Поход на Игорье

Анатолий Аргунов
Игорьем называли огромное озеро Игорь,  в пятнадцати километрах от нашего полустанка. Игорьем бредили все мальчишки. Пойти на Игорье, значит совершить важный мужской поступок. И дело не в том, что там ловилась самая крупная рыба:  лещ ли, щука ли, огромные по килограмму окуни или крупная серебристая плотва, а тем, что само это озеро было окружено множеством легенд и тайн. И каждый, кто хоть раз ходил на Игорье, приносил с собой на память какое-нибудь воспоминание.
По правде сказать, было, за что поверить этим легендам и желанию раскрыть какую-нибудь тайну Игорья. Озеро начиналось со «Змеиного» камня, большущего валуна размером с огромный письменный стол, а высотой с два человеческих роста. Он торчал у высокого песчаного берега, как огромный зуб и только в штормовую погоду, когда волны на Игорье доходили до метра и выше, он скрывался от человеческого глаза.
В другое время года на нем было удобно стоять и закидывать удочку, клев у камня всегда был отменный.
Мужики судачили, что под «Змеиным» камнем лежит сын легендарного Рюрика – князь Игорь. Захоронен он под этим камнем в золотых доспехах и золотом шлеме с бриллиантами, и чтобы никто не мог осквернить могилу воина – князя,  дружина похоронила его на глубине более десяти метров, а сверху  возложили камень. По языческим законам того времени, камень отожествляли с главным Богом древних славян – Перуном. Мол, лично он, охраняет сына Рюрика, от напастей. Наконец, чтобы люди не забывали, что это место не только могила князя Игоря, но и святое место, вокруг камня завелось видимо невидимо змей. Днем в солнечную погоду они грелись на камне, а по ночам уходили на охоту. И горе рыбаку или путнику, кто захотел посидеть или полежать на камне, змея обязательно ужаливала смельчака.
Так это или нет, можно только верить. Но, доподлинно известно, что последний из знаменитостей династии Рюриковичей, Иван IV, прозванный Грозным, приезжал в эти места, чтобы поклониться праху своего предка.
Как бы там ни было, команда ребят с железки решила сходить в поход на Игорье. Витька, собравший нас, прямо так и сказал:
- Пойдем на Игорье! С ночлегом, лучше с пятницы на субботу.
Мы сперва  заспорили, как всегда встал в позу ,Вовка Чиж.
- Я в пятницу не могу, к нам гости приезжают.
- А кто едет-то? – спросил я Вовку.
- Дядя Семен из Сосновки, брат отца и его жена, тетя Клава.
- Ну, а ты-то тут причем, гости едут к твоим родителям.
- Ну и что? – не сдавался Вовка. – Может, они чего вкусненького привезут, а меня нет.
- Мы на серьезное дело идем, с ночлегом и заодно клад искать. Там около старой церкви, на Струге, золотой клад – пояснил ситуацию Витька.
- Какой клад? – удивленно спросил Пуша. - Ты говорил, что идем на Игорье  и все!
- Мало ли, что я сказал. Клад этот существует, но он где-то закопан. Искать его нужно у церквей, расположенных вокруг Игорья – ответил уверенно Витька Жбан.
- Да  какой-такой клад? – опять возмутился Пуша.
- А такой! -  вдруг ожился  Вовка Чиж.  Тетка Паня с дядей Петей разговаривали у нас дома. Они к матери пришли узнать, как тесто на пироги с морошкой ставить. Говорили обо всем, и потом тетка Паня, что-то про морошники вспомнила,  как их пекла попадья, с которой ее мать дружила. Рассказывала про всякую ерунду, а потом в конце и говорит. Попадья эта спрятала клад, когда  за ее мужем приехали, чтобы арестовать. Все церковное золото попадья спрятала, зарыла где-то в  огороде у церкви, а где неизвестно.  Чекисты искали, не нашли, потом еще  кто-то из большого начальства приезжал искать, но так и не смогли клад найти.
- А может, никакого клада и нет? – засомневался я.
- Клад точно есть! Его просто не нашли. Я тетку Паню спросил, откуда она знает про клад? Оказывается попадья перед смертью обо всем матери тетки Пани рассказала.  Если говорит, достанете клад,  на восстановление церкви потратьте, когда время подходящее будет. Тетка Паня моей матери и говори.-  Когда подходящее время  наступит, никто не знает.  То война, потом борьба с разрухой, а вот теперь  совхозы строят. После войны мать Пани умерла, и секрет никому не успела рассказать, - с сожалением закончил свой рассказ Вовка Чиж.
- Вот видите, какое совпадение про клад! – воскликнул Витька Жбан.
-  Раз такое дело, я готов идти, клад искать, родственники подождут, - решился Вовка Чиж.
- То-то и оно! -  удовлетворенно хмыкнул Витька Жбан.
- В пятницу утром выезжаем на велосипедах сперва до церкви. Там под видом копки червей, ищем клад, если находим – домой везем, а если нет, то на Игорье поедем: отдохнем и по рыбачим. Ну и все такое.
После бурного обсуждения, мы договорились, кто, что берет с собой из продуктов, снастей и какие инструменты. На том и порешили.  В пятницу рано утром вся наша команда из пяти человек, выехали на великах в сторону Игорья. Через сорок минут быстрой езды, по тихой утренней погоде, мы оказались  в деревеньке Княжны,  еще через 10-15 минут были уже у цели,  в деревне Дворищи, от нее через поле колосящейся ржи, мы выехали прямо к реке  Струге, на берегу которой стояла огромная разрушенная церковь.  Все знали, что церковь разрушили после революции, комсомольцы-атеисты. «Опиум для народа», так отзывался руководитель Советского государства про религию. Тезис срабатывал: везде  крушили церкви и монастыри. Об этом периоде рассказывала учитель по истории, Нелли Сергеевна. Церковь и богослужение  она не любила, и во время церковных праздников читала в клубе лекции о вреде религиозных верований и традиций.
Витька Жбан, как и все школьники того времени, конечно же не верил ни в Бога, ни в черта, а уж в воскрешение  Христа, тем более.
Да иначе и быть не могло, такое было время, когда народ верил в идеи коммунизма, в построением светлого будущего в нашей стране, без попов и церквей.
Я же относился к верующим уважительно. Потому, что моя бабушка Таня сильно верила в Бога и без молитвы не начинала никакого дела. Да и в церковь раза два водила. Мне не очень там понравилось. Пахло чем-то приторно сладким, едкий дым от множества свечей щекотал мне в носу,  и я едва сдерживался, чтобы не чихать.  Хоть свечей было много, но помещение церкви напоминало пещеру, а черные лики святых, глядящих на меня с каждой стены, просто пугало.
- Бабушка пойдем скорее отсюда. Мне страшно! – тихо шептал я бабушке Тане, которая молилась богу, что-то  говоря ему на непонятном языке.
- Сейчас, потерпи, вот закончу молитву, мы и пойдем – терпеливо отвечала бабушка.
Но, больше всего я боялся появление попа, Батюшки. Так называла его бабушка. Почему батюшка, не понимал. Он же молодой, мордастый, щеки красные, хоть прикуривай, как же он может быть батюшкой для моей старенькой бабушки и еще десятку таких же, как она, стариков и старушек. Нет, ни похож он на батюшку, а поп и все тут, решил я тогда для себя раз и навсегда.
И надо же такому случиться, батюшка словно разгадал мои мысли и направился к нам с бабушкой. Бабушка Таня поцеловала протянутую руку попа и низко поклонилась. Тот перекрестил тремя крестами бабушкину голову, а потом и меня. Я стоял, как истукан, не зная, что мне делать.
- Татьяна Алексеевна негоже внучку не крещенным быть. Приходите  в четверг – окрещу.
Я стоял ни жив  ни мертв и смотрел на попа, не мигая взглядом.
- Парень, ты слышишь?  Вишь, как на меня смотрит, - усмехнулся поп. – Батюшка спасибо тебе за внимание к рабу-божьему Толюшке.
- Крестить не разрешают родители, а без родительского благословения не могу, - с поклоном ответила бабушка.
- А сам-то хочешь покреститься отрок, Анатолий? – спросил неожиданно батюшка меня.
Я с испуга  ничего не ответил.
- Ну, вот и хорошо, молчание – знак согласия. Батюшка еще раз перекрестил меня и, взяв за плечо, повернул к выходу из храма. – Иди, иди, устал для первого раза. Отдохни на улице, потом сам придешь!
Я выскочил и через несколько минут стоял около входа в церковь, и не мог отдышаться. Сирень уже отцветала, и мне показалось,  что я заново ощутил всю прелесть жизни и себя в ней…
Эти воспоминания нахлынули на меня, когда мы  слезли с велосипедов, и оказались у разоренной церкви.
Витька Жбан  показал на купол, на котором росли молодые березки.
- А что если клад того? – и он показал пальцем наверх.
Федул надул губы. Он устал от быстрой езды, и ему явно не понравилась идея Витьки, искать клад на сломанном куполе.
- Не дури, Витек. Кто же залезет на такую высоту, и где там можно, что спрятать?
Но, неожиданно Витьку поддержал Вовка Чиж.
- А, что идея хорошая. Когда церковь была не разрушена, наверняка, вход на купол был.
Пуша сомнительно покачал головой.
- Нее, пустышка. Ценности из золота и бриллиантов на голом камне не спрячешь. Тут нужен потайной ход и потайное место. И его проще всего сделать в стене.  Искать нужно в стенах! – сделал он заключение.
- Толян, а твое мнение? – спросил меня Витька.
- Не знаю, клады чаще прячут в земле, проще спрятать, а труднее найти.  Попробуй, перекопай все. А стены можно металлоискателем проверить. Помните, как у нас искали бомбы и мины. Он так запищит, и место точное укажет.
- И в земле точно так же можно определить – не сдавался Витька.
- Зато в земле столько железок, что надоест копать, а в стене сразу покажет, -  не сдавался Чиж.
- Нет, нужно искать в земле! – уверенно ответил я.
Мы какое-то время поспорили, но отдохнув, и подкрепившись, взятой из дома едой, решили искать клад в земле.
Витька предложил начать копать  от огромной липы, что росла по центру  площади позади церкви.
- А почему именно у липы? – задал вопрос Вовка Чиж.
- Всегда нужен ориентир. Спрятал, а где искать забыл. Для этого и выбирают заметный предмет, столб какой-нибудь или дерево – пояснил Витька.
Мы с  доводом согласились.
- Вот, а теперь нужно отсчитать семь шагов строго на восход солнца и будем искать.
- Во даешь Витек, будто сам прятал этот клад – пошутил Пуша.
- Сам не сам, а такая традиция – строго на Восток и семь шагов, - уверенно заявил Витька.
Мы не стали спорить, потому что  другого предложения никто не высказал.
- А на какую глубину капать? – не унимался Вовка Чиж.
- В рост человека! – ответил Витька.
- Во даешь! Это более полутора метров, - неуверенно возразил Федул. - Зачем так глубоко?
-  Затем, чтобы случайные люди, вроде рыбаков, которые копают червей, не нашли – возразил  Витька Жбан.
Но, тут выяснилось, что у Витьки появилось несколько опорных точек, от которых следует искать клад.
Поставив Вовку Чижа, копать  у липы, Витька повел нас дальше к обрушившимся воротам, с уцелевшими металлическими штырями.
- Это петли, на которые вешались ворота – пояснил Витька. – Вот туда вниз от ворот в сторону речки пошли.
Я отсчитал семь шагов.
- Здесь?
- Ага, - одобрительно ответил Витька, вбивая палку в землю.
- Давай, Толян на пару с Федулом  копаете,  грунт уж очень твердый здесь.
- А откуда ты знаешь? – не унимался Пуша, явно не желая оставаться один при копке следующей ямы.
- Знаю! Я с дядей Петей говорил. Он до войны сторожем работал, когда вместо церкви здесь был склад для колхозного имущества. Дядя Петя мне  рассказал, где какое место, где червей копать, а где не надо! Я же ему сказал, что мы на Игорье едем рыбачить и вот он все и рассказал.  – Хорошо, хорошо, - перебил Витька. - А для тебя Пуша самое легкое место, вон там, - и Витька махнул рукой в сторону кладбища. Земля, что пух, червей много, но они светлые и на них рыба не берет.
- Так зачем копать?
- Но, нам черви и не нужны, нам клад подавай – весело отозвался Витька.
- Вот то-то и оно! Так что пошли Пуша, покажу твое место для рытья, - и Витька повел его к кладбищенским  плитам, что лежали неподалеку от стен церкви.
Подошли  к вросшему в землю четырехгранному столбу. И Витька отметил строго на Восток семь шагов, чиркнул ногой по земле, ставя метку.
- Вот и твое место! Копай яму на полметра шириной, так удобнее вглубь уходить, - со знанием дела распорядился Витька.
Расставив всех по местам, Витька отправился в церковь. Она стояла, как и когда-то много веков назад,  наполовину разрушенная, но не сломленная и гордая.  Витька решил прощупать стены, стуча по ним деревянным молоточком, взятым у дяди Пети на всякий случай.
- А зачем делают пустоты в каменной стене? – спросил как-то Витька дядю Петю. 
– Чтобы больше объем кладки был.  Платили-то за объем, - отвечал с усмешкой дядя Петя. - Взял в руки киянку, простучал и все ясно, как божий день. Кто хорошо сработал, а кто бракодел, - продолжал рассуждать  дядя Петя неспешно раскуривая трубку с табаком.
Вспоминая уроки дяди Пети, Витька облазил весь корпус храма, исправно стуча киянкой по стенам.  Но, кроме глухого звука ничего не услышал в ответ. Значит, тайник не в стене, сделал вывод Витька.
Через час работы мы с Федулом так устали, что захотели искупаться и отдохнуть.  Я свистнул, созывая всех. Первый   показался весь испачканный в штукатурке  и черной золе Витька Жбан.
- Вы чего не работаете? – удивился Витька. Обедать еще рано! Солнце еще не в зените.
- Ага, не в зените? – возмутился больше всех Вовка Чиж. – Сам-то попробуй, покопай?
- Надо будет, покапаю! – ответил резко Витька, давая понять, что спорить с ним не  стоит.
Но, я взял Витьку за плечо и, отводя в сторону, переговорил.
- Они правы, устали с непривычки, отдохнуть нужно, помыться в речке, полежать на песочке. И тогда всю усталость, как рукой снимет.
Витька махнул рукой:
- Как знаете! Отдыхать, так отдыхайте! Не возражаю.
Мы с шумом и гамом бросились к реке.
Речка Струга не большая, переплыть ее раз плюнуть, но глубокая, а дно темное, как в омуте ничего не видно.
Мы с удовольствием поплавали на перегонки, поныряли и усталые вылезли на песчаную косу, где с удовольствием растянулись на теплом песке. Витька лежал недолго.
- Вы пока позагорайте, я схожу проверю, сколько вы в глубину вошли, - и он энергично направился к ямам, которые мы копали.
Я вскочил следом.
- Погоди, пойдем вместе.
Первым осмотрели мою с Федулом яму. Она оказалась глубиной не более полуметра.
- Дальше совсем трудно копать, - оправдывался я. – Не взять лопатой, то кирпичи,  то камни.
-  Без лома ничего не получается, - сделал я заключение.
- Ломом стучать начнете, услышат в деревне и весь наш план псу под хвост, - невесело ответил Витька. – Так, что лопаткой,  лопаткой и руками Толян давай. На то вас двоих  на одно место и поставил, чтобы быстрее дело спорилось.
Во второй яме около липы  глубина была чуть побольше, но то же не впечатлила Витьку. В третьей яме у Пуши дело шло лучше всех, яма была глубокая и широкая, больше чем в метр глубиной.
- Вот так нужно работать! – обрадовался Витька. - Сразу видно – старался человек. Витька спрыгнул в яму, постучал деревянным молоточком по дну. Глухой звук огорчил Витьку и меня тоже. Простучав все стены, нигде никакого тайника не нашлось.
- Да, ладно – услышал я Витьку. – Может, глубже выкопаем, что-нибудь и попадется.
Но, и глубже ничего  не попадалось, кроме ржавых банок, скобок, гвоздей и всяких осколков от глиняной посуды.
К вечеру усталые и грязные мы, снова, выкупались в реке и решили заночевать, чтобы утром продолжить поиски. Натянули плащ-палатку, положили на землю охапку сена из стога, что стоял за речкой, соорудили костер и стали готовить нехитрый ужин. В котелке отварили картошку, добавили  туда пару баночек рыбных консервов «Частик» и, не дав остыть,  с жадностью набросились на еду.
Хороша приготовленная пища в походе – важный элемент успеха. Чтобы ни говорили, а без горячего обеда или вкусного ужина – дело не сладится, да и настроение не то. Вот почему поход всегда сопровождается целой процедурой приготовления пищи. Тут важно все:  и хорошо намытый котелок, картошка посоленная в меру, и консервы в нужное время заправитьь в свежесваренную картоху,  добавить перец, и лавровый листик. А если еще захватить с собой свежий лучок, редиску и огурцы, то пир на весь мир обеспечен. Такой примерно ужин получился  и у нас. Кошеваром был назначен  Пуша, а  помогал ему Федул, знавший, что, когда кидать в котел. В общем, еда получилась отменная. В старом чайнике заварили чай с мятой  и добавили  немного  Иван-чая, который дружно выпили весь до дна с конфетами.   После ужина все взбодрились и начали понемногу приходить в себя и разговаривать друг с другом о поисках клада.
Витька Жбан подвел итог:
- Значит, пока нигде ничего  не нашли. Глубже всех яма  у Пуши, почти два метра, но результат «ноль», у Вовки Чижа чуть больше метра, то же «ноль».
Вовка тут же возмутился:
- Дальше копать невозможно!  Лопата не берет, отскакивает. Кто может в такую землю закопать клад, да еще на скорую руку?
- Может, может, если к этому заранее готовились, - ответил невозмутимо Витька.
- Нет, ребята, ерунда это все. Я завтра с утра поеду домой и привезу с собой кота Барсика. Вот он покажет, где клад зарыт, - неожиданно предложил Вовка Чиж.
Ребята сперва не поняли сказанного, а когда до них дошло, дружно расхохотались.
- У тебя кот, что вместо миноискателя? – со смехом спросил Федул.
- Зря смеетесь, вот когда у меня потерялись деньги, почти целый рубль мелочью, Барсик нашел.
- Да, он по запаху и нашел, - не сдавался умный Федул.
- По запаху! Сейчас! Держи карман шире! Деньги попадали в песок, и их невидно было, а Барсик лег на песок около калитки и не сходит. Я его стал  гонять, он отойдет, помяукает, как будто что-то мне хочет сказать, и опять на это же место ложится. Ну, надоело мне его отгонять, и я решил его  спугнуть, Ногой, как пну, Барсик  соскакивает и бежать, а вместе с песком монеты на солнце блеснули. Я глядь, да это же мои потерянные деньги. А вы миноискатель, мой кот лучше  любого миноискателя.
Посмеявшись вдоволь над Вовкой и его котом Барскиком, ребята незаметно стали отходить в сторону плащ-палатки и укладываться спать. . У костра остались только мы с Витькой.
- Что будем делать завтра? Где искать? – спросил я у Витьки.
- Не знаю! – ответил Витька. – Сегодня знал, а где завтра  не знаю.
- Может, пусть Вовка Чиж своего кота привезет, и он покажет место? – неуверенно предложил я, сам сомневаясь в достоинствах Барсика.
- Ерудна, этот кот. Вот миноискатель бы неплохо заиметь, только где взять? – и Витька тяжело вздохнул. Будем теперь копать в сторону к западу – ответил Витька устало.
- Ладно, Витька, давай отдохнем, утро-вечера мудренее, - сказал я, и  мы тихо направились в сторону шалаша, сделанного из плащ-палатки.
Тихая летняя ночь опустилась на землю. Темная, как ртуть река замерла в границах берега, лишь наш едва тлеющий костерок подтверждали, что мы не в космосе, а на земле. Залезли с Витькой в палатку, где уже трое наших  друзей дружно сопели носами.
Я еще долго не мог заснуть. Перед глазами  стояла  светло-серая церковь с черным крестом. Жутковатая картина, но я гнал плохие мысли от себя, пытаясь, как можно быстрее заснуть.  Досчитал до тысячи и почти уснув, меня словно кто-то толкнул в бок.  Я проснулся и глянул в открытое окошко палатки. В черноте ночи я явственно заметил какое-то свечение в виде серебристого кружка величиной не более 10-15 сантиметров. Оно  поднялось над крестом, поплыло к куполу и опустилась вниз по стене к земле,постояло на одном месте около креста,  а потом снова вернулось на купол, повисело  какое-то время и патухло. Я стал протирать глаза, не веря увиденному, толкнул на всякий случай в бок Витьку. Тот спросонья двинул меня локтем:
- Не  мешай! Дай поспать!
- Витька, Витька, стал я теребить друга. – Тут такое, тако... - шептал я ему в ухо.
- Что, что такое?  - наконец, произнес просыпаясь Витька.
Я ему всё в подробности рассказал.
- Ну и где это свечение сейчас?
- А нет его. Нужно ждать, пока снова появиться – шепотом сказал я.
Но, свечение больше не появилось.  Скоро наступило утро. Церковь и все что вокруг ее покрылось белым туманом и  мы с Витькой,уставшие от ожидания, заснули. Утром нас едва разбудили ребята.
- Вы что ночью-то делали? – смеялся Вовка Чиж.
- Искали клад, пока все спали – поддержал шутку Федул.
Лишь Пуша невозмутимо молча.
- Мы узнали, где зарыт клад. Ночью я свечение над тем местом видел, - уверенно ответил я.
Витька Жбан неохотно ответил:
- Может тебе, Толян, все это показалось. Перенапряг мозги, вот и видение появилось.
- Сам ты видение – обиделся я на друга. Давай лопату, пойдем к тому месту  - уверенно заявил я.
-Пойдем, только давай сперва перекусим, у нас уже чай выкипел, пока вы дрыхли, а потом и капать, - предложил Вовка Чиж.
- Лучше сначала  копать, а то забуду, где и видел.
Схватив лопату, я бросился к тому месту, где ночью святилось пятно. Ребята дружно зашагали за мной.
Около стены церкви, от главного входа стоял большой черный крест, а рядом с ним с боку,  я и видел свечение. Я взял лопату и уверенно стал копать, отступив  метр от креста.  Вскоре  лопата обо что-то ударилась. Звук был глухой, но не так как ударяется об камень. Я стал разрывать землю руками.  И вот мои руки чего-то коснулись необычного.
- Что там, Толян, что? – кричали ребята.
- Сейчас, сейчас – отвечал я.
Наконец, мои пальцы нащупали края находки, я с трудом вытащил из земли плоский предмет и, подняв его на руки, передал Витьке.
- Держи, только не урони, - предупредил я друга.
Когда я вылез из ямы, и взялся за открытие свертка.
- Вот он клад! – заорал Вовка Чиж.
- Тихо ты! – одернул его Витька Жбан. – Орать-то пока рано.
- Давай Толян раскрывай бумагу. Я ловко развернул сверток и нам в лицо ударил не  яркий свет золоченного оклада. Когда, наконец, сняли всю бумагу, и нам в первозданной красоте показалась толстенькая церковная книга в золотистом окладе, вместо корочек.
- Вот это да! Красиво-то как! – воскликнул Федул.
- Да, что тут красивого. Книга, как книга, а где золото, алмазы и бриллианты? – чуть не со слезами, пробормотал Вовка Чиж.
- Дурак ты, Вовка и не лечишься. Она может такая старинная, что дороже золота и бриллиантов, - неожиданно для всех произнес Витька Жбан.
Посоветовавшись, мы все решили, что книгу нужно показать  учительнице историчке, а потом передать в краеведческий музей в Сосновку.  На том и порешили.
Книга была бережно положена  в холщовую сумку, которую я привязал к седлу велосипеда, чтобы не уронить и не испортить. Заровняв все ямы, вырытые нами, потушив костер и, помыв посуду, искупавшись еще раз перед дорогой в Струге, мы дружно выехали в Веракушу.
Но,  это не значит, что мы отказались от похода на  Игорье,он состоялся и не один раз,но об этом будет отдельный рассказ. А наша  дружба,после таких перепитий,только окрепла и сохранилась на долгие годы.   

P.S. Найденная книга оказалась действительно старинной и очень ценной. Кто ее закопал возле церкви и зачем, конечно же, мы не узнали. Зато нам всем  выдали премию по пять рублей каждому. Книгу же передали в исторический музей Ленинграда, где она хранится до сих пор.