Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 76

Надежда Андреевна Жукова
      КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."

      76.
      ТОЖЕ  ВРЕМЯ.   ПЕТЕРБУРГ.  ТЕАТР.   ГРИМЁРНАЯ  АКТРИСЫ   КАТЕНЬКИ.



      
      Петербург.
      Театр.
      Гримуборная  хорошо  знакомой  нам  актрисы  Катеньки,  Екатерины  Максимовны  Осеневой.
      В  гримёрной  атмосфера  праздника : очень  много  света,  изливающегося  из  нескольких  кинкетных  (масляных)  ламп,  стоящих  с  двух  сторон  у  зеркала  на  гримировальном  столике,  укреплённых  на  стенах,  и  одной,  свисающей  с  потолка...  О  празднике  говорят  и  большие  вазы,  корзины  с  цветами,  а  так  же  невскрытые  коробки  с  конфетами  на  столе,  между  других  каких-то  коробок,  похоже,  с  подарками...
      На  плечиках  висят  костюмы,  которые  понадобятся  актрисе  для  исполнения  различных  ролей,  здесь  же  и  её  повседневное  платье…
      Сама  Катенька  сейчас  в  костюме  и  гриме  Джульетты  перед  своим  гримировальным  столиком. Здесь  на  нём  принадлежности  для  гримирования,  различные  скляночки,  щётки,  расчёски,  помады,  пуховики,…  томик  Шекспира…  Всё  это  в  большом  беспорядке,  разбросано  в  суете  нервной  рукой…
      А  Катюша,  хоть  и  сидит  у  зеркала,  но  смотрит  в  него  не  на  себя,  а  на  отражение  женщины,  стоящей  у  неё  за  спиной.
      Эта  женщина  в  возрасте  около  сорока  лет  очень  просто  одета,  она  то  ли  костюмерша,  то  ли  служанка  при  театре.  Однако,  по  всему  видно,  что  особа  очень  самоуверенная  и  даже  несколько… развязная.  Мы  уже  с  ней  встречались,  когда  она  собиралась  помогать  переодеваться  к  спектаклю  Матильде  Брикк  ещё  в  начале  нашего  повествования.
      Поправляя  распущенные  за  спиной  актрисы  кудри,  придирчиво  осматривая  её  грим,  она  заявляет:
      --  Вот,  Катенька  и  «умыли»  Вы  нашу  приму  Матильду!  Ваша  Джульетта  выше  всех  похвал!
      --  Не  торопись,  Мавра!  Спектакль  не  окончился…  Что  по  окончании?  Как-то  примут?
      --  Примут-примут!  Уже  сейчас  вона  сколько  цветов  и  конфет  понатащили!
      И  сразу  без  перехода,  оглянувшись  по  сторонам,  Мавра  спрашивает  сама  у  себя:
      --  Где  там  у  нас  щипцы-то?  Всё  же  тут  вот  подвить  надобно  бы…
      Женщина  поворачивается  к  тумбочке,  на  которой  греются  щипцы,  берёт  их  и  начинает  подвивать  волосы,  болтая  при  этом  не  просто  так,  а,  явно,  пытаясь  выведать  у  Катеньки  интересные  подробности:
      --  Матильда-то  ухажёра  опять сменила…
      Катенька  равнодушно:
      --  Она  у  нас  красавица.  Почему  не  менять  поклонников?
      Мавра  коварно:
      --  А  ведь  всё  хвалилась,  что  Ваш,  Катенька,  князь  к  ней  теперя  переметнулся…  А  всё  из-за  того,  что  вступился  тогда  за  неё,  когда  у  ней  неприятности  начались  из-за  того  графа-графина!  Ха-ха-ха!  Всё  шептала,  что  теперь  у  её  ног  Его  Светлость...
      Катенька  всё  так  же  ровно  и  спокойно:
      --  Не  переметнулся  же,  однако.
      Марфа:
      --  Но  признайтесь,  что  это  Вы  просили  князя,  чтобы  за  Матильду  вступился!  А  она,  неблагодарная,  твердить  начала,  что  бросил  Вас,  ложа  его,  вона,   каждый  вечер  теперича  пуста…
      --  Князь  Велесов  занят  очень,  не  только  в  театре,  но  и  у  нас  в  доме  последнее  время  редкий  гость…
      --  Но  сегодня-то,  на  премьеру,  Вас  самолично  в  карете  доставил,  до  самой  гримёрной  провожал,  ручки  целовал,  успеха  желал…  Все  видели!  Пусть  теперича утрутся!
      --  Мавра!  Что  ты  у  меня  выпытать   хочешь?
      --  Ну,  что  Вы,  Катенька… Я… ,  я  --  ничего!
      Катя  в  ответ  звонко  смеётся.
      Мавра,  оправдывающимся  тоном:
      --  Так  любопытно, … будет  ли  князь  на  банкете,  в  честь  премьеры?  А  потом… Отвезёт  Вас  после  к  себе  или  к  Вам  отправитесь? Какой  подарок  в  честь  премьеры  себе  у  князя  Вы  испросите?
      Актриса  смеётся  и  говорит:
      --  И  на  банкете  не  будет, и  до  конца  спектакля  вряд  ли  они  с  ротмистром  Трояновым  досидят… Говорю  же,  занят  очень!  Сказал,  ему  сегодня  ещё  в  полк  надобно… И  подарков  выпрашивать я  моды  не  имею,  сколько  повторять тебе  это?!
      Мавра  всплеснула  руками:
      --  Да  как  же  так!  На  банкете  не  будет !? А  что  все  наши,  здесь,  в  театре,  скажут?!
      Катя  с  искренним  равнодушием:
      --  Пусть  что  хотят,  то  и  говорят.  И  так  все  уж  давно  шепчут,  что князь  меня  разлюбил  и  бросил… Не  одна  Матильда …
      Мавра  через  зеркало  заглядывает  в  глаза  девушки:
      --  Так  не  бросил  ведь?
      Катюша снова   звонко  смеётся  в  ответ,  а  потом  хитренько  спрашивает:
      --  Мавра,  а  для  кого  это  ты  шпионишь,  а?
      Мавра  возмущённо  машет  руками:
      --  Как  можно!  За  что  такие  подозрения-то,  барышня?
      --  Ну,  ладно.  Цветы  в  цветочную  лавку  назад  отправишь,  проверь,  чтоб  с  деньгами  не  обманули… А  конфеты  себе  возьмёшь.  Я  их  совсем  не  ем,  а  ты  любительница…  С  подарками  завтра  с  тобой  разбираться  станем...
      Мавра  радостно,  целуя  девушку  в  плечико:
      --  Спасибо,  красавица!   Вы  никогда  не  жадничаете,  всегда  угощаете,  а  Матильда,  жадина,  коробочки  не  подарит.  И  себе-то  только  одну  и  возьмёт,  а  остальные  в  лавку  за  углом  отправляет…
      --  Я  бы  и  цветы  цветочникам  не  возвращала,  да  ты  знаешь  моё  положение : князь  мои  расходы  контролирует,  вот  только  благодаря  возвращению  в  лавку  цветов  и  подарков  от  поклонников,  могу  свободные  деньги  иметь  и  брату  помощь-то  хоть  какую-нибудь  отправить…
      --  А  Вы  бы  попросили  князя  Велесова…  Может  быть,  вернул  бы  всё  же  Вашего  Николеньку  Максимовича  в  Петербург… У  господина  полковника-то  ведь  очень  большое  влияние  здесь,  в  столице…
      --  Что  ты!  Слышать  не  хочет!  Я  уж  и  плакала  перед  ним,  молила  --  только  злится  в  ответ… Пусть  работает,  говорит,  служит …
      --  Жениться  бы  Вашему  Николеньке  Максимовичу  на  какой-нибудь  купчихе  богатенькой… Вы  с  ним  из  дворян  всё  же…  Купцы-то  на  дворянство  падкие  больно…
      --  Не  хочет…  Горд…  Он  у  нас…  в  папеньку,  маменька  говорит…
      Марфа:
      --  Но  Вы  же,  однако,  служите…
      Катенька  очень  горько:
      --  А  что  было  до  того,  как  князь  нас  с  маменькой…,  что  называется,  …  в  грязи  нашёл…  После  папенькиной-то  смерти  случайно  о  нас  с  маменькой  услыхал  и  заинтересовался.  Пенсион  выхлопотал,  домик  купил,  братца  на  службу  определил,  а  меня  вот  в  театр…  Я  сама  попросила …   В  театр…
       Мавра:
      --  Да  помню  я.  Вы  сказывали… Папенька  Ваш  с  господином  полковником  в  одном  полку  служили-с.  Проигрались  подчистую…  И…  пулю  в  лоб…
      Катюша  на  миг  задумалась,  запечалилась  и  сказала,  вздохнув:
     --  Страшно  представить,  что  с  братцем  будет,  случись  что  со  мной  и  маменькой…
      Теперь  женщины  обе  горько  вздыхают  в  унисон.
      Но  погрустить  всласть  им  не  удаётся  :  в  этот  самый  момент  раздаётся  настойчивый  и  довольно  громкий  стук  в  дверь  гримёрной.
      Катенька  Мавре,  которая  уже  закончила  подвивать  ей  волосы:
      --  Посмотри,  кто… Господ  поклонников  не  впускай…  Ну,  разве,  если  князь…
       И  мы  в  зеркальном  отражении  за  спиной  у  красавицы-актрисы  видим,  как  Мавра отходит,  открывает  дверь,  негромко  с  кем-то  переговаривается,  поворачивается  к  девушке  и  произносит  со  смехом:
      --  Ну-у-у-у,  почти  угадали.  Посыльный  от  князя.
      Потом,  повернувшись  к  тому  человеку,  что  в  коридоре,  произносит:
      --  Входи  уж!
      Водит  подросток-посыльный.  У  него  в  руках  закрытая  крышкой  большая  красивая  корзина,  он  подходит  к  Катеньке,  протягивает  корзину  и   произносит:
      --  Его  Светлость  Князь  Велесов  Ярослав  Всеволодович  велели  поздравить  с  премьерой   «Ромео  и  Джульеты»  и  передать  вот  это!
      Катенька,  расплывшись  счастливой  улыбкой:
      --  Спасибо!  Скажи  князю,  что  благодарю!  Спасибо!  Ступай!
      Как  только  посыльный  покинул  помещение,  женщины  набросились  на  корзину.
      Катенька  в  нетерпении  поднимает  крышку  и,  со  словами  «какая  прелесть!»,  вынимает  и  ставит  перед  собой  на  столик  у  зеркала  небольшой  горшочек  с  растущим  и  цветущим  в  нём  кустиком  мелких  полевых  ромашек.
      Полюбовавшись  цветами  издалека,  подносит  горшок  к  лицу  и  зарывается  лицом  в  ромашки,  а  потом  поднимает  к  Мавре  счастливые глаза:
      --  Он  обожает  такие  ромашки!  Надеюсь,  сообразишь,  что  их  в  лавку  нести  не  след,  а  полить  и  опрыскать  не  забудешь!  Завтра  домой  заберу.
      --  Тоже  мне,  цветы  подарил!  Вона  их  под  забором  уймища  растёт-цветёт…  Что  там  ещё? Не  томите!
      Актриса  снова  «ныряет»  в  корзину  и  вынимает  оттуда  довольно  большое  лукошко,  доверху  наполненное  клубникой:
      --  А  вот  что!  Возьми  одну  ягодку!  И  всё!  Я  так  люблю  этот  сорт… Он  говорит,  что  из  его  оранжереи… И,  правда,  в  Петербурге  больше  нигде  такой  земляники  не  встречала…
      Мавра  хитренько:
      --  Ну  уж  одну…  Но  не  объем,  не  бойтесь… Но  не  одну!  А  что  там  ещё   за  коробочка? Доставайте  скорее!
      Но  Катенька  уже  и   сама  достала  небольшую  коробочку  и  с  нетерпением  её  вскрывает.
      Восторженное  «о!»  вырывается  одновременно  из  груди  обеих  женщин.
      В  руках  у  девушки  прекрасной  работы  небольшой,  но  дорогой  красивый  браслет.  Лицо  молоденькой  актрисы  счастливо  зарумянилось.
      Мавра  торопливо:
      --  Сейчас  скоро  Ваш  выход,  Катенька!.  Наденьте!  Пусть  порадуется.
      Катя  с  сомнением:
      --  Нельзя...  У  моей  Джульетты  такого  не  было...
      Мавра,  пренебрежительно  махнула  рукой:
      --  Да  кто,  кроме  него  обратит-то  внимание!?  Надевайте!
      Катенька  надевает  браслет  на  руку,  любуется  им,  а  потом,  повернув  головку  к  Марфе,  спрашивает  у  той  с  сомнением:
      -- Ты … считаешь?  Нужно  выйти  так?
      Та  только  кивает  в  ответ,  а  произнести  ничего  не  успевает,  потому  что   в  гримёрную  заглядывает  немолодой  строгий  мужчина  во  фраке:
      --  Ваш  выход,  Екатерина  Максимовна!  Вы  готовы?
      --  Да.
      Актриса  торопливо  подхватывается,  бросает  в  зеркало  последний  взгляд…