Рождение стиха

Вячеслав Егиазаров 2
 
Цикл 

ИНАЧЕ, ПОЧЕМУ?

 Нет, это, понимаю, не вина –
 постичь и осознать иную нишу;
 моя душа по-прежнему вольна,
 хотя я сам от многого завишу.
 Хотя я сам в плену и дел, и дней,
 и жизнь порой несётся просто мимо,
 я о душе не думаю, о ней
 печётся кто-то Высший и Незримый.
 Иначе, почему в ночной тиши,
 когда склоняюсь над тетрадкой, грешен,
 идущею строкою из души
 я поражён бываю и утешен?
 И ни при чём здесь ум, когда рука
 сама слова слагает с тихим рвеньем,
 когда новорождённая строка
 является ко мне, как откровенье.
 Я тайны вдохновенья не постиг,
 она для пониманья под запретом,
 но Высший и Незримый – он простит
 мою попытку рассказать об этом…

 ЗВЁЗДНЫЙ СКВЕР
 
 Звёздной ночью выйду в сквер,
 свет небес плывёт, как лава,
 у беседки сумрак сер
 от интимной тени лавра
 благородного, и я
 попадаю к рифмам в сети,
 серебристая скамья,
 словно лодка в лунном свете.
 Вот и всё, что нужно ей,
 Музе, чтобы стал осознан
 хор сверчков среди ветвей
 и хорал над сквером звёздным…
 Посреди надмирных сфер,
 за границей мирозданья
 выбирает звёздный сквер
 кто-то нашему свиданью.
 И ни Музе, и ни мне
 не дано отстрочить встречу
 этих бликов у камней
 с ритмом вдохновенной речи…

 САМ ПОСУДИ
 
 Тусовок избегай, поэт,
 страшись, как мора, жизни стайной,
 в поэзии секретов нет,
 а вот поэзия – вся! –
 тайна.
 Сам посуди, её истоки
 ни я не объясню, ни ты,
 внезапно возникают строки
 за тяжким гнётом немоты.
 Кто расшифрует полубред
 ритмичный?
 Как возник?
 Откуда?
 И почему всегда поэт
 ждёт с трепетом его,
 как чуда?..

 Я НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ ПИШУ СТИХИ
 
 Я не знаю, почему пишу стихи,
 почему то ямб чеканный, то хорей,
 может, прошлые обиды и грехи
 заговариваю, чтоб забыть скорей.

 Степь бескрайняя иль моря синева,
 небосвод бездонный, скальный ли обвал,
 всё способны удержать навек слова,
 если ритм их поэтический собрал.

 Я терял друзей неверных и подруг,
 я с усмешкою твердил: ну их в музей! –
 но стихи в душе рождались как-то вдруг,
 в них я вновь среди подруг, среди друзей.

 И была в стихах меж нами благодать,
 будто бед мы и не ведали пока;
 в море жизни невозможны тишь да гладь,
 не поэтому ль ломается строка?

 Не поэтому ль топорщатся слова,
 не поэтому ли в мыслях – дребедень;
 у поэзии на всё свои права:
 ночь глухая, а она поёт про день.

 Я не знаю, почему пишу стихи,
 мне вовек ритмичной речи не избыть,
 может, прежние обиды и грехи
 заговариваю, чтоб скорей забыть.

 ВСЕ ПОЭТЫ - ВСЕГДА ГРАФОМАНЫ!
 
 Раз голос тебе, поэт , дан –
 Всё остальное – взято…
 М.Цветаева

 Растекается туча по нЕбу,
 накрывает весь мир, не спеша:
 я рифмую душе на потребу,
 потому что такая душа.

 Кто родился с душою поэта
 и, про это, узнав, был смущён,
 графоманствовать, сетуй-не сетуй,
 весь пожизненный срок обречён.

 Но небесной не сыщете манны,
 не найдёте брильянты в росе:
 все поэты – всегда графоманы,
 графоманы – поэты не все.

 Сколько чаяний здесь раскололось,
 сколь душ не сумело созреть,
 потому что не каждому голос
 небом дан, кто желает запеть.

 ПОТОМУ ЧТО ЖИВОЕ
 
 Всяко было: и слеп я, и глох
 в грозовых грохотанье и вое
 Знал: у моря есть выдох и вдох,
 и душа, потому что живое.

 А во гневе (Господь, упаси!)
 так ужасно и так многогрешно!
 Как от щук в камыши караси,
 звёзды в тучи бросаются спешно.

 Но покой, наступивший затем,
 потрясает сильнее, чем грозы.
 Знаю: море в числе вечных тем
 и поэзии нашей, и прозы.

 И, дыханье постигнув его,
 и, тоскуя на шатком причале,
 я уже не хочу ничего,
 только б в такт ему строки звучали.

 Вот частенько и слеп я, и глох,
 получал и поддых, и  по вые,
 а стихи, где и выдох, и вдох –
 настоящие, то есть – живые…


 ПОЭЗИЯ, ДЕРЖИСЬ!
 
 Грубеют жизнь и речь, –
 бальмонты где? где феты?
 Овсянка, да и греч-
 ка лучше, чем конфеты.

 Как объяснить, что по-
 льза для души обманна?
 В задрипанном сельпо
 не празднуют гурманов.

 Нищают речь и жизнь,
 позиций нет, есть позы;
 поэзия, держись,
 не скатывайся в прозу!

 Весь ялтинский Парнас
 забит, – там депутаты,
 поскольку их Пегас
 пасётся всласть по блату.

 МАСТЕРСТВО
 
 Обмелела времени река,
 небо холоднее и синее:
 всё же лаконичная строка,
 точная – забористой сильнее.
 Сколько я метафор перебрал
 и сравнений, угождая моде,
 чтоб сказать сегодня просто – ал! –
 о закате к ветреной погоде.

 И сейчас, не мудрствуя лукаво,
 люди называют мастерством
 мною заработанное право
 лист назвать листом и домом дом.

 КРЕДО
 
 Брутальностью грешу,
 сюсюкать – ненавижу,
 пишу я, как дышу,
 вернее, так, как вижу.

 Пускай, не лапидарен
 и гением не стал,
 когда бы был бездарен –
 короче бы писал.

 Есть мне, о чём сказать
 и что поведать вам,
 и стиль мой, мне под стать,
 бесхитростен и прям.

 Туманы Могаби
 укрыли, как дохой;
 ты от меня греби,
 хитрец и льстец лихой.

 Метафоры люблю,
 всегда ввожу их в стих,
 но и не похвалю,
 коль смысл ничтожен их.

 Всегда на том стоял,
 меняться поздно уж:
 за чушь не жди похвал,
 хоть и красива чушь.

 РОЖДЕНИЕ СТИХА
 
 Рождение стиха, – какое это чудо! –
снежинками слова витают, ниоткуда,
 то вниз летят, то вверх, то кружатся спиралью
 и музыка слышна за призрачною далью,
 и губы не нужны для их произношенья,
 какой-то высший смысл в сих правилах сложенья,
 слова влекут слова по признаку родства,
 так по весне бежит по веточкам листва,
 так кружева плетут – из самых светлых дум,
 но чем ты объяснишь улыбку, запах, шум?
 Вот в строки всё слилось – надёжно, не спеша.
 Ты слышал этот вздох?  Это она – душа...


 АХ, КАК СЛАДКО!
 
 Что ж, свершилось! Я вышел в поэты!
 Я – создатель стишат и сонетов,
 предававшийся вычурной позе
 в пику давящей жизненной прозе.
 После пира приходит похмелье,
 а поэзия – сладкое зелье,
 наркомания, дурость, отвага,
 грош цена… да бесценна бумага!
 Да бесценны мгновение, вспышка,
 где не муж, но уже не мальчишка
 вдруг запел. А о чём? Да не важно.
 Важно то, что услышан однажды
 был и понят другим ли, другими…
 Эти дни я зову дорогими.
 Ни за что этим дням, даже дню
 никогда уже не изменю…
 От помоев, блевотины, смрада –
 понял я – отстраняться не надо
 да и некуда. Ходим по краю.
 Что ж, досталась планида такая.
 Понял я – надо жить и бороться,
 и смеяться, когда удаётся
 в беспросветности подлого века.
 Сдюжить. Выстоять. Быть человеком…

 Перестройка. Реформы. Валюта.
 Там, где прежде гремели салюты,
 там молчание грозное нынче,
 будто кто-то готовит суд Линча!
 Дорожают чернила, копирки…
 А душа – наподобье копилки,
 где любовь, достиженья, усталость…
 Глядь-поглядь – ничего не осталось.
 Потому что поэт – не деляга,
 он смешон в пониманье завмага
 тем, что всё раздаёт без остатка.
 Что ж!.. а сердцу поэтову – сладко!
 Что ж!.. суровой сумятицей быта
 Вся судьба изжита и избита,
 но утешен я всё же при этом
 тем, что был и остался поэтом.
 Ах, как сладко! Как горько и сладко
 в мире алчном, лишённом порядка
 жить поэтом, глупцом, человеком –
 быть и петь с истязающим веком!