Преодоление

Анатолий Аргунов
Витька Жбан очень боялся высоты,  и куда бы мы ни залезали в своих ребячьих играх, но если высота превышала три метра, Витька начинал нервничать.  Нет, он не кричал: боюсь, боюсь… Просто весь, как-то сжимался в комок и от его привычной веселости и беззаботности, не оставалось и следа. Он весь был сосредоточен, бледен и каждое движение  долго выверял.
Так было, когда залезали на пожарную вышку около леса.  Построенная на высоком  бугре из деревянных бревен виде распорок между четырех длинных, связанных друг с другом столбов, сужающихся к верху, она для нас представлялась неким небоскребом среди равнины. Наверху вышки была оборудована смотровая площадка, к ней вела сколоченная лестница. Доходила она не до земли, а кончалась примерно в трех метрах над уровнем земли, чтобы пацаны, вроде нас,не залезали на вышку.  Те, кто имел право быть на ней по работе, приносили с собой легонькую лесенку по которой достигали настоящей лестницы. Но, нам такая преграда была не страшна.  Мы ее запросто преодолели.
Зачем нам хотели попасть на вышку, никто толком не знал.  Видимо, извечное мальчишечье любопытство.
- Чем мы хуже мужиков. Залезем, посмотрим, что и как? – как-то предложил непоседливый Вовка Чиж. Сказано-сделано.
И вот наша дружная пятерка уже у подножия вышки. Витька Жбан первый преодолел барьер и оказался на лестнице, я за ним, потом пополз Вовка Чиж и Федул. Пуша остался внизу.
- Не ребята я не могу. Мне на такую высоту не подтянутся.  Я на турнике-то не всегда подтягиваюсь, а тут бревно. Не, я пас!  Лучше буду на стреме стоять, мало ли что...
Витька помахал ему рукой.
- Ладно, не дрефь, стой и смотри в оба, если что свисти. А мы полезем выше...
Вскоре все четверо уже стояли на площадке. Перед нами открылся удивительный обзор, который не приснится даже во сне. Речка Веракуша  была отчетливо видна во всех деталях, она петляла, как змея.  Её течени пересекало железнодорожное полотно  с огромной дугой железнодорожного моста. Казалось,что он совсем рядом,можно рукой дотянуться.
- Красота-то какая!  - крикнулл я, теребя за рубашку Витьку Жбана.
Но, тот как-то неожиданно сник, чуть побледнел.
- Витька, тебе что плохо? – тихо прошептал я  ему на ухо.
- Да, нет, только голова кружится, и вниз смотреть не могу – едва  ответил мне Витька.
- А ты не смотри, гляди вверх на облака. Вон они, как красиво плывут – подсказывал я Витьке.
Тот молча кивал.
- Ребята нам пора! скомандовал я за Витьку
- А чего,  давай еще постоим – не соглашался Вовка Чиж.
– Так долго лезли, чтобы сразу спускаться, -  поддержал его  Федул.
- А вон там, - я показал на группу людей, идущих по полевой тропинке. – Пожарники!
- Откуда ты взял, что пожарники? – возразил Вовка Чиж.
- А оттуда! Вон смотри, идет Бородин, он начальник пожарной охраны из Сосновки. Мне о нем Юрий Степушкик рассказывал. Они рядом живут. Нелюдимый, строгий, ни с кем не разговаривает. А если поймает кого, то сразу штраф.
- Нам бы не попасться! – сказал я и для пущей убедительности приложил ладонь к бровям, рассматривая идущих.
- Точно ,дядя Афанасий Бородин, вон и кепка на нем блестит.
После этих слов Вовку Чижа и Федула, как корова языком слизала. Они быстро стали спускаться вниз, один торопя другого.  Мы остались с Витькой вдвоем.
- Давай Витек я первый, а ты за мной спускайся. Только  не смотри на землю, и все будет хорошо. Я тебя подстрахую.
Витька согласно кивнул головой.
- Пошли Толян,но ноги не гнуться, как деревянные.
- Это от страха, - уверенно ответил я. Ты сейчас нащупай первую ступеньку лестницы, встань на нее и плавно опускай вторую ногу, а я рядом буду смотреть.  Если, что помогу.
Так шаг за шагом мы спустились с вышки на землю. Уже лежа на земле, на свежей траве ,Витька Жбан перевел дыхание.
- Ну, вот освоили вышку, теперь знать будем, что и как? – ответил Витька устало.
- Все, валим отсюда! Сейчас Афанасий Бородин с командой будет здесь и нам не стоит попадаться им на глаза-... скомандовал Витька.
Мы, дружно спорхнули, как стайка воробьев, и помчались на велосипедах  в сторону деревни Давыдово, чтобы затем другой дорогой возвратиться в Веракушу, не попадаясь на встречу пожарнику Бородину.
Так я случайно узнал тайную боязнь Витьки Жбана – высоты. Но, тут нужно сказать, что высоту боятся многие, только не все сознаются, как Витька или не придают значения до поры до времени, пока не окажутся на большой высоте, вот тогда то и появляется страх и паника. Но, преодолеть страх высоты, как впрочем и другие страхи, можно!
После случая на вышке ,Витька на какое-то время затих, словно его и не было на полустанке. Я забеспокоился и зашел к нему домой. Во дворе встретился отец Витьки  и спросил:
- Дядя Петя, а Витька где?
- Дома, какие-то книги читает и не выходит. Мать думает, не тронулся ли головой? Он за всю свою жизнь столько не читал, как за эти два дня. Вот, так-то дружок, кому наука на пользу, кому на вред. Иди в дом, может тебя послушается,  выйдет погулять.
Я тут же стремительно взлетел на крыльцо и прямым ходом, бросился к Витьке. Витька сидел за столом, а перед ним лежала толстенная книга. Витька отрешенно посмотрел на меня, как будто видел первый раз.
- Витек, ты чего заболел?
- Нет!
- А тогда почему гулять не выходишь?
- Занят!
- Чем?
- Вот, книгу изучаю… - неопределенно ответил Витька и странно посмотрел на меня.
- А что за книга-то?
- Энциклопедия – по слогам произнес Витька.
- Да, ну! – удивился я искренне. – Зачем тебе энциклопедия?
- Затем, что там есть ответы на все! – уже уверенно произнес Витька.
- А ты, какой ответ искал?
- Про высоту! – неопределенно ответил Витька.
И тут я понял друга.
- Нашел ответ?
- Нашел!
- Тогда все, пошли гулять, - и я хлопнул Витьку по плечу.
- И то, Толян, правда, засиделся я за книгой. – Устал, не знал, что читать это так трудно, - вздохнул Витька.
Я сочувственно поддакнул.
- Всегда так, когда новое дело начинаешь, а потом ничего привыкаешь…
- Не, Толян, я не привыкну к чтению, это точно.  Да и потом я уже прочитал, что мне нужно.
- А что Витька?
- Не думать об опасности, а о чем-нибудь приятном, тогда страх проходит сам собой.
Я согласно кивнул головой.
- Само-собой! Точно так!
Наконец,  мы с Витькой вышли из дома и впервые за несколько дней пошли играть в городки.
Витька,  истосковавшись по ребятам и ребячьим проделкам выигрывал у всех за подряд.
Через какое-то время Витька таинственно спросил меня:
- А, что Толян, пойдем мост осваивать?
- Это как? – не понял я друга.
- Да так, как вышку, только на нем сложнее – наверху не за что держаться.
- Смелая идея, мне понравилось, но я все же возразил.
- Никто из старших ребят никогда на мост не залезал.
- Ну и что, а мы залезем! – уверенно ответил Витька.
И мы  начали тренировки по освоению высоченного железного моста. Сперва, мы залезли в «карман», такие металлические ниши, которые были внизу у подножия моста. Потом поднялись  повыше, где-то  на одну треть от высоты. Примерно через две недели мы, наконец, добрались и до самого верха моста. Раскаленный на солнце металл весь в заклепках не давал нам залезть выше. Руки жгло, как на горячей сковородке. Решили дождаться пасмурной погоды, чтобы освоить и эту верхотуру. И вот в один из дней, когда на небе поплыли облака, а солнце надолго спряталось за них, мы пошли штурмовать верхнюю часть моста.
По наклонной поверхности железной балки, цепляясь за заклепки, мы доползли  до верхней части, я спереди, Витька чуть ниже за мной. Мы с Витькой договорились, что если и у меня закружится голова, то дальше лезть нельзя и мы оба потихоньку спускаемся вниз.Но всё шло хорошо
Когда мы ползком залезли на самую верхотуру довольно широкого, около полуметра , толстого листа железа в заклепках и осмотрелись, то понял – мы победили! Никакого страха я не испытывал, голова совсем не кружилась.
- Витька, давай за мной. Тут хорошо, и совсем не  страшно, только ты вниз все таки не гляди, - предупредил я.
Так мы оказались на верхушке моста. В это время загудел паровоз и пассажирский состав с десятками зеленых вагончиков простучал по рейсам под нами, и мост лишь слегка подрагивал под такт вагонны колёс. Вскоре мы  освоились, что стали  ходить по мосту, не боясь упасть.  Страх куда-то пропал не только у меня, но и пропала боязнь высоты  у Витьки.
Торжественное преодоление высоты у Витьки было написано на лбу.
- Толян, мы можем то, что другие бояться!Значит мы особенные?
- Нет, Витька! Другое тоже могут, но они не знают, как это сделать.
- Нужно прочитать энциклопедию, как ты, а многие не хотят. Вот в этом твое преимущество. Ты понял сам, что наученный человек может сделать такое, чего не сделает никогда незнайка.
Витька согласился.
- Не зря ты меня,Толя заставлял читать, уроки делать... Вот оно, где пригодилась.
А на мосту мы уже с Витькой не только сидели, смотрели окрестности, но  наловчились даже загорат: подстилали на разогретое солнцем железо свои рубашки и трусы и загорали голышом. А чего стесняться, на высоте кроме нас никого не было.
А когда надоедало лежать, мы играли в догонялки, ловко бегая по широким и узким балкам моста. Чем бы могла закончиться наша игра на высоте, неизвестно.  Но, нас заметили пассажиры, проезжающих через мост поездов и позвонили в милицию. Вскоре к мосту приехал начальник станции Петр Петрович Нилов и с ним участковый милиционер, Яков Абрамович Дука, Яшка, как звали его за глаза мужики.
Мы только-только успели залезть на верхотуру, как услышали крик снизу:
- Кириллов, Ершов спускайтесь вниз, и не думайте бежать, мост окружен, а вы можете разбиться – крикнул милиционер, Яшка Дука.
Мы поняли, что нам некуда деваться и  послушно спустились вниз. Дома Витьке была серьёзная взбучка, меня родители не били, а запретили на целую неделю ходить купаться и встречаться с Витькой. Но, после моста наша дружба стала еще крепче, и мы  смогли понять, что трудности можно преодолеть и именно они, делают из хлипких  пареньков настоящих мужчин.
Слава богу, что с нами ничего не случилось.