Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 69

Надежда Андреевна Жукова
      КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."

      69.
      ТО  ЖЕ  САМОЕ  ВРЕМЯ.  ПОМЕСТЬЕ   ШТАБС-РОТМИСТРА   ВСЕВОЛОДА
      ВЕЛОСЛАВОВИЧА     РОДИНА.    КЛАССНАЯ      КОМНАТА     ЕГО     ДЕТЕЙ.



      ... очень  большая  и  просторная  комната  с  настежь  распахнутыми  окнами  и  изобилием  зелени  в  крупных  напольных,  а  так  же  небольших,  стоящих  на  подоконниках  и  специальных  подставках,  горшках,  полна  радостного  света...
      Растения  здесь  совсем  не  те,  которые  мы  привыкли  называть  комнатными  цветами.  В  этой  классной  комнате   и  цветущие  лимонные,  апельсиновые  и  миртовые  деревца,  и  каламандины,  и  лавр,  и  прекрасная,  высоко  вьющаяся  вверх  вокруг  своей  подставки  обильно  цветущая,    пассифлора,  и  высоко  задравшие  свои  острые  листья  ананасы  в  больших  широких  напольных  кадках…
      А  на  одном  из  подоконников,  с  трудом  втиснулся  между  цветущими  каламандинами,  ещё  и  представитель  животного  мира  --  огромный  полосатый  короткошерстный  кот  Васька. Он  нежится  в  солнечных  лучах,  щурится  и  наблюдает  через  полуприкрытые  веками  глаза  за  всем  происходящим  в  помещении.
       Больше  всего  кота,  конечно,  интересуют  маленькие  хозяева  помещения,  мальчишки  Горослав  и  Родоправ,  волнует  степень  отвлечённости  их  внимания  от  его  персоны,  так  как  именно  от  них-то  и  исходит  наибольшая  угроза  целостности  его  драгоценной  шкурки.
      В  дальнем,  по  отношению  к  нам,  зрителям,  углу  комнаты  у  окна  стоит  пианино,  за  которым  музицирует  под  руководством  учителя  дочь  Всеволода  Велославовича  Родина  Татьяна.
      Поскольку  она,  по  большому  счёту,  особой  опасности  для  кота  и  не  представляет, тот  на  неё  внимания  и  не  обращает. Девочка  удостоена  лишь  взгляда  и  то  только  потому,  что  её  музыка   всё  же  отвлекает  от  наблюдения  за  основными  источниками  опасности.
      Чаще  всего  Василий  поглядывает  на  большой  ковёр,  который  распростёрся  между  Татьяной  и  нами,  зрителями.
      Именно  там  разместился  младший  сын  Всеволода  Велославовича  Родина  трёхлетний  Горослав,  с  точки  зрения  кота,  --  самое  опасное  и  злокозненное  существо  в  этом  доме.
      Но  в  данный  момент  мальчик  угрозы,  вроде,  не  представляет.
      Он  под  руководством  гувернёра  строит  из  кубиков  замок,  параллельно  учит  цвета  и  знакомится  с  геометрическими  фигурами.  Сейчас  они  вдвоём  с  гувернёром  строят  большую  башню  для  этого  самого  замка.
      --  Башню  мы  с  Вами,  Горослав  Всеволодович,  построим  из  жёлтых  кубиков.  Где  у  нас  тут  куб?
      Малыш  протягивает  первую  попавшуюся  в  руки  фигурку.
      --  Ну-у-у-у,  разве  это  куб?  Это  пирамида.  Поищите  кубик,  куб.
      Горослав  берёт  в  руки  красный  кубик.
      --  Верно!  Это  --  куб,  кубик.  Но  мы  договаривались  строить  башню  из  жёлтых  кубиков.  Найдите  такой  же  куб,  кубик,  но  жёлтый!  Жёлтый,  это  такого  же  цвета,  как  спелый  лимон.  Ну,  поищете!
      Малыш  смеётся  и  протягивает  гувернёру  желтый  кубик.
     --  Правильно!  Это  жёлтый  куб,  жёлтый  кубик.  Но  зачем  вы  отдаёте  его  мне? Кладите  его  вот  сюда!  Правильно!  Вот  так!  Мы  же  строим  башню.  Поэтому  она  должны  быть  высокой.
      Гувернёр  от  пола  поднимает  медленно  руку  вверх:
      --  Высокой!  Вот  так   наша  башня  должна  расти  вверх!  Значит,  что  нужно  сделать  нам  дальше?
      Малыш  говорит,  шлёпая  ладошкой  по  уже  лежащему  кубику:
      --  Ещё!  Кубик!
      --  Верно!  Кладите  ещё!  Хорошо!  Но  этого  мало!  Ещё  положим,  не  так  ли?
       Горослав  радостно  соглашается:
      --  Ещё!  Ещё!
      Совместными  усилиями  выкладывают  ещё  с  пару-тройку  кубиков.
      Гувернёр  спрашивает:
      --  Из  чего  мы  строим  башню?
      --  Куб!  Кубики!
      --  Умница!  Хорошо!  А  какого  цвета  эти  кубики?
      --  Жёлтый!  Лимон!
      --  Замечательно!  Желтые  кубики!  Лимон!  Можно  сказать  ещё :  лимонного  цвета.  А  вот  эта  фигура  какого  цвета?
      --  Жёлтый!
      --  Верно.  А  эта  какого  цвета?
      --  Желтый!
      --  Отлично!  Она  тоже  жёлтая!  А  как  эта  фигура  называется?
      --  Куб!  Кубик.
      --  Ну,  Вы  у  меня  просто  умница!  Вот  приедет  Ваш  папенька,  а  Вы  ему  расскажите,  что  выучили  цвета,  название  многих фигур  знаете,  замок  строить  умеете.  То-то  он  за  вас  порадуется!  То-то  гордиться  станет,  какой  в  его  доме  мужчина  умный  и  знающий  растёт!
      Убедившись  в  полной  его  занятости,  а  поэтому  и  отсутствии  опасности  со  стороны  младшего  мальчика,  кот  устремляет  свой  взор  к  старшему,  Родоправу,  сидящему  за  столом,  неподалёку  от  нас,   рядом  с  гувернёром  и  обучающемуся  чтению.
      Рядом  с переносной   классной  доской,  укреплённой  на  двух  ногах-подставках,  стоит  стол,  за  которым,  с  одной  стороны,  сидят : на  высоком  стуле  --  Родоправ,  а  на  обыкновенном  --  его  гувернёр,  а  с  другой,  в  креслах,  --  мать,  рыжая  красавица  Вера  Владимировна.
      Как  и  при  прошлой  нашей  встрече,  толстая  рыжая  коса  обвила  её  голову,  детские  девчоночьи  ямочки  проступили  на  щеках  от  улыбки.  Платье  на  хозяйке  дома,  как  и  в  прошлый  раз,  простое,  но  очень  изящное  и  великолепно  сшитое.  Украшения  отсутствуют.  На  пальчике  --  обручальное  колечко. Она  хороша  и  свежа,  как  майская  роза.
      Вера  Владимировна  села  с  вязанием  у  стола,  за  которым  учится  чтению  пятилетний  Родоправ,  чтобы  понаблюдать  за  занятием,  прилежанием  ребёнка,  его  успехами,  но  задумалась,  уронила  вязание  на  колени,  устремив  взгляд  на  ковёр,  как  бы  на  младшего  Горослава,  на  самом  же  деле  вглубь  себя.
 
      … А там,  в  глубине  сердца,  воспоминания  о  последнем  приезде  мужа...
      Вера  вспоминает  эпизод  его  весеннего  приезда,  но  видит  всё  не  со  стороны,  как  наблюдали  их  встречу  мы,  а  пересматривает  события  изнутри,    направленным  на  себя:
     « ...она  возле  дама,  на  крылечке.  Вокруг  неё  радостно  прыгает  дочь,  с  одной стороны  за  подол  платья  держится  Горослав,  с  другой  --  за  руку  Родоправ.  Дети  не  дают  ей  сдвинуться  с  места,  они  звонко  кричат:
      --  Папенька!  Папенька  приехал!
      Вера  видит,  как  муж  спешился,  передал  поводья  слуге  и  почти  бежит  к  ней.  Его  счастливое  лицо,  сияющие  глаза  всё  ближе  и  ближе.  Вот  уже  кроме  них  она  не  видит  ничего.
      Это,  наконец,  добежав,  Родин  уже  совсем  рядом  с  ней.
      Вот  уже  обнимает.
      Потом  немного  отстраняется,  и,  взяв  Веру  за  плечи,  с  нежностью  всматривается  в  её  лицо.
      Вера  ничего  не  говорит  ему.  Он  тоже  мочит.  Их  любовь  не  требует
словесных  подтверждений.  Всё  понятно  без  слов.  Слова  только  исказят,  а  не  донесут  всей  глубины  и  сути  чувств.
      Лицо  мужа  медленно  приближается  её  лицу.  Вот  уже  слегка  соприкоснулись  губы…  Постепенно  поцелуй  становится  долгим  и  страстным…
      Она  сквозь  поцелуй  с  трудом  слышит  прыгающих  и  кричащих  детей,  едва  осознаёт,  что  мальчики  пытаются  забраться  на  отца,  догадывается,  что  и  дочь  Танечка  тоже  где-то  рядом  и  тоже  пытается  обнять  Всеволода.
      Детский  смех  и  крики  «папенька!  папенька!»  с  трудом  достигают  её  сознания...»

      …Пока  маменька  придаётся  мечтаниям,  Родоправ  поглощён  занятиями.
      Гувернёр:
      -- Родоправ  Всеволодович!  о  каком  звуке  мы  с  Вами  говорили  на  прошлом  занятии?
      --  Мы  говорили  о  звуке  [а].
      --  Отлично!  Всё  верно,  давайте-ка  его  споём!
      Поют  вдвоём,  стараясь  попасть  в  такт  мелодии,  которую  исполняет  Татьяна:
      --  [а-а-а-а-а…]
      Гувернёр:
      --  Звук  [а]  можно  петь,  он  произносится  чистым  голосом.  Значит,  какой  это  звук?
      Родоправ:
      --  [а] – гласный  звук,  его  можно  петь,  он  произносится  чистым  голосом!
      --  Отлично!  Мы  с  вами  буквы,  их  названия,  условились  пока  не  учить.  Но  как  звуки  обозначаются  в  напечатанном  виде,  в  книжках,  которые  скоро  станем  читать  вместе,  мы  договорились  запоминать.  Подойдите  к  доске,  возьмите,  пожалуйста,  мел  и  напишите,  как  в  книгах  обозначают  звук  [а],  какой  значок  ему  соответствует?
      Родоправ   слезает  с  помощью  гувернёра  с  высокого  стула,  берёт  мел  и  пишет  на  доске : А   а.
      Гувернёр:
     --  А  отчего  это  Вы,  Родоправ  Всеволодович,  написали  два  значка,  две  буквы,  когда  я  произнёс  лишь  один  звук  [а]?   
      --  А  оттого,  что  все  слова,  кои  начинаются  звуком  [а], обозначаются  на  письме  в  начале  напечатанного  в  книжке  слова   вот  таким  маленьким  значком,  но,  ежели  мы  встретим  имя…,  будь  то  имя  человека,  страны,  реки  или  моря…,  то  первым  будет  вот  такой,  большой  значок.  Так  как.  имена  следует  писать  с  большой  буквы,  а  все  иные  слова  --  с  маленькой.
      --  Замечательно!  Блестящий  ответ!   А  какую  загадку  мы  с  Вами  выучили  на  прошлом  уроке?
      --  Кафтан  зелёный  бархатный,  а  сам  он  алый  сахарный!
      --  И  кому  вы  её  загадывали?  Кто  отгадал?
      --  Горослав  не  отгадал,  а  Танюша  сразу  угадала  и  сказала,  что  это  --  арбуз…
      --  А  кому  ещё  загадывали?
      Мальчик  смутился:
      --  Больше  никому…
      --  А  маменьке?
      --  Я  забыл!  Я  сейчас  спрошу!
      --  Ну  что  уж  сейчас  спрашивать,  Вы  и  ответ  уже  сказали!
      Мальчик  от  доски  пошёл  к  матери  и,  повернувшись  к  гувернёру,  произнёс  уверенно-протестующим  тоном:
      --  Она  не  слышала!  Она  сейчас  папеньку  вспоминала.  Как  он
приезжал  к  нам  в  последний  раз!  Нас  она  не  слушала!
      Дёргая  мать  за  рукав  платья,  малыш  позвал:
      --  Маменька!  Маменька!
      Вера  Владимировна  с  трудом  «выныривает»  из  розовых  грёз  и  переводит  взор  с  ковра,  где  находится  её  младший  сынишка,  на  старшего  Родоправа:
      --  Да,  милый?
      --  Отгадай  загадку!  Что  такое :  кафтан  зеленый  бархатный,  а  сам  он  алый,  сахарный!
      --  Алый,  это  какой  цвет?  Забыла,  напомни,  пожалуйста!
      --  Красный!  Маменька!  Красный!
      --  А  сахарный  --  это  как,  я  что-то  не  поняла!?
      --  Ну,  маменька!  Сахарный  --  сладкий  очень!  Как  мёд,  но  белыми  крупинками… Ну,  скорее,  что  это  такое?  Танюша  сразу  угадала,  а  ты  всё  вопросы  задаёшь!  Кафтан  зелёный  бархатный,  а  сам  он  алый,  сахарный!  Что  такое?
      --  Хорошо.  Я  попытаюсь…  Это  --  арбуз?
      --  Верно!  Маменька!  Ты  у  меня  умница!
      --  Очень  приятно  тебя  порадовать,  мой  родной!  Вот  папенька  приедет,  и  я  ему  расскажу,  что  ты  много  занимаешься  и  мне  уже  умеешь  загадывать  непростые  загадки.  ПапА  будет  очень  горд.  Помнишь,  он  говорил  тебе,  что  настоящий  мужчина,  воин,  должен  развивать  умение  думать,  просчитывать  ситуации,  размышлять,  сопоставлять.  А  загадки  именно  этому  нас  с  тобой  учат.
     --  Я  помню.  А  ещё  он  говорил,  что  для  развития  мышления  следует  в  шашки  научиться  играть,  а  потом  в  шахматы.  Мы  с  Танюшей  в шашки  уже  играем.  Но  я  ей  пока  всё  время  проигрываю. Я  всё  помню,  что  папенька  говорит. И  стараюсь  сам  загадки  отгадывать… И  ещё  учить  их.
      Раздаётся  негромкий  стук  в  дверь.
      Входит  горничная:
      --  Вера  Владимировна,  Вы  позволите?  Почта  из  Петербурга!
      На  небольшом  подносе  в  руках  горничной  несколько  газет,  какой-то  иллюстрированный  журнал,  несколько  конвертов,  но  Вера  видит  только  один,  верхней,  подписанный  любимой  рукой,  рукой  мужа.
      Она  поднимается,  подхватывает  вязание:
      --  Посмотрю  почту  в  кабинете.  Занимайтесь,  дети,  хорошо!  Давайте  почту,  Ладослава.
      Встретившись  с  горничной  на  полпути  к  двери  и  взяв  из  рук  Ладославы  почту,  говорит  ей:
      --  Ступайте,  Ладослава!  Спасибо.
      Горничная  выходит  из  классной  комнаты.
      Вера  Владимировна  поворачивается  к  детям  снова:
      --  Пришло  письмо  от  папеньки!  Если  будете  сегодня  хорошо  заниматься,  я  вам  после  занятий  прочту,  что  он  написал  для  каждого  из  вас.
      Танюша  оборачивает  к  матери  от  рояля  улыбающееся  лицо  и  молча  кивает  ей,  а  Горослав  и  Родоправ  подпрыгивают  каждый  на  своём  месте:
      --  Будем  хорошо  заниматься!  Будем!
      Вера  кивнула,  улыбнулась  и  вышла  из  классной  комнаты...
      
      ... в  коридоре  Вера  остановилась  и  облокотилась  спиной  о  дверь.  Прикрыла  глаза. Поднесла  письмо  мужа  к  лицу  и,  как  бы  вдохнула  его... Потом, счастливо  улыбаясь,  коснулась  губами  печати  на  письме.
      Перевела  дыхание  и  заспешила  к  себе  в  кабинет.