Сердце есть дух

Ангелина Кныш
В настоящее время бросается в глаза удивительный парадокс: гонений на церковь со стороны властей не наблюдается (наоборот, полное понимание и поддержка), повсюду ведется бурное строительство храмов и монастырей, бесценный богословский опыт доступен как никогда прежде, а результатов в духовном плане развития общества – кот наплакал.
 
Куда ни кинь, везде безбрежное море лжи, ненависти, агрессии, преступности, распущенности и прочих человеческих пороков. И ситуация усугубляется: в нашем мире становится жить не только «холоднее» от отсутствия любви-милосердия со стороны окружающих, но и попросту опаснее.

Почему? «Потому, что люди не любят Бога», – сказал в одной из телепередач священник.
 
Да, храмы вроде бы не пустуют, и даже молодежь туда заглядывает – вереницей несут маленьких детей к причастию, чтобы не болели. Нередко можно наблюдать типичную картину: некая девица, едва прикрыв полупрозрачным платком туго обтянутый джинсами мясистый зад, ставит толстую свечку у иконы и поспешно, громко стуча каблуками, покидает церковь, стремясь поскорее окунуться в привычную греховную среду.
 
Любит ли она Бога? Что получит она от своей коммерческой сделки: «Я Тебе  – свечку, а Ты мне  – то-то и то-то?» Знает ли она, что вместо исполнения своего желания может навлечь на себя гнев Божий, потому что С БОГОМ ТАКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ ОПАСНЫ?

Если бы у нее был хоть малейший интерес к тому, чего ждет от нас Бог, она была бы очень удивлена. Каждый день на Литургии перед причастием священник молится о том, чтобы это причастие было причащающимся не в суд или осуждение, а апостол Павел в Евангелии прямо предупреждает, что те, кто причащаются недостойно, часто болеют и даже умирают (1Кор.11:29-30).

Нам советуют (тот же Осипов, например) поменьше углубляться в Откровение Иоанна Богослова – дескать, там многое неоднозначно и спорно. Ну почему же? Там очень даже четко описано, чем будут заниматься в Царствии Небесном ВСЕ – от мала до велика: ДЕНЬ И НОЧЬ ПОКЛОНЯТЬСЯ И СЛАВИТЬ БОГА (Откр.4:10-11; 5:11-14; 7:14-15).

Готова ли эта девица, не имеющая даже одной скромной юбки в своем гардеробе (или не пожелавшая ее надеть, что не менее оскорбительно по отношению к Господу) день и ночь молиться и прославлять Бога или же у нее другой бог – тот, у кого более тугой кошелек? Ответ очевиден.
 
Вот эта роковая дистанция в свободном человеческом выборе и не дает людям познать Бога – ИЗБРАВШИМ ШИРОКИЙ И ГРЕХОВНЫЙ ПУТЬ ГОСПОДЬ ПОПРОСТУ НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ. А кому открывается?

Задавая себе вопрос: «Кто я, что я, для чего живу на этом свете?», человек не может не замечать, что вокруг него действуют силы, способные не только свести на нет все его жалкие усилия по достижению таких же жалких мирских целей, но и в любой момент отобрать все самое дорогое, в том числе саму жизнь. Одновременно человек узнает, что есть некие правила (заповеди), соблюдая которые, можно минимизировать потери и обрести уверенность в завтрашнем дне. Стараясь обезопасить себя от всяких бед в бурном житейском море, человек однажды решается начать соблюдать эти правила, ОДНОВРЕМЕННО СОЗНАВАЯ СВОЮ НИЧТОЖНОСТЬ, ГРЕХОВНОСТЬ И НЕСПОСОБНОСТЬ БЕЗ ПОМОЩИ СВЫШЕ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ. И с удивлением обнаруживает, что жизнь начинает меняться к лучшему! Это первый и очень важный шаг на пути познания Бога.

А вот дальше – сложнее. Если человек оказался упорным и решил карабкаться выше на пути к совершенству, то искушений ему не избежать. Попуская их, Господь испытывает наши сердца на верность и преданность. Активизируются и бесы, стараясь всеми силами не дать человеку спасти свою душу. Искушения могут быть разные – потери, болезни, соблазны, гонения и т.д. А еще никак не удается достичь основных жизненных целей (например, карьерных, материальных и т.д.).

Если человек не сломался, остался верен Богу, то в один прекрасный момент он начинает понимать, что все эти испытания были ему лишь во благо, что Господь не оставил его, но оградил от многих крупных жизненных ошибок (говорят, испытание богатством – одно из самых тяжких), избавил от злых людей и прочей бесовщины.
 
А еще ему открывается, что люди, через которых приходят искушения, не виноваты перед ним (все ведь под контролем свыше, даже волосы у человека на голове сочтены) и ему становится также понятен смысл евангельской фразы «благотворите ненавидящих вас» (Лк.6:27-28). Ведь благодаря этим людям мы получаем бонусы для обретения вечной жизни! Кажется, еще чуть-чуть, и проповедываемая в Евангелии милосердная любовь к людям обретет свое практическое воплощение…

Многое в миру начинает представляться ненужным, наносным и нелепым. Как много времени и сил было потрачено зря! А изучение богословского наследия открывает дальнейший путь к пресечению овладения души новыми страстями: отсечение греховных помыслов в их зародыше, внутреннее покаяние после каждого мелкого греха и т.д.

Вот так, шаг за шагом постепенно сокращается и уже совершенно не шокирует пропасть между максималистски-юношеским «я всего добьюсь и все смогу сам» и степенно-умудренным «я не нечто, а полное  (без Бога) ничто».

«Живите тихо и мирно, довольствуйтесь малым, всегда радуйтесь, за все благодарите», – это советы от апостола Павла. А святитель Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах» рекомендует почаще СО СЛЕЗАМИ молиться, постоянно САМОУКОРЯТЬ себя за совершенные грехи, что учит истинному смирению. И, ведя благочестивую жизнь, ждать, терпеливо ждать схождения Святой благодати в сердце, не пытаясь прыгнуть выше головы и ускорить этот процесс.

Что есть сердце человеческое в его евангельском понимании? Под сердцем, как утверждает И. Брянчанинов, в Евангелии подразумевается дух человека. Он при рождении дается людям Богом, и задача каждого в его земной жизни – представить свой дух на Суд Господу неоскверненным, чтобы не обречь себя вместо спасения на вечные муки.