Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 67

Надежда Андреевна Жукова
      КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."

      67.
      ТО  ЖЕ  САМОЕ  ВРЕМЯ.  УСАДЬБА  ВЕЛЕСОВА.   КОМНАТА  ЛЮБАШИ.



      
      ... полдень  того  самого  дня...
      ... усадьба  князя  Ярослава  Всеволодовича  Велесова  под  Петербургом...
      Комната  воспитанницы  его  сестры  Любови  Александровны  Мещариновой.
      Это  совсем  немаленькое  помещение,  в  котором  очень  много  света  и  зелени...,  и  сразу  бросается  в  глаза … некоторое … несоответствие.  Рядом  с  очень  дорогой,  с  большим  вкусом  и  любовью  подобранной  мебелью, платяным  шкафом,  диванчиком,  кроватью  за  ширмами,  огромным  до  потолка  книжным  шкафом  и  лесенкой  рядом  с  ним,  креслами,  великолепными  напольными  часами,  красивыми  кенкетными  лампами  на  стенах  и  столе… стоит   старый,  громоздкий,  явно  мужской,  совершенно  несоответствующий  обстановке  светлой  девичьей  комнаты,  письменный  стол  и  столь  же  старое  неудобное  и  тяжёлое  кресло  подле  него.
      Мы  узнаём  вещи,  которые  она  перевезла  сюда  из  родительского  дома  вместе  со  всем  остальным,  что  дорого  сердцу,  с  чем  не  смогла  расстаться.
      Стол  в  этой  своей  новой  комнате  барышня  расположила  боком  к  окну,  так,  что  свет  от  него  падает  на  неё,  сидящую  за  уроками,  слева.
      Перед  девочкой  несколько  книг…
      Одна  раскрыта…
      Развёрнута  и  тетрадь…
      В  руке  героини  карандаш…
      На  стене,  напротив  сидящей  за  учёбой  Любы,  рядом  с  входной  дверью,   два  больших  портрета : матери  и  отца.
      Сегодняшняя  Любаша, по  сравнению  с  той, запомнившейся  по  прошлым  встречами, одета  просто  великолепно : на  ней  превосходно  сшитое  строгое  серое  платье  с  оригинальными  светло  и  тёмно-серыми  вставками,  в  её   косе  лента  соответствующего  оттенка,  на  ножках  премиленькие  башмачки,  из-за   чего  девушка  кажется  более  красивой,  чем  во  время  нашего  последнего  с  ней  свидания.
      Любаша  за  рабочим  столом,  но  внимание  её  очень  далеко  от  выполняемого  задания… Взор  устремлён  куда-то   за  окно,  в  голубую  высь…  И  она  сама  вся  …  где-то  там…  За …  окном, … за  облаками…
      Нежная,  лирическая,  даже  несколько,  я  бы  сказала,  интимная  и  сентиментальная  музыка  сопровождает  картины,  мелькающие  в  юной  головке.
      Мы,  практически,  не  слышим  слов  из  сцен,  воспроизводимых  подсознанием  барышни, их  заглушает  музыка…,  однако,  замечаем,  что  в  хорошо  нам  знакомых  эпизодах … несколько … смещены  акценты…
      Вначале  мелькают  отрывки  из  сцены  в  будуаре  помещицы  Добронравовой Василисы  Егоровны:
      «…Люба  только  вошла  в  будуар.
      Велесов,  широко  улыбаясь,  направляется  к  ней:
      --  Добрый  день,  Любочка!
      Подойдя,  Ярослав  Всеволодович  поворачивает   к  себе  её  смущённое  лицо,  нежно  целует  в  лоб  и  прижимает  головку  Любаши  к  своей  груди:
      --  Соскучился.  Прости,  что  так  редко  и  помалу  бываю…»
      «…Велесов  садится  рядом  с  Любой  на  диван  и  осторожно  накрывает  её  руку  своей  ладонью.  Любаша  смотрит  на  его  небольшую,  аристократическую,  но,  тем  не  менее,  такую  сильную  кисть  на  своей  руке…»
      «…полковник  со  счастливой  и  широкой  улыбкой  спрашивает:
      --  Ты  ведь  не  оставишь  меня,  поедешь  ко  мне?
      --  Поеду.  Поеду!
      Любаша,  смеясь  и  плача  одновременно,  бросается  в  объятья  Велесова,  он  обнимает  её  и  гладит  по  спине…»
      Вспоминает  она  и  сцену  на  лужайке  возле  особняка  князя,  тоже  немного  смещая  акценты:
      «…никто  не  бросился  выполнять  приказ  Ярослава  Всеволодовича.  Наоборот,  Родовел  и  Люба  радостно  кинулись  к  нему.  Люба  бежала,  смеялась  и  кричала:
      --  Это  здорово!  Благодарю!
      Молодые  люди  повисли  с  двух  сторон  на  его  шее  и  стали  звонко  чмокать  полковника  каждый  в  свою  щёку.
      Велесов,  крепко  обняв  их  за  талии,  с  лёгкостью  закружил  великовозрастных  детей  вокруг  себя.  Потом,  остановившись,  по-прежнему  прижимая  их  к  себе,  тихонько  сказал,  глядя  прямо  в  глаза  Любаше:
      --  Спасибо,  что  так  меня  любите…»
      Видим  мы  и  сцену  прощания  перед  возвращением  полковника  из  "Велесовой  рощи"  а  Петербург :
      …Полковник  уже  суровый  и  замкнутый,  в  застёгнутом  на  все  пуговицы  мундире,  с  холодным,  чужим,  лицом,  легонько  приподняв  её  подбородок,  смотрит  в  полные  слёз  глаза  барышни:
      --  А  вот  это  ни  к  чему, …  мадемуазель…
      Но  постепенно,  оставляя  общее  выражение  сдержанным,  теплеет  глазами.  Потом  и  на  лице  князя  проступает  едва  уловимая  улыбка.  Он  целует  барышню  в  лоб  и  произносит  одновременно  ласково  и  иронично:
      --  Ну,  я  всё  же  ещё  вернусь,  не  так  ли?
      
      ...сквозь  лирическую  музыку  и  это  лицо  полковника,  от  которого  невозможно  оторвать  взора,  проступает,  нет,  прорывается,  мальчишеский  голос  и  лицо  его  сына:
      --  Любовь  Александровна! Да  это  что  это  с  Вами!?
      ... перед  Любочкиным  столом  --  юный  князь  Родовел  Ярославович.  Он  обеими  руками  опёрся  о  столешницу,  наклонился  к  ней  вперёд  и  смотрит  на  Любашу  растерянно  и  даже  испуганно.
      Наконец,  на  потустороннем  лице  барышни  начинает  проступать  осознание  окружающего  мира.
      Родовел  удивлённо:
      --  Стучу.  Молчок.  Отрываю  дверь.  Вхожу.  Подхожу  вплотную.  Зову.  Никакого  ответа!  Что  с  Вами?  Что  случилось?
      --  Что  Вы,  князь…  Всё  хорошо.  Ничего...  Я  просто … задумалась.
      Родовел  очень  похоже  на  отца  удивлённо  изгибает  бровь  и  перегибается  через  столешницу  поближе  к  тетради,  смешно  вывернув  шею.
      Он,  рассматривая  записанное  на  тетрадном  листе  алгебраическое  уравнение,  удивлённо  произносит:
      --  Над  э-э-э-тим  так  задумались,  глядя  в  небеса?  Странный  вы  народ,  женщины. Я  уж  невероятно  что  себе  вообразил…
      Смотрит  Любаше  в  глаза :
      --  А  оно  ведь  просто  решается.  Помочь?
      --  Не  нужно,  я  знаю  ход  решения.
      Подросток  странно  посмотрел  на  свою  подружку,  хмыкнул  и  ответил:
      --  Ладно.  Не  хотите  --  не  буду.  Меня  к  Вам  послала  тётушка.  Там  немного  изменили  расписание  наших  с  Вами  занятий.  Совместили  наши  уроки  фехтования. Теперь  мы  будем  это  искусство  осваивать  вместе.  Вы  будете  фехтовать  сначала  с  наставником,  а  я  в  это  время  с  тётушкой,  а  потом  мы  станем  заниматься  с  Вами  вместе.  Правда,  хорошо?!
      --  Да.  Мне  нравится.  С  Вами  я  не  так  смущаюсь,  поэтому  получается  лучше.
      Молодой  князь  Велесов  поворачивается  к  часам  и  с  отцовским  выражением  и  его  же   занудными  интонациями  произносит:
      --  У  нас  с  Вами  до  занятий  ещё  тридцать  две  с  половиной  минуты,  и  я…
      Любаша,  перебивая  его,  звонко  смеётся.
      Родовел  удивлен:
      --  Почему  Вы  смеётесь?
      --  Вы  так  здорово  его  передразнили!
      --  Кого?
      --  Так,  значит,  это  получилось  случайно?...  Простите.  Было  так  похоже … на  Ярослава  Всеволодовича,  когда  он, … как  говорит  Людмила  Всеволодовна, … занудствует…
      --  Ах,  мы  с  папенькой  занудствуем!  Ладно!  Я  Вам  это  припомню!  Вот  отнесу  Вашего  злонравного  котишку  в  гостиную,  пусть  его  там  тётушка  увидит!
     Мальчик  подхватывает  на  руки  полугодовалого  крупного  рыжего  лохматого  изо  всех  сил  брыкающегося  котёнка  и  делает  вид,  что  сейчас  вместе  с  ним  покинет  комнату.
      Любаша  устремляется  к  обидчику:
      --  Муся!  Отпустите!  Не  трогайте  моего  мальчика!  Оставьте  Мусьена!
      --  А  Вы,  мадемуазель,  знаете,  что  папенька  терпеть  не  может  кошек?  Поэтому  тётенька  запретила  их  держать  в  доме? Даже  рядом  с  домом…
      Лицо  девочки  делается  печальным:
      --  Родовел  Ярославович,  я  знаю.  Мне  Людмила  Всеволодовна  говорила.  Но  мы  её  вместе  с  Владимиром  Пересвентовичем  уговорили.  Это  подарок  моей  маменьки.  Я  сильно  болела  тогда,  она  не  знала,  чем  мне  угодить.  Специально  к  соседям  за  этим  котёночком   ездила.  Я  не  могу  с  ним  расстаться. Когда  князь  приезжал  сейчас  из  Петербурга,  Манечка  с  котёночком  уходила  жить  в  деревню,  чтобы  он  с  Ярославом  Всеволодовичем  случайно  не  столкнулся.
      Родовел,  поняв,  что  девушка  восприняла  его  слова  всерьез  и  искренне  расстроилась,  подошёл  к  Любаше  и  протянул  котёнка:
      --  Любовь  Александровна,  простите…  Я … так … неумно пошутил… Я  ведь  знаю  обо  всём  этом…
      Печаль  на  лице  Любы  понемногу  растаяла:
      --  Ничего…
      Девушка  приняла  котейку  на  руки,  погладила,  поцеловала  в  крутой  лобик  и,  наклонившись,  отпустила  на  пол.
      Разогнувшись,  спросила :
      --  А  почему   папенька  не  любит  кошек?
      --  Не  знаю.  Но  он  так  смешно  на  них  реагирует!  Вы  когда-нибудь  видели,  как  встречаются  на  улице  два  незнакомых  кота?
      Любаша  удивлённым  голосом:
     --  Ну,  да …  Они  горбят  спины,  вытягиваются  вверх  на  лапках  и  поднимают  шерсть  дыбом,  орут,  шипят-плюются…
      Родовел  со  смешком  продолжил:
      --  Во-во!  Однажды,  я  тогда  был  ещё  маленьким,  мы  с  папенькой  пошли  зачем-то  в  деревню… И  по  дороге  нам  навстречу  выбежал  совсем  маленький  котёнок,  меньше  Мусьена…  Папенька… Ой!  Это  невозможно  рассказать…  Он,  как  тот  кот,  встретивший  соперника  на  дороге…  Ой,  не  могу! 
       Посмеявшись  мальчик  продолжил  рассказ :
      --  ПапА  раздулся  весь, у  него  даже  волосинки  на  руках  дыбом  встали,  зашипел  по  кошачьи, подхватил  меня,  перекинул  через  плечо,  развернулся  и  быстро  повернул  домой…   А  котёнок  бежал  за  нами  следом,  очень  зло  орал  что-то,  шипел  и  плевался.  Папенька  потом  сидел,  надувшись,  у  себя  в  кабинете  и  до  вечера  не  хотел  выходить.
      Любаша  обижено:
      --  Как  Вы  можете!  Он … необыкновенный… Пусть  даже  если  когда-то  и  смешной. Он  --  самый  лучший!  А  Вы!...
       Подросток  радостно  согласился:
       --  Да,  папенька  необыкновенный…  Он,  правда,  лучший.  Знаете,  как  переживает,  что  не  может  работать  над  собой,  как  должен  по  нашим  законам  и  традициям,  не  идет  по  пути  самосовершенствования…  Не  воспитывает  меня  сам…  И  ещё  ему,  по  нашим  законам,  нужно  обязательно  ещё  раз  жениться  и  родить  много  детей… А он  отступил  от своих  желаний,  долга  перед  родом,  перед  предками…  И  служит  у  Великого  князя…
      --  Но  почему?  Ведь  всем  бы  было  бы  лучше,  если  бы  он  жил  здесь…
      --  Да  нет  же!!  Как  Вы  не  понимаете!  Наши … женщины  это  знают…
      Мальчик  стал  очень  серьёзен :
      --  Кто-то  должен  защищать  родную  землю…   Я  не  знаю  подробностей…,  но,  боюсь,  сегодня  это  остро  необходимо… Как  никогда  раньше… Папенька  говорит,  что  ни-ко-му  не  будет  счастья  в  стране,  где  нарушены  покойное  течение  жизни  и  порядок! Что  в  разорённой  стране  человек  не  может  стать  совершенным.
     Родовел  немного  помолчал,  посмотрел  задумчиво  на  Любашу  и  закончил  свой  монолог:
      --  Он  вернётся  домой  навсегда  только  тогда,  когда  я  смогу  занять  его  место.  Надеюсь,  тогда  он  ещё  всё  успеет… Но  мне  нужно  торопиться…
      Любаша  оторопело,  приоткрыв  рот,  смотрит  на  своего  друга. 
      Тот  понял  её  недоумение,  мягко,  как-то  совсем  по-взрослому,  очень  похоже  на  Ярослава,  улыбнулся,  повернулся,  посмотрел  на  портрет  отца  девочки  и  спросил:
      --  А  разве … Ваш  папенька  думал…,  думает…  иначе?
      Любаша  удивлена.
      Она  никогда  ни  о  чём  подобном  раньше  не  размышляла,  поэтому  ответила  неопределённо:
      --  Я  не  знаю…  Наверное … так  же…