Свято-Исидоровская церковь

Анатолий Холоденко
"Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.
И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ, а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда!"
                ( "Повесть временных лет" )

Прежде, чем коснуться истории Свято-Исидоровской церкви, мы обязаны вернуться на десять веков назад, в те времена, когда благоверный великий князь Ярослав, при святом крещении нареченный Георгием, сын святого равноапостальского великого князя Владимира, крестителя Руси, в 1030 году покорил своей власти чудское племя, жившее в пределах Новгородских и Псковских земель, а позже на реке Омовже основал город Юрьев, выстроив в нем церковь во имя великомученика Георгия. Однако, с половины 12 века в эти земли морем стали проникать католики-немцы и, укрепившись, овладели ими, воспользовавшись воцарившейся в стране междоусобицей. Несмотря на усиливающееся с каждым годом католическое давление, уже во времена великого князя Московского Иоанна Третьего Васильевича, православными христианами были выстроены еще две церкви:  Святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия. Служили в тех церквах два пресвитера: один именем Иоаннн, по прозванию Шестник, из московской земли, а другой - Исидор.
Когда немцы уговорами и угрозами начали принуждать православных граждан к перемене веры, отец Иоанн ушел во Псков, вскоре после чего, приняв иночество с именем Иона, основал на  Псковских землях,  на границе с Ливонией, впоследствии прославленную многими подвигами Псково-Печерскую монашескую обитель. Исидор же продолжал свою службу в Юрьеве, причем, как сказано в "Житии святых", издания 1916 года, будучи пресвитером храма святителя Николая Чудотворца, "вел с немцами большие споры о православной вере, нередко уговаривая их присоединиться к православию".
И вот в 1472 году, в период очередного вооруженного нападения ливонцев на Псков, по навету старейшины города Юрьева о будто имевшей место хуле на латинскую веру 6 января, в праздник Богоявления Господнего, Исидор со всеми бывшими с ним на тот момент прихожанами, был схвачен и заключен в темницу.
"Не буди то, враг истины, чтобы нам, православным, отречься от Христа истинного и веры православной; не пощадим телес наших за Христа Бога, сколько б ты нас не мучил, но вас, нечестивые, умоляем: пощадить души свои Господа ради, ибо и вы - созданья Божии! " - бросив в лица недругов эту пламенную, идущую от самого сердца, фразу, Исидор, встав лицом к востоку, вознес молитву Господу, после чего причастился сам запасными дарами святых и животворящих Тайн и причастил всех бывших с ним.
"Ни один из вас, - сказал он дружине своей, - да не страшится угроз и самих мук не убоится, но добре постраждем за Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и примем почести страдания нашего в день судный".
Посланные от епископа и городских судей доставили Исидора и его паству из темницы в ратушу, где епископ в последний раз попытался склонить их к своей вере словами : "Только послушайте меня и посадников града сего, которые сошлись из окрестных замков Ливонии, примите честную веру нашу, которая почти одна с вашею, и не губите себя; будете присными братьями нам и участниками нашего богатства. Если хотите, держите опять свою веру; только теперь повинитесь предо мною, судьями и всеми немцами"
"Что ищешь уловить нас льстивыми речами?- отвечала ему мужественная братия, - не можешь ты отклонить нас от истинной веры православной; твори над нами, что хочешь; все мы пред тобою и повторяем тебе то же, что говорили прежде".
Распалившись яростью, епископ велел ввергнуть Исидора  во всем его облачении под лед в святую Иордань, которую  тот освещал в день Богоявления, а оставшуюся паству числом в 72 мученика приказал бросить в реку Омовжу.
И при том страдании лютом, согласно преданию, случилось дивное зрелище: в числе православных находилась молодая женщина с трехлетним ребенком на руках, лицо которого было столь прекрасно, что нечестивые враги, пораженныые таким совершенством, вырвали дитя из рук матери, бросив мать на глазах у него под воду. Ребенок, плача, терзал им лица, вынудив его также бросить к проруби. И здесь малыш, придвинувшись к кромке льда, трижды перекрестился и твердо произнес, глядя на своих палачей, поразительно взрослую и зрелую фразу:
"И я православный, верую в Господа и хочу умереть, как и учитель наш Исидор и моя мать".
Произнеся эти слова, он бросился под лед.
А когда наступила весна и разлившаяся река Омовжа выступила из своих берегов, под деревом у холма вверх по реке обнаружились ничем не поврежденные тела всех исповедников Христовых, словно бы положенных на восток лицом и пресвитер Исидор лежал среди них во всем своем священническом облачении.
Мощи страдальцев бережно и с любовью были погребены в городе Юрьеве, вблизи храма чудотворца Николая.
Чтить память священномученика Исидора и семидесяти двух его учеников начали рано, не позже середины 16 столетия, а к ликам святых они были причислены в 1898 году.
В том же году Русской церковью была составлена особая служба Юрьевским мученикам и с тех пор, в канун их праведного подвига, совершается торжественное всеночное бдение, а с 8 января - Божественная литургия.