Боги и люди. Окончание

Магда Кешишева
   Каждая страна, каждый город имеет свой символ,связанный с историей народа, его генетической памятью, взглянув на который, сразу узнаёшь, о чём  идёт речь.
   Для Москвы это - Кремль, Большой Театр и Третьяковка, для Санкт - Петербурга - Исаакиевский собор и Эрмитаж, для Рима - Пизанская башня, для Парижа - Эйфелева башня, для Берлина - Бранденбургские ворота, для Мексики - "Ангел независимости Мексики", для Грузии - Собор Святой троицы, для Армении - Арарат, Эчмиадзин, Хачкары, гранат.

   А одним из символов Искьи является Арагонский замок, построенный испанцами в 15 веке. Замок настолько большой, что в нём могло укрыться всё население острова, когда ему грозило нападение пиратов. Эта бывшая древнегреческая колония сегодня оживлённый город.

   Арагонский замок, похожий на каменный каскад, гордо стоит на небольшом острове рядом с Искьей. В разные времена крепость принадлежала то грекам,  то римлянам.
   Каждый новый правитель по своему использовал крепость. Что только здесь не было: монастырь клариссинок, тюрьма для особо опасных преступников, тюрьма для политзаключённых...
   Наконец, уже в 1912 году всеми забытая, заброшенная гора была продана с аукциона некоему адвокату. История не сохранила имени нового владельца горы, как и цены, которую он выложил за неё, но тот факт, что дальновидный адвокат не прогадал, бесспорен. И по сей день хозяевами острова являются его процветающие потомки.

   Будете в Италии, посетите остров. Это нетрудно - меньше часа езды на автомобиле от Неаполя. Не хочется утомлять вас описанием всего того многообразия, которое ждёт каждого в Искьи, но кое о чём хочу предупредить. Во - первых, когда отправитесь в Арагонский замок, непременно запаситесь питьевой водой, во - вторых, возьмите зонт, либо чем - то защитите голову; в замке сохранилось своеобразное кладбище монашек, которое производит, мягко говоря, тягостное впечатление (совсем необязательно туда заходить). А вот комната пыток интересна для расширения кругозора.

   Конечно же вам скажут, что восьмое чудо света - шесть здешних термальных парков. Что и говорить, впечатление производят. А если вы любите погружаться в горячую ванну ( до + 40 градусов), да ещё если это "грозит" вам оздоровлением и красотой, вам и карты в руки. Ну, а если вас это не очень соблазнит, любуйтесь бассейнами и парками, подаренными природой и усовершенствованными человеком, и поплавайте в олимпийских бассейнах с морской водой.

   Под занавес я хочу поведать вам интересную историю, связанную с Арагонским замком начала 16 века и именем одной из самых прекрасных и талантливых женщин итальянского Ренессанса, поэтессой Витторией Колонна.

   Девочка родилась недалеко от Рима, в знатной, богатой семье. Когда Виттории исполнилось четыре года, её обручили с четырёхлетним Фердинандо  Франческо Ферранте, д'Аволас, маркизом.  Отцы детей - близкие друзья - хотели закрепить дружбу ещё и родственными связями. Но случилось так, что отец девочки поссорился с Папой Александром, и тот велел конфисковать  имущество и все владения семьи. Маленькую Витторию отправили в Искью, в Арагонский замок, который  был резиденцией  герцогини Констанции д'Аволас, родной тёти жениха девочки. В то время герцогиня являлась правительницей Искьи. Таким образом, Виттория детство и юность провела в семье будущего мужа.

   Девочка - очень одарённая - получила блестящее образование. И не удивительно: её наставниками были известные поэты, философы и художники. Виттория хорошо знала литературу, живопись, знала несколько иностранных языков, и уже в 12 лет писала стихи. Немаловажно добавить, что девочка была очень красива.

     Когда молодым людям исполнилось 19 лет, их обвенчали в Кафедральном Соборе Арагонского замка. Свадьба Виттории и Фердинандо была настолько блистательна, роскошна и весела, что рассказы о ней передавались из поколения в поколение.  А красавица Виттория с каскадом золотых волос, и статный, высокий с приятным лицом
 жених, на протяжении нескольких веков оставались символом любви и красоты Искии.

   Но счастье молодых было недолгим: прошло два года, а брак оказался бездетным. Маркиз оставил молодую жену  и ушёл воевать. Виттория, чувствуя себя одинокой, усыновила дальнего родственника, Альфонсо дель Васто.

   Пятнадцать лет ждала Виттория мужа. Её преданность, жертвенную любовь и верность современники воспели в стихах. Но насколько оправдано такое поведение женщины?! Что Виттория получила взамен? Всего один раз за 15 лет муж вернулся к ней на очень короткое время!  В одном из сражений он был смертельно ранен и через несколько дней, не приходя в сознание, скончался. Виттории в день смерти мужа исполнилось 35 лет.

   Может показаться удивительным, но женщина, потеряв мужа, настолько глубоко переживала, что близкие опасались за её психическое состояние. Виттория не хотела жить в мире, где нет её мужа: она приняла решение уйти в монастырь. Но Папа Климент VII, близкий друг Виттории, не оставлявший её без внимания, отговорил женщину.

   Виттория целиком посвятила себя литературе. К этому времени относятся лучшие её поэмы и сонеты, почти все посвящённые мужу.

   Ознакомившись с произведениями Виттории, Микеланджело был так покорён целомудрием, чистотой, страстностью и интеллектуальностью автора, что, влюбившись в стихи, он мечтал познакомиться с ней.

   В тёплый, солнечный день 1530 года Витторию, после воскресной мессы в римском монастыре Сан - Сильвестро, пригласил на завтрак один из друзей, португальский художник Франческо Д'Орланда. Вскоре пришёл ещё один гость. Им оказался знаменитый Микеланджело. Виттория встала с места и предложила художнику место рядом с собой. Улыбка Виттории, обаяние, аристократические манеры, мелодичный голос пленили его совершенно. До позднего вечера говорили они о литературе и живописи, и договорились о встрече через неделю.

   Надо сказать, что художник, слывший необщительным, даже высокомерным человеком, избегал разговоров о литературе и живописи. А в тот день он признался Виттории;
 - Я сам себя не узнаю. Я отказываюсь от приглашения к самому Папе, который хочет беседовать о живописи и литературе. Всю жизнь я избегаю подобных разговоров, потому что знаю, что принесу больше пользы, просто делая хорошо своё дело. Но мне та интересно разговаривать с вами!"

   Виттории  в то время было 40 лет, Микеланджело - 60. Надо ли говорить, что когда женщина вернулась на Искью он последовал за ней и поселился напротив её замка, чтобы быть ближе к той, которую, по его словам, боготворил.

   Отношения Виттории и художника оставались платоническими: они обменивались письмами, посвящали друг другу сонеты и стихи. Дело в том, что женщины Микеланджело не интересовали...

   Прошло несколько лет. На Витторию обрушилось новое горе: умер её приёмный сын. На этот раз никто не мог остановить её, и она ушла в монастырь. Женщина посвятила себя служению Богу, порвала все связи с внешним миром, сделав исключение только для кардинала Реджинальда Пола и Микеланджело.

   После смерти кардинала Виттория находилась в глубокой депрессии. Микеланджело всячески поддерживал её.
   Он всю свою поэзию посвятил Виттории. Кроме того -  три величайшие работы: "Иисус с самаритянкой", "Распятие" и "Пьета".

   Микеланджело оставался рядом с этой талантливой , красивой женщиной, которой судьба отказала в женском счастье. Когда Виттория прощалась с жизнью, он стоял на коленях у её постели, грея холодеющие руки её своим дыханием.

   В глубокой скорби стояли вокруг усопшей Витторией её друзья, почитатели и поклонники её таланта.
   Закрыв лицо руками, горько плакал безутешный Микеланджело...

  P.S. На фото - Арагонский замок.