Развитие ребёнка до 3-х лет, продолжение2

Любовь Питателева
  Процесс воспитания ребёнка всегда очень сложен и заключает в себе определённые риски. Однако если любишь его искренней и безусловной любовью, то ничего не нужно бояться. Ведь как мы поступаем в жизни: если ребёнок послушный - значит он хороший, мы его безумно любим, хвалим, радуемся его успехам, а если он шалит, не желает выполнять те или другие наши требования - значит он плохой, мы бурно выражаем своё недовольство, порой отталкиваем его, не замечаем...
  Почему - то мы забываем, что у него тоже может быть плохое настроение, он может уставать, недомогать, просто не хотеть выполнять нашу прихоть. Он такой же человек, как и все мы, а не автомат, который можно включить или выключить. С ним тоже нужно считаться. Дисциплинированный ребёнок - это не тот ребёнок, который выполняет все наши требования и беспрекословно послушен...Дисциплина не должна быть ради дисциплины, важно выразить нашу любовь к малышу через дисциплину, общаясь по - доброму с ним, пытаясь понять в доброжелательной форме причину его поведения.
  Любое дело должно вызывать у ребёнка интерес, только тогда оно принесёт пользу.
Никогда человек не будет читать книги, слушать красивую музыку, любоваться пейзажем, если не привить потребность и любовь к чтению, музыке, умению видеть с раннего возраста. Каждый день мы с сынишкой усаживались удобно в кресле или на диване, раскладывали перед собой книжки и читали интересные сказки, рассказы, стихи. На протяжении трёх лет мы не один раз перечитали одни и те же книжки, прослушали одно и то же  музыкальное произведение, просмотрели картины - с каждым разом повторение стимулировало интерес и желание малыша к занятиям.
Помню, пушкинская "Мадонна" его покорила, он постоянно просил почитать это стихотворение, как и "Фонтан" Тютчева, "Три пальмы", "Белеет парус одинокий" Лермонтова, "Мы встретились случайно..." Бунина...его увлекала музыка стиха, лёгкий ритм, гладкая рифма... В три года сынишка вдохновенно декламировал наизусть все стихотворения, которые я ему читала и перечитывала, а он просил ещё и ещё...
  У меня была большая коллекция альбомов по изобразительному искусству. От чтения стихов мы плавно переходили к ярким загадочным репродукциям Шишкина, Перова, Н.Ге, Кустодиева, Леонардо да Винчи, Паленова...Больше всего почему - то мальчика привлекал Рубенс, он мог подолгу молча рассматривать его картины на библейские сюжеты, а я комментировала их, воспитывая умение видеть и чувствовать прекрасное.
  Основной акцент в воспитательной работе с детьми необходимо делать на коррекцию и развитие таких личностных качеств, как умение рассуждать, оценивать, воспринимать, чтобы ребёнок не вырос угрюмым, неразговорчивым, замкнутым... На все его "Почему?" желательно отвечать охотно и с любовью, пытаться и ему задавать вопросы по прочитанной сказке или рассказу, по картине, обязательно вести с ним непринуждённый диалог на прогулке, обращая внимание на неповторимые рассветы и закаты, на облака, разной причудливой формы, проплывающие над нами, на красивые архитектурные постройки...
  Очень часто можно наблюдать, как мамы, предоставив ребёнка самому себе, часами говорят по телефону или общаются с другими мамами... Я каждый раз планировала наши занятия на прогулке, придумывала ролевые игры с детьми в песочнице, в саду, устраивала какие - то соревнования, читала вместе с ними интересные сказки, или мы с сынишкой совершали путешествия по городу на троллейбусе, посещали другие детские площадки, ходили на выставки картин, на детские представления...
Не нужно делать что - то особенное, сверхЬестественное, чтобы способствовать раннему развитию ребёнка - важно создать радостную гармоничную обстановку дома,
где малышу будет спокойно, комфортно и радостно жить.
  Три года пролетели незаметно, мы окрепли, стали самостоятельно одеваться, кушать, многому научились - приобрели много знаний, умений и навыков.
Из дневника - альбома:
 Исполнилось десять Илюшке -
 до года рукой подать,
 Лежит богатырь на подушке,
 что ждёт нас - зачем гадать...
 Окрепли Илюшкины ножки,
 вчера он нас всех удивил,
 Пошёл по ковровой дорожке,
 а раньше совсем не ходил.
 Сказал своё новое слово,
 ответил на первый вопрос...
 Потом повторил слово снова,
 как быстро малыш наш подрос!
        *****
  В год я многое узнал
 И на море побывал,
 Побродил в горах Кавказа,
 Полюбил природу сразу,
 Видел пальму, кипарис
 Сам спускался с горки вниз.
 Искупался в синем море,
 А потом уехал вскоре.
 Ехал в поезде два дня -
 Это здорово, друзья!
      *****
 Если б не болезнь зубов,
 Был бы наш Илья здоров.
 Сколько муки, сколько слёз
 Бедный мальчик перенёс.
      *****
 У нашего Илюшки есть
 всякие игрушки,
 Есть мышки и лягушки,
 есть кошки, погремушки,
 но их не любит Люшка...
 Подайте ему ложку,
 достаньте поварёшку,
 его устроит кружка...
 Ну и капризный Люшка!
      *****
 Как обЬяснить Илюшке,
 что красной нет лягушки,
 что это не лягушка,
 а только лишь игрушка...
      *****
 Есть у нас уже друзья,
 Ведь без них никак нельзя...
 В основном по вечерам
 Ходит в гости Юля к нам,
 С Аней мы в песке играем,
 Поём песенки, мечтаем,
 И с Алёшей я дружу,
 С ним гулять я в парк хожу...
       *****
  Из дневника:
  Илюша от 2-х до 3-х лет.
  Прожит ещё один интереснейший год в нашей жизни. Многому научились за этот год: очень хорошо знаем все буквы, цифры, прочитали множество книжек, знаем названия времён года, месяцев, дни недели, бесконечное множество стихотворений... В этот год мы ходили в цирк, на спектакль "Снежная королева", посмотрели балет "Конёк - Горбунок", слушали оперу "Сказка о царе Салтане".
  Илья умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать, убирать свои вещи, игрушки...и ещё много чего умеет САМ...