Угрозы мирного атома

Александр Дудчак
http://www.sovross.ru/articles/1438/25412
Проблема ядерной безопасности, к которой Украина относится очень спокойно, теперь из-за ее беспечности может стать проблемой не только Украины.
Казалось бы, после чернобыльской катастрофы Киев трижды подумает, прежде чем принимать какие-либо решения в сфере атомной энергетики. Но думать Киеву сейчас не положено.

За него думают и принимают решения «партнеры» за океаном. Так, например, в октябре прошлого года глава Westinghouse Дэнни Родерик заявил, что в нынешней экономической ситуации Украине не стоит достраивать два дополнительных энергоблока на Хмельницкой АЭС и собственный завод по производству ядерного топлива.
В начале августа этого года в США отправилась украинская делегация во главе с министром энергетики и угольной промышленности Игорем Насаликом. По итогам на пресс-конференции министр И. Насалик заявил: «Договорились о строительстве завода ядерного топлива на территории Украины». И пожаловался, что 95% ядерного топлива Украина импортирует из России. Компания Westinghouse, тем не менее, не подтверждает заявление украинского министра. Полномасштабное производство создавать не планируют, речь может идти только о переносе на еще действующие украинские предприятия производства отдельных элементов. Как пояснил вице-президент и управляющий директор Westinghouse в странах Северной и Восточной Европы Азиз Даг, причина в следующем: «В настоящее время существует избыток производственных мощностей ядерного топлива в мире, поэтому строительство нового топливного завода в Украине не принесет экономической выгоды для страны. Тем не менее, если Украина решит сделать такого рода инвестицию, Westinghouse рассмотрит вопрос участия». Не уточнил г-н Азиз Даг, для какой страны строительство завода не принесет выгоды.
На предложение об инвестициях со стороны Украины Westinghouse может не рассчитывать – денег нет. Американские партнеры были бы рады, если бы Украина ничего не производила, и по возможности, на что хватит денег, все импортировала из США. Ведь это одна из целей, проводимых американцами по миру «демократизаций» разных стран. Проблемы безопасности территории, находящейся за тысячи километров от Соединенных Штатов, их не волнуют. Только бизнес и ничего личного – идет борьба за передел рынка: Украина в 2015 году закупила ядерного топлива на общую сумму $643,5 млн, большая часть из которого импортирована из России. Ради таких денег американцы готовы рискнуть жизнями… не только украинцев, но и европейцев.
«Мирный атом» на Украине излучает угрозы по разным направлениям. Опасность связана не только с использованием нестандартного топлива американского производства, но и с обслуживанием ядерных реакторов, утилизацией ядерного топлива.
Сотрудничество между Украиной и Россией по инициативе Киева практически сведено к нулю. «Нынешние киевские власти при поддержке и попустительстве западных партнеров препятствуют сотрудничеству Украины и России во многих областях. Жертвой стала и атомная энергетика, что уже приводит к использованию в энергоблоках на украинских станциях неавторизованного топлива, нарушению технологических требований, снижению внимания к профилактическим работам», – заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин в 4 августа 2016 года в госкорпорации «Росатом» в ходе дискуссии, приуроченной к годовщине атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Он назвал такой подход примером легкомыслия, «а может быть, и преступного легкомыслия в атомной отрасли». По словам председателя Госдумы, ситуация на украинских атомных станциях тревожит. «Это – угроза общеевропейского масштаба».
Как ни странно, но даже некоторые члены партии Петра Порошенко понимают, насколько ситуация стала угрожающей. Так на своей странице в Facebook нардеп от БПП Вадим Денисенко пишет: «Почему аварийность на АЭС выросла в 5 раз? За первые 5 месяцев 2016 года зафиксировано 9 (девять) нарушений в работе атомных электростанций Украины. Энергоблоки аварийно останавливались (по хронологии): 20 января – Ровенская АЭС, 20 февраля – Южно-Украинская АЭС 21 марта – Южно-Украинская АЭС, 23 марта – Южно-Украинская АЭС, 27 марта – Ровенская АЭС, 7 апреля – Запорожская АЭС, 11 апреля – Запорожская АЭС, 10 мая – Ровенская АЭС, 18 мая – Запорожская АЭС. Энергоблоки трех атомных станций из четырех действующих за неполные полгода по три раза выходили из строя. А в марте Южно-Украинская АЭС вообще остановилась. По сравнению с прошлыми годами, аварийность выросла в 5 раз».
Сроки эксплуатации у 6 из 15 украинских энергоблоков закончились, и их вынужденно продлевают, зачастую без соблюдения должного регламента, еще у 7 закончатся в течение 3 лет, и лишь у 2 сроки эксплуатации больше – 10 и 19 лет. На их обслуживание необходимы средства, которых нет в стране, – на продление срока эксплуатации одного энергоблока необходимо $150–200 млн. А обслуживать должны представители российской компании «ТВЭЛ». Да и украинские ТЭС исчерпали свой технический ресурс в среднем на 80–90%. И в такой ситуации Украина планирует довести долю тепловыделяющих сборок американского производства до 50%.
Украина готова создавать себе и окружающим новые проблемы безопасности, лишь бы кто-то пообещал кредит. В ходе вышеупомянутой поездки украинской делегации в США министр И. Насалик не забыл и про утилизацию ядерных отходов. «В частности, нами, наконец, при поездке в США подписан кредитный договор на $260 млн на строительство сухого хранилища отработанного ядерного топлива, которое будет строиться на территории Украины в чернобыльской зоне», – сообщил министр. По его словам, это не только высокоэкономичный и рентабельный проект, но главное – это возможность диверсифицировать хранилища и снизить зависимость от РФ.
Опасность такой политики понимают и в Европе. Британская газета Guardian писала о том, что экологи и эксперты по атомной энергии бьют тревогу в связи с тем, как и где хранятся ядерные отходы на Запорожской АЭС – крупнейшей в Европе.
Какой прожарки должен быть петух, чтобы он наконец-то клюнул руководство Евросоюза и обратил внимание на потенциальную ядерную катастрофу европейских масштабов?
Единственным светлым лучом в этой темной истории можно назвать все же некоторое точечное оживление сотрудничества между Украиной и Россией в области атомной энергетики. По сообщению ТАСС, Украина и Россия заключили контракт на поставки и обогащение уранового сырья в 2016 году. Об этом сообщил директор Международного центра по обогащению урана Глеб Ефремов. «Контракт одобрен собранием акционеров, состоявшимся 31 июля 2016 года, что означает вступление его в силу. Теперь мы переходим к фазе исполнения контракта и ждем от наших украинских партнеров уведомления об отгрузке в наш адрес сырьевого концентрата», – рассказал Ефремов.
Государственный украинский концерн «Ядерное топливо» все же будет отправлять свой уран в Россию для обогащения и последующего изготовления ядерного топлива для своих атомных станций. Дата поставки урана пока точно не определена, но согласно условиям контракта, поставка должна состояться в четвертом квартале этого года. Правда, это никак не отменяет планы Украины по строительству ядерного могильника в 70 км от Киева.
В настоящее время ядерное топливо Westinghouse эксплуатируется на блоке №3 Южно-Украинской АЭС и блоке №5 Запорожской АЭС. На декабрь 2016 года запланирована загрузка ТВС-WR в блок №2 Южно-Украинской АЭС.