Знатоки, Шуры-МУРы и Лёня из Киева

Виктор Макс
ЗНАТОКИ, Шуры-МУРы* и Лёня из Киева…

*ШУРИК -  имя сценического персонажа Л.Каневского из сериала.               
 МУР -Московский уголовный озыск.

Не имей, друг, сто рублей,
Длинный нос прячь в шарф, будь скромен,
Валяй Ваньку… как еврей,
Женись же, как Каневский-Томин.
 
Успех культового продукта советской эпохи – телевизионного сериала « Следствие ведут ЗНАТОКИ»
был предопределён прежде всего его исключительным положением на телепространстве от Москвы до Владивостока. К тому же популярность жанра (детектив!) говорит сама за себя и в рекомендациях не нуждается. Поэтому совершенно не удивительно, что по длительности демонстрации сериал,безусловно,относится к экранным долгожителям.
К недостаткам данной многосерийной эпопеи можно отнести и слабую  напряженность сюжета и отсутствие сенсационных  преступлений и даже практически полное  отсутствие юмора у положительных персонажей. Защита социалистической законности – дело серьёзное. Над кем  смеётесь  – над собой смеётесь… Так что упомянутые недоработки по сути являются сценарными установками. К тому  же неизбалованный советский зритель ел, что дают и нахваливал.
Вместо сенсационности и напряжённости предлагалась глубокая проработка характеров главных героев, находящихся  на передовой линии борьбы за личность человека. Всё это  было  в полном соответствии с аксиомой о необходимости и неизбежности перевоспитания  преступников в условиях коммунистического общества. Неизбежной была и популярность, осветившая своими яркими отблесками лица ЗНАТОКОВ. К двум из них  - следователю Знаменскому и эксперту-криминалисту Зинаиде Кибрит нет ни вопросов, ни замечаний. Артисты Георгий Мартыненко и Эльза Леждей полностью слились со своими персонажами и стали жить их экранной жизнью.
Что касается киевского уроженца, а  также советско-израильского актёра Леонида Каневского, то этот представитель комического амплуа  всегда, в советское время в особенности, представлялся мне
довольно загадочной личностью. В самом деле, как можно было в период расцвета состоявшегося (или застоявшегося ) социализма попасть с такой физиономией в культовый детективный сериал о работе милиции…На просторах советской Родины отсутствовал официальный национализм, присутствовал официальный интернационализм, и тем не менее… Можно вспомнить хотя бы о том, что в конце 60-х годов прошлого века в связи с арабо-израильскими войнами государство Израиль  было признано Советским Союзом агрессором и захватчиком, дипломатические отношения оказались разорванными. Вскоре в СССР была развёрнута  антисионистская компания, постепенно набиравшая обороты в связи с  репатриацией бывших советских граждан  в Израиль.
Каневский-Томин начинал карьеру в сериале капитаном, но вскоре, за безупречную службу  был «повышен» до телевизионного майора. Кстати, само звание тогда и сейчас – представляет собой пресловутые «две разницы». Майор, работающий в те времена на Петровке – это особа, вхожая на совещания в высоких милицейских сферах и розыскник, посвящённый в стратегические замыслы руководства.   А нос, задевающий при повороте головы  за майорские погоны, мог  расцениваться как откровенная клевета на советскую милицию. Очевидно, всё вышеупомянутое вскоре привело к попытке «похоронить» носатого майора, который должен был погибнуть где-то  в  районе 8 серии (примерно 1972год). Уже в седьмом фильме («Несчастный случай») он появляется всего в одном эпизоде, а функции Томина фактически выполняет, как ни странно, работник ГАИ в исполнении артиста Дурова. О готовящейся замене противоречивого для того времени персонажа  может свидетельствовать и появление в  сериале некоего капитана Токарева – уж не запасная ли частица «ТО»   в  аббревиатуре  ЗНАТОКОВ…
Тут создатели фильма, видимо,  решились на хитрый ход с целью срочного «спасения майора Томина». В очередной части(«Побег») Томин действительно падает сражённый бандитской пулей, коллега Знаменский ходит со скорбным видом, но определённо о смерти одного из трёх ЗНАТОКОВ нигде не сообщается.
Жалостливые зрители, к тому же испугавшиеся, что сериал вообще закрывается, прислали пару мешков слёзных писем, что позволило в следующей серии успешно «оживить» розыскника Шурика.
Можно с большой долей вероятности предположить, что сценарий писался под несколько другой актёрский типаж. Вместе с тем вполне очевидно, что работник угрозыска, владеющий приёмами перевоплощения и готовый к внедрению в преступную среду под видом бывалого уголовника, или просто жуликоватого барыги, задумывался сценаристами изначально, как некоторый аналог знаменитого парижского сыщика Видока. Регулярные рейды в уголовный мир полицейского довольно высокого ранга, отвечающего за ход следствия, кратчайшим и непосредственным способом приводили к раскрытию преступлений оперативным путём, что во времена Эжена Франсуа Видока было несомненным новшеством.
Правда, с учётом  в прямом и ироническом смысле слова «харизмы» Л.Каневского получился из него «Видок наоборот». Парижский сыщик переодевался и гримировался, чтобы перевоплотиться в злодея , сойти «за своего» в известном обществе , что соответственно облегчало дальнейшее проникновение в преступную среду.  Томин-Каневский, напротив, перевоплощается из прохиндея в сыщика, надевая милицейский мундир, что, по- видимому, значительно облегчает прохождение через дежурного на входе и «проникновение» на Петровку,38. Сериальному Шурику гримироваться  ни к чему. Его и так, в соответствии с поговоркой, за рожу сажать надо.
Так как же человек с лицом Каневского, но в сценарии поименованный как  Александр Николаевич(?!) Томин,  вообще попал в программный сериал, призванный представить советскому зрителю идеальную милицию, которой не существовало в природе?  Налицо закрученный сюжет для ещё одного фильма из серии «Следствие ведут ЗНАТОКИ». Тут, пожалуй, нужно было не просто вытянуть счастливый билет – его должна была тянуть «волосатая лапа». 
Действительно, слегка приоткрыв биографию, можно обнаружить звёздного тестя нашего героя – Ефима Березина  из знаменитого дуэта «Штепсель и Тарапунька».
 Ну вот, это уже кое-что, в том смысле, что «кое-что» начинает проясняться.
Учитывая популярность и статус незабвенного Ефима Иосифовича, вполне можно предположить, что мощный электрический заряд, вытолкнувший  на поверхность, Л.Каневский получил как раз от «Штепселя»…
 Подобный искусственный отбор, конечно же, проигрывает естественному.
Если рассматривать  сериальную сагу о ЗНАТОКАХ  как некую модель идеальной милиции в идеальном обществе, своеобразный идеальный газ в идеальном шаре, то напрашивается вывод, что «человек-нос», проныра и неподкупный страж социалистической законности в одном лице, явно выпадает из ансамбля, как балерина с кривыми и волосатыми ногами. 
Выскажу мнение, что в роли Томина намного органичнее смотрелся хотя бы тот же Лев Дуров.
Вероятно, что как и сыщика Видока,  Дурова-Томина пришлось бы гримировать перед отправкой в бандитское логово, но тут пригодилась бы единственная женщина в следственной группе. Именно Зинаида Кибрит  могла бы
 оказывать коллеге помощь в наложении грима!
В заключение скажу,  что автор не стремился разить сатирой того, кто сам по определению является сатирическим персонажем.
Чтобы отчасти сбить фельетонный накал статьи, закончу тем , с чего начал: несколькими поэтическими строчками,
приправленными довольно мягким  юмором:


Телеграмма-Эпиграмма.
Каневскому . Театр «Гешер»,Тель-Авив. Срочно.

Не имей, друг, сто рублей,
Длинный нос прячь в шарф, будь скромен,
Валяй Ваньку… как еврей,
Женись же, как Каневский -Томин.