Обыватель и фантик 3. Елена

Алла Моисеенкова
Как сделать свою жизнь красивой, такой, чтобы в ней не было неприятных хозяйственных забот, денежных затруднений, тревожащих мыслей о завтрашнем дне, вообще, волнений, даже коварных любовных?  Жизнь должна быть как сказочная райская греза, где все красиво, прекрасно, возвышенно. Как такого достигнуть? Ответ прост. Принципиально не обращать внимания на досадные мелочи, исключить это из мыслей. Вообще! А! Ну еще чтобы подчеркнуть свою исключительность и возвышенность мыслей, много рассуждать об искусстве, о прекрасном. Но самый главный секрет такой жизни – никого не любить, кроме себя! Любоваться собой, своей красотой, вот такое отношение к себе страшной любимой, требует совершать красивые поступки и любоваться и ими! «В человеке все должно быть прекрасно», как сказал А.П. Чехов. Вот так и надо жить!
Вот мы открываем Википедию, читаем:» Эстетика (от др.-греч. ;;;;;;;;;; — чувствовать; ;;;;;;;;;; — воспринимаемый чувствами) – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза…»
Вот там же ничего не написано о грязных кастрюлях и счетах за квартиру, или о неких пошлых телодвижениях и о последующем придушенном хрюканье или страстном мычании, или вот о банально-заурядных адюльтерах, например. Вот такой изящный, изысканный способ уйти от реальности нашла Елена, Горький ею любуется, но как великий реалист, он уж говорит все! Ни ничем особо ни стесняясь.
«Антоновна. А про Елену Николаевну я все-таки скажу: я бы на ее месте нарочно роман составила с кем-нибудь… Никакого внимания женщине нет…»
«Лиза. Нянька – права, когда говорит, что ты мало обращаешь внимания на Елену…
Протасов (с огорчением, но мягко) Как же вы мне мешаете, - ты и нянька! Разве Лена – немая? Ведь она могла бы сказать мне… если бы я что-нибудь… как-нибудь не так, как нужно и… вообще там… А она молчит! В чем же дело?»
А молчит Елена, потому что ее все устраивает, вечно занятый супруг не домогается, о неприятных вещах, типа надвигающееся разорение не говорит, он вообще ее не волнует никак. Это важно. Это позволяет любоваться прекрасным и не о чем не заботиться. Кроме того, такое положение дел позволяет играть роль несчастной, романтично-прекрасной страдалицы, которой все должны восхищаться и ее жалеть. Это я пишу скучно, в пьесе Горького страсти-мордасти кипят беспрерывно. Наконец, супруги-таки решили выяснить отношения.
«Елена.  Немного. Я  чувствую,  что  не нужна тебе. В  твоей жизни я не играла  никакой роли. Ты далек и  чужд мне.  Кто я для тебя? Ты  никогда не спрашивал, чем я живу, что думаю...
 Протасов. Не спрашивал?  Но...  мне  некогда разговаривать, Лена!  И - почему ты сама не сказала...
     Елена (гордо). Я не хочу просить,  как нищая, того, что я должна иметь по праву моему, человека и жены  твоей... Я  не могу просить, а требовать я не хотела... зачем насилие?..»
В общем, это какой-то пошлейший водевиль погорелого театра, где пьеса и ее смысл никакого значения не имеют, актрисе надо произвести своей страдающей особой впечатление на господ офицеров, ну и получить заслуженные аплодисменты, и не только это. Но Протасов не сдается! Он тоже драматический актер!
     «Протасов  (убежденно).  Честное  слово,  Лена!  Но мне так  некогда... Послушай, ведь это несерьезно у  тебя!.. Я  понимаю,  ты обижена... прости, извини, забудь! Ведь если ты уйдешь, я  буду думать, где ты, что с тобой... а  мои  работы? Ты  меня изувечишь,  Лена... как же мои  работы?  Ведь  или работать, или думать о тебе...»
Сцены ревности и предположения о разлуке приводят парочку к выводу, что они крепко любят друг друга, а главное, такой порядок жизни их устраивает, претензий друг к другу нет. Идиллия полная! Все хорошо! Главное, в браке друг другу не мешать!
Одной из причин выяснения отношений супругов  было влюбленное ухаживание друга семьи Вагина за Еленой. Он ее увлечен, уговаривает уйти от мужа, но вот она никак не уговаривается и явно хитрит, кокетничает, но проговаривается.
«Елена. Зло - противно. Страдание - отвратительно... Я считаю страдание позором для себя, и нечестно, некрасиво причинять страдание другим.»
     «Вагин. Вы не верите в мою любовь?
     Елена. Скажем так, я не верю себе...
     (Лиза входит.)
     Вагин. Как вы... холодны!
     Елена. Я говорю искренно...»
Чтобы не страдать, не быть жалкой, не заниматься повседневными заботами, можно пожертвовать всем: настоящим счастьем, нежной любовью, жизнью, которая одна и другой не будет, лишь бы был покой и красиво. Это вполне сознательное бегство от реальности. Все вокруг восхитительно, она прекрасна и изыскана, значит, и поступать Елена должна красиво, чтобы можно было любоваться и гордиться собой.
Приходит Егор, говорит, что любимая, но частенько избиваемая жена заболела, просит помочь, а в городке множатся пугающие слухи о надвигающейся холере. И вот Елена решительно идет к больной. Зачем?
«Протасов (выходит). Ага! Вы здесь, воин.
     Елена (быстро). Павел, подожди! У него жена заболела...
     Протасов. Вот видите, колотили вы ее...
     Елена. Он думает, холера... Я иду туда, а ты...
     Протасов (тревожно). Ты - туда? Нет, Лена, пожалуйста... Почему ты?
     Елена (удивлена). А почему - нет?
     Протасов. Но, Лена, если холера...»
«Протасов. Нужен – доктор, а не ты! Что такое ты? (возвращается, взволнован) Что такое она, в данном случае?»
Ну, как зачем? Зеленкой лоб помазать или касторки дать?! Вдруг поможет?
Любование собой – самое важное. Вот какая я смелая, благородная! Не доктор и не медсестра, конечно, но какое это имеет отношение к делу?
Сомневаетесь, в моих словах? Вспомните, что Елена называет окружающих ее людей дикими. То есть,  Елена - лицемерие и ложь, возведенные в ранг искусства.
Егор привел толпу к дому Протасовых, доктора, спешившего на вызов, избили, начали бить и Протасова. Елена стреляет в Егора.
«Елена (в самозабвении). Прочь!.. Буду стрелять… Дмитрий (Вагин, напрашивающийся в любовники прим авт), где вы? Роман… помогите мужу! Прочь!.. Звери!..»
Выстрел производит впечатление на толпу, помогает предотвратить кровавые жертвы. Роман-дворник «большим куском доски» разгоняет испуганных бунтующих. Когда «доктор плакал», Вагина не было видно, Протасов говорил:» Люди должны быть светлыми и яркими… как солнце…», одна Елена смогла в критической ситуации поступить правильно и не испугаться.
 Горький любуется Еленой, прощает ей все. А за что? За пусть и показную, но доброту, за пусть и лицемерное, но участие, за неискреннее, но сочувствие, за отчаянную, пусть хотя бы из уважения к себе, но храбрость. Вот эстеты, они такие! Они очень любят себя, очень себя уважают, но вот именно поэтому и не могут совершить подлость или струсить. Вот так.
Пьеса М. Горького «Дети солнца» очень талантливая, яркая, интересная. Подарите себе удовольствие, посмотрите фильм или прочтите текст. Это того стоит.