По одёжке встречают...

Ю.Новиков
 Как всё-таки мудры многие пословицы! «По одёжке встречают - по уму провожают» - яркий пример такой глубокой народной мудрости. Всего шесть слов, а смысла побольше, чем во многих толстых научных томах. Не каждому, правда, он заметен и понятен. Поэтому не стоит эту пословицу просто бездумно повторять, Стоит немного подумать о том, что в ней говорится.

Хотя, казалось бы, о чём тут думать? Первое впечатление о человеке складывается на основе его внешнего облика, в частности, его одежды. А окончательное мнение о человеке формируется на основании знакомства с его глубинной сущностью, с его душой, с его характером и умом. И тут уже внешний облик отступает на второй план,

То есть всё предельно просто и понятно. Например, какой-нибудь архангельский мужик в лаптях и обносках приходит в столицу, а потом оказывается, что это величайший учёный Ломоносов. Или, наоборот, приезжает в какой-то городишко некий столичный франт, его принимают за важную птицу, а он оказывается пустым болтуном Хлестаковым.

Но это классические, полные, законченные варианты развития событий. Здесь есть и начало, и процесс узнавания, и конец. В реальной жизни ситуации гораздо разнообразнее. И самое главное - в большинстве случаев есть только начало, а узнавания и конечного вывода - нет. Особенно это характерно для больших городов, где люди встречаются мимолётно, на секунды или минуты, поэтому времени на изучение внутреннего мира встреченного человека просто физически не хватает. И тут надо обратить особое внимание на первую половину нашей пословицы «По одёжке встречают», потому что до второй половины дело просто не доходит.

Ведь что такое одежда? Это же не только спасение человека от холода, жары, ветра, дождя, насекомых. Это не только украшение человека. Это ещё и сигнал всем остальным людям о том, кто ты есть, какой ты есть, как к тебе следует относиться. Потому что «по одёжке встречают». Причём сигнализирует об этом не только одежда. Сигнализируют и любые другие элементы внешнего облика, включая, кстати, и манеру поведения.

Поэтому, выбирая свой внешний облик, надо помнить, что ваш внутренний мир скорее всего останется для окружающих неизвестным. Точнее, они будут отождествлять ваш внутренний мир с вашим внешним обликом. И лучше, конечно, чтобы внешний облик соответствовал внутреннему миру, душе, характеру, уровню развития, убеждениям, уму. Или хотя бы не противоречил им. В противном случае не стоит жаловаться на чёрствость, глупость, предвзятость окружающих. Надо понимать, что они встречают и провожают нас исключительно по одёжке. Вникать глубже в нашу душу они просто не могут.

Рассмотрим простейший пример. Девушка может размышлять о тонкостях взаимоотношений Наташи Ростовой и Пьера Безухова или о нюансах гармонии в сонатах Бетховена, о других высоких материях. Но при этом что на ней надето? Ультракороткая юбочка-разлетайка или, как вариант, рваные джинсы. Туфли на огромных каблуках. Как дополнение - огромные ногти-когти, причёска «только из постели», грубый макияж, а на груди - ожерелье «мечта папуаса». И как её будут воспринимать окружающие? Правильно - как глупую пустышку, хуже того - как дешёвую проститутку. И пусть она на самом деле трепетно мечтает о единственном и неповторимом мужчине, пусть она свято хранит верность своему возлюбленному. Её одёжка, её внешний облик говорят совсем о другом: она готова на всё, согласна отдаться первому встречному, причём здесь и сейчас. Так пусть тогда она не возмущается, что к ней обращаются с непристойными предложениями или даже пытаются затащить в кусты. А приличные люди вообще обходят её стороной.

Можно, кстати, представить и обратную ситуацию. Допустим, проститутка выходит на панель в глухой черной парандже. Многие ли поймут, с кем имеют дело? Много ли клиентов она подцепит? Скорее всего окружающие примут её за жестокую террористку-смертницу и разбегутся в стороны, а то и вызовут спецназ.

Рассмотрим ещё один пример. Пусть некий учёный, профессор постоянно размышляет о физике высоких энергий, о теории суперструн и природе черных дыр. Но как он при этом одет? Неряшливая футболка с изображением черепа. Просторные сатиновые трусы в цветочек. Да ещё и руки, и ноги его украшают многочисленные татуировки. А на ногах - шлёпанцы на босу ногу. А на лице - многодневная щетина, висящая клочьями. Что о нём будут думать окружающие? Наверное, что это инфантильный пациент психбольницы, отпущенный на прогулку нерадивыми санитарами. Или же это впавший в глубокий маразм уголовник-рецидивист. Но никто не догадается, что видит перед собой серьёзного учёного, примерного семьянина, нежно любящего жену и детей. Ясновидящих среди нас очень мало. Для такого понимания надо очень долго общаться с этим человеком, но кто же решится на такое общение? Все нормальные люди постараются избежать любых контактов с ним.

И опять же попробуем представить обратную ситуацию. Матёрый уголовник-рецидивист, одетый в строгий тёмный костюм с красным галстуком. Окружающие скорее всего примут его за важного чиновника. Впрочем, как раз в данном случае разрыв между формой и содержанием, между одёжкой и умом будет не слишком велик.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что одеваться надо так, как мне нравится, как мне удобно, что мнение окружающих меня не интересует. Можно сколько угодно доказывать, что это прикольно и круто - шокировать и смущать людей своей одеждой. Можно сколько угодно утешать себя мыслью, что на самом-то деле я приличный, хороший, умный, порядочный. Просто надо узнать меня поближе. Не надейтесь, не узнают. Во всяком случае не узнают те люди, которые смогут оценить ваш внутренний мир по достоинству. Вас встретят по одёжке и шарахнутся в сторону. И именно исходя из одёжки сделают вывод о вашем уме, о вашей душе, о вашей духовности. И провожать вас по вашему настоящему уму будет просто некому.