Книга

Елена Силутина
Результат онлайн-тренинга А. Молчанова и А. Парабеллума «БЕСТСЕЛЛЕР» (1-7августа 2016)

Это нон-фикшн.
1 глава книги-тренинга "Как снять кино, чтобы оно стало искусством" (еще совсем заметки)

Ничего себе название. Если честно, у меня тоже на языке странный привкус.  А разве не является искусством все, что создается человеком?! Мммм, надо попробовать разобраться. Творчество – это изначальная и вечная потребность любого человека. Независимо от того, чем человек занимается. Тут все понятно. А искусство? Что это за штука такая, за которым все гоняется. И которое, как орден, присваивают либо не присваивают. Таким образом указывая на то, что не любое творчество и созидание человека является искусством. Кто ж это такой, который взял на себя подобное право? Короче, вопросов море.
Поехали искать. Позвольте мне сразу отбирать более понятные определения. Итак, искусство – это то, что вызывает отклик у других людей. Отклик не любой, а желательно созидательный, стремление творить в положительном ключе. Дальше, искусство – это то, что доставляет эстетическое удовольствие. Искусство – это умение, которое способно вызывать восхищение. Такое умение мы называем талантом и часто грустно констатируем, что как раз таланта нам и не хватает. Откуда мы это берем, непонятно. Но берем. От родителей. От сверстников. От друзей. От дядь и теть, которые с высоты своего пребывания в той или иной профессиональной сфере берут на себя право говорить о наличии таланта в нас. А еще от собственной лени. Так удобнее. Нет таланта – так и делать ничего не надо.
О, вот еще. Определение и оценка искусства как явления – предмет непрекращающихся дискуссий. В разное время существования человечества. Вот это мне нравится больше.
А вот более широкая точка зрения. Оказывается, искусство – это не только прекрасное.  Так отозвался об искусстве Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: «Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать…» Ну, дальше он утверждает, что только светлое искусство способно спасти человечество. И т.д., и т.п. Хотя, если задуматься, как часто прочитанная книга, увиденный фильм или поход в музей меняли нас как человека. Не часто. Есть мнение, что никогда. А вот увидеть за обыденном фасадом нечто недоступное – это запросто. Искусство наделяет нас опытом, мудростью, с его помощью мы проживаем чужие жизни. Мы становимся богаче, сильнее, терпимее.

Но нас сейчас интересует более прикладное определение. Искусство как воспроизведение действительности в художественных образах. Вот оно! Каждый из нас видит мир по-своему. Только так, а не иначе. И совсем не так, как другие. Это то, что надо принять на веру. Просто принять.

А теперь давайте ближе к кино. Искусство в кино. Здесь еще дальше. Тарковский своими фильмами всю жизнь стремился доказать, что кино может быть искусством. Видите, значит, не считал, что по умолчанию это одно и тоже. Кто-то может спросить, а зачем ему вообще это надо было. Давайте разбираться вместе. Думаю, если все будет хорошо, мы к этому выйдем в конце книги.

Хочу предупредить. Я не киновед и критик. Это они рефлексируют по поводу увиденного, услышанного или прочтенного, а затем делятся осознанием своих эмоций со всеми нами. На самом деле, очень клевая деятельность. Серьезная профессия. Осознание своих эмоций и раскладывание их по полочкам. Захватывающе жуть как. Проживать и осознавать сильные эмоции. Это как наркотик, простите за сравнение. Это кайф, поверьте. Но мы с вами будем работать со своими фильмами, а не с чужими.
 Я режиссер и сценарист. Мы видим изнутри. Это совсем другое. Эмоции лучше избегать в своей жизни, надо проживать их в том, что делаю. И не иначе. Пока далеко не всегда получается.

Кинофильм вмещает в себя литературу, театр и живопись.
От литературы в фильме есть сценарий. Или сюжет. Или, еще проще, история. Еще от литературы в фильме есть ракурс. Сверху, снизу, сбоку, субъективно и со стороны – все это есть и было в литературе. И даже монтаж – это тоже изобретение не кинематографа, а литературы. Разница между кино и литературой в том, что образы (помните определение искусства про художественные образы) в литературе строятся в уме на основе прочитанного слова, а в кино эти образы мы видим и слышим непосредственно.
Театр дал кинематографу опыт построения объемных декораций, расположение актеров в пространстве (в театре это называется мизансценой) и кастинг актеров на роль.
Живопись наградила кино построением кадра. Композицией. И цветом.

Ребята, есть еще одно обалденное средство. Это драматургия. Именно драматургия венчает все три перечисленных столпа кино. Драматургия должна быть в сценарии, в кадре, в персонаже, в цвете и в музыке. Драматургия – это волшебное средство, которое позволяет достать из зрителя эмоции. А эмоции – это власть. Посредством эмоций вы завладеваете зрителем и заводите в свой мир. Только так вы можете надеяться на то, что другой человек сможет понять вас. Помните знаменитую фразу из фильма «Счастье – это когда тебя понимают»?