Старинная сказка 2

Сергий Чернец
Старинная сказка 2.
Жил-был охотник, и было у него две собаки. Раз как-то бродил он по лугам да болотам, зашел в лес разыскивая дичи, долго бродил ничего не находил, а дело стало к вечеру. Вот набрел он уже в сумерках на диво дивное, чудо чудное: горит пень колода огнем ярким и не сгорает, а внутри огненного пламени змея сидит. И говорит ему змея:
- Помоги мне мужичок, изыми меня из огня, из полымя, я тебя отблагодарю: будешь знать звериные языки, и как зверь говорит, и что птица поет!
- Рад тебе помочь, да как? – спрашивает змею охотник.
- Вложи только палку одним концом в пламя, я по ней и вылезу.
Охотник так и сделал. Выползла змея, выползла и говорит:
- Спасибо мужичок! Будешь разуметь теперь, что всякая тварь говорит; только никому про то не рассказывай, а если расскажешь - смертью умрешь!
Охотник опять пошел дичь искать, до ночи ходил и решил в лесу заночевать: «До дома далеко по темноте идти, - подумал он, - останусь-ка я здесь».
Развел костер и улегся возле него. Вместе с ним и собаки отдыхали сидели. И слышит охотник, что собаки завели промеж себя разговор и называют друг друга братом.
- Ну, брат, - говорит одна, - ночуй ты с хозяином, а я домой побегу, стану двор караулить. Не ровен час: воры пожалуют! –
- Ступай, брат, с богом! – отвечает другая.
Поутру рано воротилась из дому собака и начинает разговор с той, что в лесу ночевала:
- Здравствуй, брат!
- Здорово!
- Хорошо ли ночь у вас прошла?
- Ничего, слава богу! А тебе, брат, как дома поспалось?
- Ох, плохо! Прибежал я домой, а хозяйка говорит: «Вот черт принес без хозяина!» - и бросила мне горелую корку хлеба. Я понюхал, понюхал, а есть не стал; тут она схватила кочергу и давай меня потчевать, чуть все рёбра не пересчитала! А ночью, брат, приходили на двор воры, хотели к амбарам да клетям подобраться, - так я такой лай поднял, так зло на них накинулся, что куда уж им было о чужом добре думать, одному и штаны порвал….
Слышит охотник, что собаки между собой говорят, и держит у себя на уме: «Погоди, жена! Приду домой – уж я те задам жару!».
Вот воротился он в село, вошел в избу:
- Здорово, хозяйка!
- Здорово, хозяин!
- Приходила вчера собака домой?
- Приходила.
- Что ж, ты её накормила?
- Накормила, родимый! Дала ей целую крынку молока и хлеба накрошила.
- Врешь, старая ведьма! Ты дала ей горелую корку да кочергой прибила.
Жана повинилась и пристала к мужу, скажи да и скажи, как ты про всё узнал.
- Не могу – отвечает муж, - не велено рассказывать.
- Скажи, миленький!
- Право слово, не могу!
- Скажи, голубчик! – пристает жена.
- Если скажу, так смертью умру.
- Ничего, только скажи, дружок!
Что станешь с бабой делать? Хоть умри, да признайся!
- Ну, давай белую рубаху, - говорит муж.
Надел белую рубаху, лег в переднем углу под образа, совсем умирать приготовился, и собирается рассказать хозяйке всю правду истинную. А на ту пору вбежали в избу куры, а за ними петух и стал гвоздить то одну, то другую, а сам приговаривает:
- Вот я с вами разделаюсь! Ведь я не такой дурак, как наш хозяин, что с одной женой не справляется! У меня вас двадцать штук, я до вас всех доберусь! –
Как услыхал эти речи охотник, не захотел быть в дураках, вскочил с лавки и давай учить жену плёткою.
С тех пор присмирела она: полно приставать да выспрашивать. И ни в чём обманывать уже не могла, боялась: да убоится жена мужа, как сказано в писании.
Конец.
Рассказ о мертвецах.
Ехал мужик с горшками на ярмарку; ночь застала его, ехал, ехал, лошадь у него устала и остановилась как раз против кладбища. Мужик выпряг лошадь, пустил на траву, а сам прилег на одной могилке, на лавочке. Лежал, лежал, вдруг, начала могилка растворятся; он почуял недоброе и вскочил на ноги, за оградкой спрятался.
Вот могила растворилась, и оттуда вышел мертвец с гробовой крышкой, в белом саване. Вышел и побежал к церквушке кладбищенской. Положил там, у стены крышку гробовую, а сам в село ушел.
Мужик был человек смелый; взял он гробовую крышку и стал возле своей телеги на дороге дожидаться – что будет?
Немного погодя пришел мертвец обратно, хвать – а крышки-то нет; стал по следу добираться нюхом, как собака, добрался до мужика и говорит:
- Отдай мою крышку, не то в клочья разорву!
- А топор-то на что? – отвечает смелый мужик. – Я сам тебя искрошу на мелкие части!
- Отдай, добрый человек! – просит мертвец.
- Тогда отдам, когда скажешь: где был и что делал?
- А был я в селе; уморил там двух молодых парней.
- Ну, скажи теперь: как их оживить можно?
Мертвец поневоле рассказывает:
- Отрежь от моего савана левую полу и возьми с собой; как придешь в тот дом, где парни уморены, насыпь в горшочек горячих угольев и положи туда клочок от савана да дверь затвори; от того дыму они сейчас оживут.
Мужик отрезал левую полу от савана и отдал гробовую крышку мертвецу. Пошел мертвец к могиле своей – могила раскрылась; стал в неё спускаться – а вдруг, петухи закричали, и он не успел закрыться как надо: один конец крышки снаружи из земли остался торчать.
Мужик всё это видел, всё заприметил. Стало рассветать, и он запряг лошадь и поехал в село.
Слышит в одном доме плач, крики; входит туда – лежат два парня мертвые.
- Не плачьте! Я могу их оживить.
- Оживи, родимый; половину нашего добра тебе отдадим, - говорят родичи.
Мужик сделал всё, как сказал ему мертвец и парни ожили, будто от сна проснулись.
Родные обрадовались, а мужика сразу схватили, скрутили веревками:
- Нет, дока-мастер! Мы тебя начальству представим; коли оживить смог, стало быть, ты и уморил!
- Что вы, православные! Бога побойтесь! – сказал мужик смелый и всё рассказал им, что на кладбище ночью произошло.
Вот тогда отпустили его; дали знать по всему селу, собрался народ и повалил на кладбище. Видят – не обманул мужик, могила чуть разрыта и крышка гроба торчит. Тогда откопали колдуна этого, а там колдун был схоронен, вбили ему прямо в сердце осиновый кол, чтобы больше не вставал да людей не морил. А мужика знатно наградили и с честью домой проводили, удивляясь смелости его.
Конец.