто выступал в качестве пианиста, и мог стать великим пианистом и композитором, однако, в 32 года  тяжело заболел, но онкология не разлучила его с главным творчеством его жизни.

Неразрывно чувствуя себя с музыкой, Арно Бабаджанян становится частью творческого союза с такими поэтами, как Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Леонид Дербенев, которые вместе с ним написали известные и любимые всеми песни: «Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Благодарю тебя», «Свадьба», «Верни мне музыку». Очень часто песни создавались на уже написанную Бабаджаняном музыку, и исполнялись Муслимом Магомаевым, Анной Герман, Георгом Отсом, Карелом Готтом и Майей Кристалинской.

В 1980 году Арно Бабаджанян написал музыкальную пьесу «Ноктюрн», которую создавал не как песню, однако, в 1983 году, после его смерти, к этому произведению Робертом Рождественским были написаны стихи, которые он посвятил своей жене и в которых есть такие слова:

Пусть с тобой всё время будет свет моей любви,
зов моей любви, боль моей любви!
Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи.
Счастливо живи всегда.

Арно Бабаджаняна не стало 11 ноября 1983 года. Он похоронен на Центральном кладбище «Тохмах» Еревана. Через год после его смерти Роберт Рождественский, в память о нем, написал стихи:

Вы не верьте в мою немоту,
Даже, если я вдруг упаду,
Даже если уйду, то не в землю уйду,
Я не в землю, а в песню уйду.

Будут яблони осень встречать,
И посыплются звезды в траву.
И пока на земле будут песни звучать,
В каждой песне я вновь оживу.

Я открою глаза и очнусь,
Гляну в небо и вновь улыбнусь.
Стуком ветра вернусь,
Грустным снегом вернусь,
Эхом ласковой песни вернусь.

И обрушится дождь голубой,
Будут звезды дрожать на ветру
И пока на земле существует любовь,
Не умру я, друзья, не умру.

Пусть в долину помчатся ручьи,
Пусть очнутся в садах соловьи.
Я любил эту жизнь, и все песни мои
Написал ради этой любви.

Вы не верьте в мою немоту!
Даже если я вдруг упаду,
Даже если уйду, то не в землю уйду,
Я не в землю, а в песню уйду.

Продолжение в Ереван и ереванцы. Рассказ третий.