Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 74

Надежда Андреевна Жукова
      КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."

      74.
      ТО  ЖЕ  САМОЕ  ВРЕМЯ.  КОМНАТА  РЕВОЛЮЦИОНЕРОК.



      
      Уже  знакомая  нам,  занимаемая  стриженными  барышнями,  большая  мрачная  комната  в  каких-то  меблиришках.
      Мебель,  которую  здесь  видим,  диванчик,  две  кровати,  платяной  шкаф,  большой  круглый  стол  с  десятком  стульев  вокруг…,  старенькая  и  имеет  изрядно  «поношенный»  вид.
      На  подоконнике  --  большой  подсвечник.
      На  стене  --  часики  с  кукушкой….
      Мы  видим  множество  книг : и  на  навесной  полке,  и  брошенных  раскрытыми  на  диване,   подоконнике…,  и  сложенными  аккуратной  стопочкой,  перевязанной  бечёвкой,  на  тумбочке  у  кроватей…  На  стене  под  часами  --  карта  Российской  империи,  портреты  Некрасова,  Салтыкова-Щедрина…
      В  общем,  обстановка  в  комнате  суровая,  но,  несмотря  на  это,  живая  и  тёплая,  даже  на  окнах  имеются  простенькие,  без  затей,  занавески…
      В  помещении  человек  восемь-девять  молодых  людей,  сгруппировавшихся  вокруг  стола,  кто-то  сидит,  а  кто-то  встал  и  стоит,  опираясь  на   собственный  стул…  Это,  похоже,  студенты.  Среди  них  и  две  знакомых  нам  стриженных  барышни  с  решительными  лицами,  разливающие  мужчинам  чай,  руководящие  застольем.  Тут  же  и  хорошо  знакомый  нам  Профессор.
      Несмотря  на  то,  что  окно  комнаты  распахнуто  настежь,  из-за сизых  клубов  дыма невозможно  дышать.  Все  немилосердно  курят.  Не  успев  докурить  одну  папиросу,  сразу  закуривают  новую.  Даже  девушки  не  отстают  от  мужчин.  Активно  подносит  папиросу  ко  рту   и  Профессор.
      На  столе,  вокруг  которого  разместились  хозяйки  и  их  гости,  стоит  большой  самовар,  заварочный  чайник,  блюдце  с  нарезанным  лимоном,  сахарница,  две  вазочки  с  печеньем,  большое  блюдо  с  уже  изрядно  «подтаявшей»  горкой  маленьких  булочек,  несколько  вазочек,  похоже,  с  различного  вида  вареньями  и  мёдом,  довольно  большая  почти  пустая  мисочка  с  остатками  халвы,  коробка  из-под  конфет  с  одной,  одинокой,  случайно  не  съеденной,  конфетой,  несколько  бутылок  вина,  простые  грубые  бокалы  с  остатками  красного  вина  на  дне,  простые  стаканы  с  чаем  в  подстаканниках,  тарелочки  и  чайные  ложки  возле  каждого,  находящегося  у  стола,  несколько  пачек  папирос,  несколько  коробков  спичек,  несколько  пепельниц,  туго  набитых  окурками...
      Обстановка  за  столом  оживлённая  и  шумная.
      Одна  из  барышень,  подав  чай  сидящему  справа  от  неё  молодому  человеку,  звонко  и  настойчиво  декларирует:
      --  Реакция  народа  на  волю,  дарованную  свыше,  свидетельствует  о  том,  что  его  не  обмануть…  Шиш  вам!
      Молодой  человек,  которому  она  подала  стакан,  поставив  свой  чай  на  стол,  подхватывается  с  места  и  заявляет,  делая  выставленным  вперёд  указательным  пальцем  подчеркивающе-указывающие  движения:
      --  Крестьянское  движение  в  центрально-черноморских  губерниях,  в  Поволжье,   Малороссии  продемонстрировало  истинное  отношение  народа  к  царским  реформам…
      Другой  молодой  человек,  сидевший  слева  от  подававшей  чай  барышни,  худой,  с лихорадочно  блестящими  глазами  и  яркими  розами  нездорового  румянца  на  щеках, похоже,  чахоточный,  не  поднимаясь  с  места,  не  дав  ему  договорить,  выкрикнул:
       --  А  отвага!  Отвага-то  народная  какова!  Одно  апрельское  восстание  в  селе  Бездна  Казанской  губернии  как  нам  много  показало!  Велик!  Велик  народ!
      Вскочивший  молодой  человек,  повернул  к  чахоточному  разгорячённое  лицо:
      --  А  Кандеевка  и  Черногай  Пензенской  губернии?!?  Восстания,  в  которых  участвовали  десятки  тысяч  крестьян!  Это  вам,  царь-батюшка,  не  фунт  изюму!  Утритесь!
       Высказавшись  столь  бурно,  студент  шумно  плюхнулся  на  свой  стул  и  потянулся  за  булочкой,  которую  собирался  запить  уже  полученным  из  рук  барышни  чаем.  А  все  находящиеся  в  помещении  ответили   громким  хохотом  и  аплодисментами  на  его  яркое  выступление.
      Однако  чахоточный  всеобщего  веселья  не  разделил  и  заявил  довольно  зло:
      -- Самодержавие  показало  своё  звериное  лицо  народу. Царь-батюшка  снял  маску :  восстание  в  Бездне,  Кандеевке,  Черногае,  в  которых  участвовали  десятки  тысяч  крестьян  закончились  их  кровавым  усмирением.  Сотни  крестьян  убиты  и  ранены,  остальные  подверглись  жестокому  наказанию  розгами,  народный  герой  Антон  Петров  расстрелян!
      Старшая  из  барышень  подхватилась  и  веско  заявила :
      --  Не  жалеть  народ  и  возмущаться  нам  сегодня  нужно,  а  тоже  выступить  с  протестом,  подняв  всю  учащуюся  молодёжь  столицы!  Не  то  утопят  народный  бунт  в  крови!
      Все  её  шумно  одобрили:
      --  Да-да!
      Наконец,  и  Профессор,  вольготно  развалившийся  через  стол  от  выступавших  перед  этим  молодых  людей  и  до  этого  времени  только  с  интересом  за  всем  наблюдавший  и  с  не  меньшим  интересом  их  слушавший,  вступает  в  разговор.
      Ответной  реакцией  на  первый  же  звук  его  голоса  стала  уважительная  и  внимательная  тишина,  повисшая  над  столом.
      Пребывая  всё  в  той  же  свободной  позе,  Профессор  вещает:
      --  Да,  к  сегодняшнему  дню,  к  концу  весны,  правительству  с  помощью  крупных  воинских  подразделений,  путём  расстрелов  и  массовых  сечений  розгами  удалось  ослабить  взрыв  крестьянского  протеста.  Однако,  вы  правы,  достигнуто  главное  --  народ  увидел  истинное  лицо  царя.  Самодержца-сатрапа! Его  антинародную  сущность. Потеряна  вера  в  царя-батюшку.  И  учащаяся  молодёжь  неприменно  должна  поддержать  народные  бунты,  присоединиться  к  ним.  Тогда,  уверен,  к  весенним  полевым  работам  следующего  года  восстания  вспыхнут  с  новой,  удвоенной,  если  не  утроенной,  силой.
      Все  приняли  его  речь  дружными  аплодисментами.
      Профессор  остановил  аплодировавших  протестующим  движением  руки:
      --  Не  аплодисменты  нужны!  Нужны  студенческие  волнения,  крупные,  могущие  напугать  власти,  как  и  сбор  средств  в  помощь  бунтующему  народу.  Нужно  готовиться  и  к  осени-зиме  ехать  в  деревни,  говорить  с  народом,  направлять  неорганизованные  бунты  в  организованное  сплочённое  русло. Превращать  народное  протестное  движение  в  крестьянскую   революцию!
      Затихшие,  в  ответ  на  протест  Профессора,  аплодисменты  вспыхнули  с  новой  силой.
      Сидевший  подле  Профессора  высокий,  стройный  юноша  с  горящим  взором  и  роскошной  русой  шевелюрой  вскочил,  замахал  театрально  руками  и  стал  не  декламировать,  а  выкрикивать  стихи:
      --  Добролюбов!

Ещё  работы  в  жизни  много,
Работы  честной  и  святой,
Ещё  тернистая  дорога
Не  залегла  передо  мной.

Ещё  пристрастьем   ни  единым
Своей  судьбы  я  не  связал
И  сердца  полным  господином
Против  соблазнов  устоял.
Я  ваш,  друзья, --  хочу  быть  вашим,

 На  труд  и  битву  я  готов, --
Лишь  бы  начать  в  союзе  нашем
Живое  дело  вместо  слов.

Но  если  нет  --  моё  презренье
Меня  далёко  оттолкнёт
От  тех  кружков,  где  словопенье
Опять  права  свои  возьмёт.

И  сгибну  ль  я  в  тоске  безумной,
Иль  в  мире  с  пошлостью  людской,  --
Всё  лучше,  чем  заняться  шумной,
Надменно-праздной  болтовнёй.

Но  знаю  я,  --  дорога  наша
Уж  пилигримов  новых  ждёт,
И  не  минёт  святая  чаша
Всех,  кто  её  не  оттолкнёт.

      Пока  молодой  человек  читал  стихи,  профессор,  сдержанно  морщась,  как  от  старой  и  привычной  зубной  боли,  вытащил  из  нагрудного  кармана  часы,  посмотрел  время,  покачал  головой  и,  пробормотав  «однако!»,  повернулся  к  сидящей  рядом  с  ним  второй  носатой  стриженой  барышне,  что  всё  это  время  смотрела  на  него,  не  отводя  влюблённых  глаз:
      --  Ольга  Оттовна  велела  зайти  за  ней  на  сегодняшнее  заседание  кружка…  А  всё  нет  её…  Не  заболела?  Может  быть,  просила  что-нибудь  мне  передать?
      --  Нет!  Я  была  у  неё  поутру.  Ничего  не  говорила.  У  меня  сложилась  уверенность,  что  сегодня  здесь  будет  непременно…
      --  Ну,  что  ж… Мне  пора.  Ещё  кое-куда  зайти  надобно,  скоро  уже  гости  и  у  меня  в  дому  будут.  Ежели  Ольга  Оттовна  всё  же  объявится,  передайте,  что, жду  у  себя,  как  всегда.
      --  Непременно  передам.  Непременно.
      --  Вот  и  хорошо.  Прощайте,  милая.
      Стихи  дочитаны.  Профессор  понимается:
      --  Друзья!  Как  это  ни  печально,  но  вынужден  вас  покинуть.  Дела-с…  Честь  имею  откланяться.  А  вы  подумайте  над  тем,  о  чём  я  говорил.  Обсудите.
     Вслед  уходящему  из  комнаты  профессору  звучит:
      --  Не  забывайте  нас!  Приходите  почаще!
      --  Всего  доброго! До  встречи!
      --  Ждём !
      Но,  перекрывая  эти  слова,  голоса  молодёжи,  гремит  всё  та  же,  что  и  в  конце  прошлой  главы,  музыка  надвигающейся  беды. Особенно  сильны  её  аккорды  в  тот  момент,  когда  за  Профессором  закрывается  дверь.