Ответ рецензенту на Развитие ребёнка до 3-х лет

Любовь Питателева
     Хочу сделать сразу оговорку относительно рецензий, которые я получила на "Развитие ребёнка до 3-х лет".
     Я ничего, или почти ничего, не рассказывала о нашей семье: о муже, замечательном отце, о старшем брате Володе, ученике 7-го класса (на то время), потому что это был бы уже другой формат повествования... Но, по умолчанию, я давала понять между строк, что у нас полная дружная семья, что все заботы, успехи, тревоги, проблемы - это наши заботы, успехи, тревоги, проблемы... Конечно же я всем уделяла внимание, всех одинаково любила и люблю - это было всегда взаимно в семье.
   Что - то нам удавалось хорошо, что - то не очень, но мы постоянно стремились жить в любви и гармонии.
Рождение первого сына выпало на те годы, когда мы с мужем были молодыми и не имели ещё должного опыта по воспитанию детей в раннем возрасте. Декретный отпуск на всё про всё равнялся одному году, а в 90-х годах - до 3-х лет оплачиваемый, а до 6 лет - за свой счёт. Можно было спокойно заниматься воспитанием малыша.
  Первому сыну мы уделяли тоже очень много времени на развитие и воспитание, но это не происходило в системе, потому что мы должны были работать, чтобы не прерывать стаж, потому что были просто молоды и не имели опыта, негде было почитать ничего на эту тему, некому было подсказать...
  Когда родился второй ребёнок, мы все: и я, и муж, и старший сын участвовали в воспитательном процессе - это естественно, но больше всего времени занималась детьми я. Проводив рано утром на работу мужа, сына - в школу, мы с малышом оставались одни почти на целый день. Всё это время я расписывала на своё усмотрение, соблюдая режим занятий, сна, прогулок на свежем воздухе, приёма пищи...походы в театры, музеи...
  Мой рецензент отмечает, что книга Ибука у неё была настольной, но успехи не столь впечатляющие, и тут же отвечает себе "сама я не наделена столь безграничным терпением и энтузиазмом" - вот в этом ответе и кроется НЕУСПЕХ РАБОТЫ С МАЛЫШОМ.
  Хорошо помню, как я уставала, было очень много других забот и проблем: больные старики - родители, нехватка средств на проживание, проблемы на работе у мужа    (учёный - физик он оказался не у дел на Украине), у старшего сына свои трудности в школе - переходный возраст, время перемен в стране - 90-е, кто был никем - тот стал всем...
  Всё это надо было пережить, выстоять. Я, как одержимая, делала всё, чтобы сохранить семью, чтобы в доме были мир и любовь. Никогда (отвечаю на вопрос рецензента "Вот вам случалось почти ненавидеть ребёнка, ощущать мучительное, граничащее с удушьем желание побыть ОДНОЙ?"), никогда , повторяю, у меня не возникало такого желания. Наоборот, мне всегда было бесконечно интересно с семьёй, мы вместе радовались успехам друг друга, нас огорчали неудачи.
  Выражение известного философа "Уча других, мы учимся сами", действительно правильно, мы многому учимся друг у друга, и всем правит в семье ЛЮБОВЬ. Если атмосфера в семье пропитана любовью, причём не только к ребёнку, но и к ближнему вообще, - то это настоящее счастье.
  Не верю, что у любящих родителей появляется желание "отвязаться от липучего отпрыска" - слова - то какие... И слава Богу, многоуважаемый рецензент, что на моём пути не встретилась Эда Ле Шан "Когда Ваш ребёнок сводит вас с ума", которая пишет про всё ЭТО, но, мне кажется, она понятия не имеет, что значит ЛЮБИТЬ ПО - НАСТОЯЩЕМУ, ей просто неведомы глубинные чувства человека, которые невозможно передать словами.
  И ещё хочу ответить рецензенту, что, безусловно, ребёнок не должен становиться  "центром, единственным смыслом жизни родителей", центром и единственным - нет,
смыслом жизни - да. Каждый из членов семьи должен иметь и любимое дело, и интересы, и увлечения...,но одно другому не мешает...И никто не превратится в чеховскую, а не в "тургеневскую", уважаемый рецензент, душечку.
  А высказывание: "Пусть лучше дети меня ненавидят, но вырастут людьми, а не быдлом", многоуважаемый второй рецензент, я отказываюсь комментировать - это не для среднего ума. Предоставлю эти мысли на суд читателю.