Рафаэль. Елизавета Гонзага

Алина Алексеева-Маркезин
 
Рафаэль.Елизавета Гонзага герцогиня Урбинская. 1504. Галерея Уффици, Флоренция

       Елизавета Гонзага (1471 – 1526), дочь Федерико I Гонзага .В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Муж Елизаветы Гонзага герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро известен не только как полководец и политик, но и как меценат. Во время его правления в Урбино был основан университет, существующий до сих пор. Гвидобальдо оказывал покровительство молодому Рафаэлю — уроженцу города Урбино. B 1506 году Рафаэль написал небольшое полотно «Святой Георгий убивает дракона» по заказу Гвидобальдо."Этот человек совмещал в себе таланты полководца и ученого, и во всей Италии не было государя, более любимого своими подданными. Получивший прекрасное образование, покровитель наук и искусств, он собрал редкостную библиотеку и уделял ей все время, свободное от государственных дел.— Р. Сабатини, «Жизнь Чезаре
 
      Супруги увлекались искусством. При их дворе жило много образованнейших людей того времени. Так например писатель Кастильоне Бальдассарре (1478-1529) книгу " О придворном" написал на основе бесед с Елизаветой, во время его жизни при ее дворе. Елизавета Гонзага занималась воспитанием юного Рафаэля, после того, как его мать умерла.

             Об осиротевшем мальчике заботились дядя, брат покойной матери и оказавшая огромное влияние на впечатлительного ребенка урбинская герцогиня Елизавета Гонзага. Это была замечательная, добрая и сердечная женщина, редкая даже для своего просвещенного времени интеллектуалка, поэтесса, дипломатический наставник и советник своего мужа. При дворе создался круг людей образованнейших и значительных – писателей, художников, архитекторов, ученых. То, что подросток бывал постоянно в этой среде, явилось для него своего рода университетом, а умница, говорившая практически на всех европейских языках, Елизавета оказалась лучшей воспитательницей.

           Наверно, именно отсюда превосходные манеры Рафаэля, его знание истории и литературы, его поэтический дар, так блестяще реализованный в живописи.  Рафаэль, чуткий и дружественный,  написал портрет своей благодетельницы, скорее приемной матери. Урбинскую герцогиню писали многие, льстя ей, – она не была красавицей. Рафаэль  любил герцогиню искренне. Поэтому на протяжении всей своей, увы, короткой, но невероятно насыщенной творческой жизни он наделял некоторые свои персонажи то ее легкой улыбкой, то добрым, всегда ласковым взглядом, то особенным высоким лбом.

           Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном»  Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

"..Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню"

          Портрет герцогини Урбинской Елизаветы Гонзага, вероятно, был частью герцогской коллекции произведений искусства и был перевезён во Флоренцию в 1635 году в составе приданого Виктории делла Ровере, дочери герцога Федерико Убальдо. Впервые достоверно упоминается в 1773 году, во время его переноса из Палаццо Питти в Уффици. В описи 1784 года портрет был отнесён к школе Джованни Беллини, а в 1825 году его автором был указан Андреа Мантенья.
      
      Впервые предположение об авторстве Рафаэля выдвинул художественный критик Эмиль Дюран-Гревиль в 1905 году. В настоящее время данную атрибуцию поддерживает большинство искусствоведов, связывая портрет Елизаветы с другой работой Рафаэля — портретом её супруга Гвидобальдо да Монтефельтро, также входившим в приданое Виктории делла Ровере.
    
    Ныне оба портрета экспонируются рядом друг с другом в Уффици. Среди других возможных создателей рассматривались Франческо Франча, Джованни Франческо Карото, Франческо Бонсиньори и Альбрехт Дюрер. Датировка картины основывается на стилистических особенностях картины и возрасте герцогини, родившейся в 1471 году, соответствующем возрасту модели — чуть более тридцати лет.