Заметка об эфире

Владимир Физик
Древние греки, перенимая знания с Востока, в частности с Древней Индии, назвали неиссякаемый источник свободной энергии словом «эфир» (от греч. «;;;;;» ; «лучезарный»), пытаясь передать смысловой перевод на греческий язык индийского термина акаша, как «непрекращающееся сияние», освещённое пространство. Этот термин употреблял в античные времена Аристотель для обозначения материи, из которой состоит всё, в том числе «из чего состоит небо и что на небе». Надо понимать, что именно в те времена древние греки вкладывали в понятие «неба». В греческой мифологии существовало понятие «самый верхний, чистый, прозрачный, лучезарный слой воздуха, место обитания богов», в противоположность «нижнему слою воздуха, где всё временно и конечно». Поэтому понятие эфира в качестве воздуха над облаками (верхние слои воздуха) имело несколько иной смысл. Соответственно, у них эфир, также как акаша, обозначал   Почти каждый знаменитый древнегреческий естествоиспытатель или философ описывал эти древнейшие знания, исходя из своего понимания, преподнося известную на Востоке древнюю информацию как жемчужину «своего учения» о невидимом мире.
Упоминания об эфире как о тончайшем первовеществе можно найти в учениях древнегреческих философов: Анаксагора ; математика, астронома, основоположника афинской школы; жреца, политика, философа Эмпедокла; древнегреческих философов Платона и Аристотеля (ученик Платона, воспитатель Александра Македонского), которые называли эфир «пятым элементом» (квинтэссенцией), нематериальной субстанцией небесной тверди и светил, заполняющей небесное пространство. У Аристотеля «пятый элемент» (квинтэссенция) ; эфир был краеугольным камнем в его космологии, субстанцией всего «надлунного мира» (как самих светил, так и несущих их «сфер»). Причём упоминалось, что эфиру был свойственен только один вид движения ; пространственное перемещение по кругу в отличие от четырёх элементов (земля, огонь, воздух, вода) «подлунного мира», подверженных «возникновению и уничтожению» (циклическому взаимопревращению) и наделённых свойством прямолинейного движения.
(Литература: Философский энциклопедический словарь / глав. ред. Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалёв С. М., Панов В. Г.— М.: Советская энциклопедия, 1983).

Итак, эфир - "всепроникающая среда, один из космических элементов, составляющих невесомую субстанцию неба и звёзд, самое тонкое первовещество, которое недоступно чувственному наблюдению". Это означает, что эфир, как первовещество, не может состоять из чего-то еще, более первичного, более фундаментального. То есть, у эфира нет содержания.

А теперь порассуждаем об эфире в рамках философии.
 
Эфир, как отдельная сущность, существовать не может. По той причине, что для эфира не выполняется дуализм формы и содержания: форма есть, а содержания нет. А если есть содержание, то какой он эфир? По аналогии, тогда должен быть еще и супер эфир. А для него - супер-пупер эфир. И так - без конца и края. Кроме того, сущность существует за счет движения "внутренностей". Если эфир - первокирпичик без внутренней структуры, то ему существовать нечем. Если что-то не существует, то его или нет, или оно просто дано. Вот пространству нечем существовать. Оно есть, или, по-философски, дано. Если и эфир есть/дан, то он не может формировать последующие материальные структуры: то, что дано - оно неизменно. Оно не может структурироваться, образуя новую сущность.

Глобально эфир нужен для объяснения онтологии вещества. С появлением электродинамики, у эфира появился конкурент - поле. Столетняя пауза, вызванная теориями Эйнштейна и КМ, в которых ни эфир, ни поле особо были не нужны, вылилась в нынешний кризис физики, поскольку эти теории за сто лет не обозначили вектор дальнейшего развития физики, по сути исчерпав себя полностью, и надолго затмив собой эфирно-полевую тематику. Темная энергия, темная материя, физвакуум, поле Хиггса и т.д. - это конвульсии теоретиков в попытках найти выход из создавшегося положения. Но, какими бы ни были конвульсии, все дороги ведут к прерванному противостоянию столетней давности: поле или эфир?

Исторически в эфирных теориях  поле рассматривалось, как результат двух возможных вариантов проявления эфира:
1. поле - это проявление движения эфира;
2. поле - это состояние эфира в виде его напряженности, натяжения (по словам Фарадея "электротоническое состояние").
Эксперименты Майкельсона и др. ( en.wikipedia.org/wiki/Michelson ) опровергли первый вариант. В среде "эфиристов" принято считать, что поле - состояние эфира. В классической физике считается, что поле - состояние материи.

Банальный пример с двумя магнитами, а также самостоятельно распространяющееся электромагнитное излучение в пространстве говорят о том, что поле - сущность, а не состояние. Эмпирический факт: поля между собой взаимодействуют (те же магниты, например). Взаимодействующие между собой состояния - это нонсенс. Между собой взаимодействуют только сущности. Более того, подобное взаимодействует с подобным. Если поле взаимодействует с эфиром (например, механическое распространение электромагнитной волны в эфирной среде по принципу волны в воде), то эфир имеет полевое содержание. Если эфир имеет какое-либо содержание, то истинным эфиром должно быть его содержание. Если содержание у эфира полевое, то первичным является поле, а не эфир.