КИНОПОВЕСТЬ "ВСЕ ОНИ СОЛДАТЫ..."
76.
ТОЖЕ ВРЕМЯ. ПЕТЕРБУРГ. ТЕАТР. ГРИМЁРНАЯ АКТРИСЫ КАТЕНЬКИ.
Петербург.
Театр.
Гримуборная хорошо знакомой нам актрисы Катеньки, Екатерины Максимовны Осеневой.
В гримёрной атмосфера праздника : очень много света, изливающегося из нескольких кинкетных (масляных) ламп, стоящих с двух сторон у зеркала на гримировальном столике, укреплённых на стенах, и одной, свисающей с потолка... О празднике говорят и большие вазы, корзины с цветами, а так же невскрытые коробки с конфетами на столе, между других каких-то коробок, похоже, с подарками...
На плечиках висят костюмы, которые понадобятся актрисе для исполнения различных ролей, здесь же и её повседневное платье…
Сама Катенька сейчас в костюме и гриме Джульетты перед своим гримировальным столиком. Здесь на нём принадлежности для гримирования, различные скляночки, щётки, расчёски, помады, пуховики,… томик Шекспира… Всё это в большом беспорядке, разбросано в суете нервной рукой…
А Катюша, хоть и сидит у зеркала, но смотрит в него не на себя, а на отражение женщины, стоящей у неё за спиной.
Эта женщина в возрасте около сорока лет очень просто одета, она то ли костюмерша, то ли служанка при театре. Однако, по всему видно, что особа очень самоуверенная и даже несколько… развязная. Мы уже с ней встречались, когда она собиралась помогать переодеваться к спектаклю Матильде Брикк ещё в начале нашего повествования.
Поправляя распущенные за спиной актрисы кудри, придирчиво осматривая её грим, она заявляет:
-- Вот, Катенька и «умыли» Вы нашу приму Матильду! Ваша Джульетта выше всех похвал!
-- Не торопись, Мавра! Спектакль не окончился… Что по окончании? Как-то примут?
-- Примут-примут! Уже сейчас вона сколько цветов и конфет понатащили!
И сразу без перехода, оглянувшись по сторонам, Мавра спрашивает сама у себя:
-- Где там у нас щипцы-то? Всё же тут вот подвить надобно бы…
Женщина поворачивается к тумбочке, на которой греются щипцы, берёт их и начинает подвивать волосы, болтая при этом не просто так, а, явно, пытаясь выведать у Катеньки интересные подробности:
-- Матильда-то ухажёра опять сменила…
Катенька равнодушно:
-- Она у нас красавица. Почему не менять поклонников?
Мавра коварно:
-- А ведь всё хвалилась, что Ваш, Катенька, князь к ней теперя переметнулся… А всё из-за того, что вступился тогда за неё, когда у ней неприятности начались из-за того графа-графина! Ха-ха-ха! Всё шептала, что теперь у её ног Его Светлость...
Катенька всё так же ровно и спокойно:
-- Не переметнулся же, однако.
Марфа:
-- Но признайтесь, что это Вы просили князя, чтобы за Матильду вступился! А она, неблагодарная, твердить начала, что бросил Вас, ложа его, вона, каждый вечер теперича пуста…
-- Князь Велесов занят очень, не только в театре, но и у нас в доме последнее время редкий гость…
-- Но сегодня-то, на премьеру, Вас самолично в карете доставил, до самой гримёрной провожал, ручки целовал, успеха желал… Все видели! Пусть теперича утрутся!
-- Мавра! Что ты у меня выпытать хочешь?
-- Ну, что Вы, Катенька… Я… , я -- ничего!
Катя в ответ звонко смеётся.
Мавра, оправдывающимся тоном:
-- Так любопытно, … будет ли князь на банкете, в честь премьеры? А потом… Отвезёт Вас после к себе или к Вам отправитесь? Какой подарок в честь премьеры себе у князя Вы испросите?
Актриса смеётся и говорит:
-- И на банкете не будет, и до конца спектакля вряд ли они с ротмистром Трояновым досидят… Говорю же, занят очень! Сказал, ему сегодня ещё в полк надобно… И подарков выпрашивать я моды не имею, сколько повторять тебе это?!
Мавра всплеснула руками:
-- Да как же так! На банкете не будет !? А что все наши, здесь, в театре, скажут?!
Катя с искренним равнодушием:
-- Пусть что хотят, то и говорят. И так все уж давно шепчут, что князь меня разлюбил и бросил… Не одна Матильда …
Мавра через зеркало заглядывает в глаза девушки:
-- Так не бросил ведь?
Катюша снова звонко смеётся в ответ, а потом хитренько спрашивает:
-- Мавра, а для кого это ты шпионишь, а?
Мавра возмущённо машет руками:
-- Как можно! За что такие подозрения-то, барышня?
-- Ну, ладно. Цветы в цветочную лавку назад отправишь, проверь, чтоб с деньгами не обманули… А конфеты себе возьмёшь. Я их совсем не ем, а ты любительница… С подарками завтра с тобой разбираться станем...
Мавра радостно, целуя девушку в плечико:
-- Спасибо, красавица! Вы никогда не жадничаете, всегда угощаете, а Матильда, жадина, коробочки не подарит. И себе-то только одну и возьмёт, а остальные в лавку за углом отправляет…
-- Я бы и цветы цветочникам не возвращала, да ты знаешь моё положение : князь мои расходы контролирует, вот только благодаря возвращению в лавку цветов и подарков от поклонников, могу свободные деньги иметь и брату помощь-то хоть какую-нибудь отправить…
-- А Вы бы попросили князя Велесова… Может быть, вернул бы всё же Вашего Николеньку Максимовича в Петербург… У господина полковника-то ведь очень большое влияние здесь, в столице…
-- Что ты! Слышать не хочет! Я уж и плакала перед ним, молила -- только злится в ответ… Пусть работает, говорит, служит …
-- Жениться бы Вашему Николеньке Максимовичу на какой-нибудь купчихе богатенькой… Вы с ним из дворян всё же… Купцы-то на дворянство падкие больно…
-- Не хочет… Горд… Он у нас… в папеньку, маменька говорит…
Марфа:
-- Но Вы же, однако, служите…
Катенька очень горько:
-- А что было до того, как князь нас с маменькой…, что называется, … в грязи нашёл… После папенькиной-то смерти случайно о нас с маменькой услыхал и заинтересовался. Пенсион выхлопотал, домик купил, братца на службу определил, а меня вот в театр… Я сама попросила … В театр…
Мавра:
-- Да помню я. Вы сказывали… Папенька Ваш с господином полковником в одном полку служили-с. Проигрались подчистую… И… пулю в лоб…
Катюша на миг задумалась, запечалилась и сказала, вздохнув:
-- Страшно представить, что с братцем будет, случись что со мной и маменькой…
Теперь женщины обе горько вздыхают в унисон.
Но погрустить всласть им не удаётся : в этот самый момент раздаётся настойчивый и довольно громкий стук в дверь гримёрной.
Катенька Мавре, которая уже закончила подвивать ей волосы:
-- Посмотри, кто… Господ поклонников не впускай… Ну, разве, если князь…
И мы в зеркальном отражении за спиной у красавицы-актрисы видим, как Мавра отходит, открывает дверь, негромко с кем-то переговаривается, поворачивается к девушке и произносит со смехом:
-- Ну-у-у-у, почти угадали. Посыльный от князя.
Потом, повернувшись к тому человеку, что в коридоре, произносит:
-- Входи уж!
Водит подросток-посыльный. У него в руках закрытая крышкой большая красивая корзина, он подходит к Катеньке, протягивает корзину и произносит:
-- Его Светлость Князь Велесов Ярослав Всеволодович велели поздравить с премьерой «Ромео и Джульеты» и передать вот это!
Катенька, расплывшись счастливой улыбкой:
-- Спасибо! Скажи князю, что благодарю! Спасибо! Ступай!
Как только посыльный покинул помещение, женщины набросились на корзину.
Катенька в нетерпении поднимает крышку и, со словами «какая прелесть!», вынимает и ставит перед собой на столик у зеркала небольшой горшочек с растущим и цветущим в нём кустиком мелких полевых ромашек.
Полюбовавшись цветами издалека, подносит горшок к лицу и зарывается лицом в ромашки, а потом поднимает к Мавре счастливые глаза:
-- Он обожает такие ромашки! Надеюсь, сообразишь, что их в лавку нести не след, а полить и опрыскать не забудешь! Завтра домой заберу.
-- Тоже мне, цветы подарил! Вона их под забором уймища растёт-цветёт… Что там ещё? Не томите!
Актриса снова «ныряет» в корзину и вынимает оттуда довольно большое лукошко, доверху наполненное клубникой:
-- А вот что! Возьми одну ягодку! И всё! Я так люблю этот сорт… Он говорит, что из его оранжереи… И, правда, в Петербурге больше нигде такой земляники не встречала…
Мавра хитренько:
-- Ну уж одну… Но не объем, не бойтесь… Но не одну! А что там ещё за коробочка? Доставайте скорее!
Но Катенька уже и сама достала небольшую коробочку и с нетерпением её вскрывает.
Восторженное «о!» вырывается одновременно из груди обеих женщин.
В руках у девушки прекрасной работы небольшой, но дорогой красивый браслет. Лицо молоденькой актрисы счастливо зарумянилось.
Мавра торопливо:
-- Сейчас скоро Ваш выход, Катенька!. Наденьте! Пусть порадуется.
Катя с сомнением:
-- Нельзя... У моей Джульетты такого не было...
Мавра, пренебрежительно махнула рукой:
-- Да кто, кроме него обратит-то внимание!? Надевайте!
Катенька надевает браслет на руку, любуется им, а потом, повернув головку к Марфе, спрашивает у той с сомнением:
-- Ты … считаешь? Нужно выйти так?
Та только кивает в ответ, а произнести ничего не успевает, потому что в гримёрную заглядывает немолодой строгий мужчина во фраке:
-- Ваш выход, Екатерина Максимовна! Вы готовы?
-- Да.
Актриса торопливо подхватывается, бросает в зеркало последний взгляд…