Шарла-бурла

Любовь Казазьянц
Шарла-бурла
Сказка
(Посвящается Габриэлю Яшах из Ришон Ле Циона – ветерану войны в
Израиле.)
В давние времена близ города Бухары стояла заброшенная деревенька Кун-Арагач. Состояла она всего из двенадцати дворов. Дома в них стояли серые, покосившиеся, подчеркивая внутренний убогий, нищенский быт. Селяне были такими же понурыми, как их скудные, обветшалые жилища.
Но в той, забытой Богом деревне жили дети разных возрастов. Они оживляли своим весёлым смехом и радостным настроением тоскливое житьё бедной деревушки и атмосферу беспроглядной нищеты.
В один жаркий летний день группа ребятишек устроилась на окраине своей деревеньки рядом с дорогой, где рос раскидистый многолетний орешник, который щедро одаривал путников прохладой. Под орешником протекал арык, по берегам которого рос кустарник, защищая чистую воду от грязи, насекомых, падающих листьев. Здесь утоляли жажду путники и селяне. В то время люди очень бережно относились к воде: арык каждое утро чистил старый смотритель из деревни.
В тени этого орешника и устроилась компания ребят. Их было шестеро. Хусан и Хамид – братья-погодки, шести и семи лет, самые младшие из ребят, весёлые мальчишки с карими глазами, были очень похожи друг на друга. Шустрый и вертлявый девятилетний Бахтияр с длинными, прямыми как солома волосами и озорными чёрными глазами на вытянутом худощавом лице. Задумчивый и рассудительный десятилетний Шахар. Камаль – кучерявый и доброжелательный мальчик - одиннадцати лет, который очень любил животных и жалел их. Сероглазый и высокий Шухрат на полгода старше Камаля, вертлявый, нетерпеливый. Он был из многодетной семьи и имел среди ребят высокий авторитет. Ребята считали его своим вожаком, ведь только он во всей округе умел показывать удивительные фокусы.
Дружная компания расположилась у самого арыка. Ребята весело о чём-то спорили.
Вдруг Хусан воскликнул:
-Смотрите, кто-то чужой к нам пожаловал! – и указал пальцем вдаль.
Мальчишки разом посмотрели на приближающегося чужака. Издалека, медленно похрамывая, приближался пожилой дервиш, весь обросший, нечесаный, с длинной запутанной бородой. Волосы на его голове и в бороде поседели от пыли и грязи. Старик одетый в рванные обноски, нёс на плече грязную потёртую котомку, в правой руке держал деревянный посох, на который опирался, обуви на нём не было.
Младшие мальчишки – Хусан и Хамид с громким гиканьем выскочили на дорогу и стали наперегонки изображать походку дервиша. Они кривлялись и шумели, махали руками и, топая босыми ногами, поднимали тучи пыли.
-Да хватит вам! – отдёрнул их Шухрат.
Но они ещё пуще завелись, выкрикивая всякие прозвища:
-Смотрите, кто к нам идёт!
-Хромой дед! Старый и немощный!
-А-а-а… настоящий Шарла-бурла!
-Добро пожаловать, Шарла-бурла!
-Мы приветствуем тебя, Шарла-бурла! – подхватили другие мальчишки.
-Только такого нищего дервиша и не хватало нам в нашей деревне! – едко дразнились они.
-Шарла-бурла! Шарла-бурла! Мы тебе устроим весёленькую встречу!
-А ну-ка хватит! – отдёрнул детей старший Шухрат. – Хватит издеваться над стариком! Перестаньте, я вам говорю! Имейте уважение к возрасту незнакомца!
Ребята с неохотой угомонились. В тот момент Дервиш поравнялся с ними. Он видимо очень устал с дороги и попросил воды.
Шухрат зачерпнул воды в крынку, лежащую на земле рядом с ним, и с уважением подал старику.
-Ты прости моих друзей, дедушка! Они на самом деле очень хорошие ребята и не желали тебе зла. Я извиняюсь за их шалости.
-Спасибо на добром слове сынок! Будь здоров! Расти сильным на радость своим родителям. Я вижу, что ты почтительный и хороший мальчик! – сказал старец дрожащим от усталости голосом.
Дети расступились, уступая место в тени дервишу, чтоб тот мог присесть рядом.
-Прости нас, пожалуйста, дедушка! – по очереди попросили они прощения у старца.
-Ладно-ладно, я не сержусь на вас, дети, - отпив воды из крынки, тихо сказал старик.
-А как зовут тебя? – спросил Шахар.
Старик тяжело вздохнул.
-Было у меня когда-то доброе имя, но я его давно утратил и позабыл, - грустно признался дервиш. И в глазах его блеснула влага. – Знаете что, ребята, называйте меня, как назвали младшие мальчики.
-А-а, это Шарла-бурла что ли? – переспросил Хамид.
-Да. Мне подходит это прозвище.
-Ты можешь остановиться в нашей деревне Кун-Арагач. Мы тебя никому в обиду не дадим! – воскликнул Бахтияр.
-Да, пожалуй, - подтвердил Шухрат.
-Мы будем очень рады видеть тебя каждый день в нашей деревне, правда! – повторил Камаль.
-А я вечерами буду вам рассказывать всякие увлекательные истории и волшебные сказки. Я много повидал на своём веку! Теперь можно и немного отдохнуть на одном месте от путешествий и приключений, - обрадовался дервиш с новым именем Шарла-бурла.
Мальчики подружились со старым дервишем. Он часто по вечерам рассказывал ребятам свои страшные и чудные истории. И все в округе называли старца Шарла-бурла.

Шли недели, тянулись месяцы, прошли годы.
Мальчики выросли. Старших взяли в армию. А младшие продолжали дружить с дервишем по имени Шарла-бурла.
Однажды осенью в их деревню пожаловал богатый человек на коне и со свитой. Проходя по дороге к деревне мимо играющей ребятни, он спросил мальчишек, как называется их деревня и много ли молодых незамужних девушек живёт в ней.
Они ответили, что деревня их называется Кун-Арагач, а про девушек сказали, что таких есть только четыре в их маленькой бедной деревушке.
Знатный господин уныло покачал головой и поехал со своей небольшой свитой в деревню. По дороге они повстречали дервиша по имени Шарла-бурла. И ему зажиточный господин задал тот же вопрос про молодых девушек, уточняя в каких домах они проживают.
-А зачем тебе понадобились незамужние девушки? – смело спросил его дервиш.
-Не твоего ума дело, старик, проваливай, пока цел! – прорычал на него слуга богатея, ехавший за хозяином. – Что смотришь!? С самим визирем нашего падишаха разговариваешь, дурень!
-А-а, ну так бы и сказал, что ищешь наложниц в гарем падишаху!
Так это святое дело! Вот езжай прямо. Там два дряхлых дома, один против другого. Там живут три незамужние девушки. И ещё одна живёт через два дома.
-Что ж, поехали! Чего встали!? Да поживей!
-А ты поторопись, господин хороший, а то ненароком выдадут их замуж, пока ты подъедешь к их дому! - съязвил дервиш.
-Пошёл прочь, старый дурак! Ишь чего болтает! Я вот доложу о тебе падишаху, так он быстро тебе укоротит язык!
Дервиш Шарла-бурла поспешил удалиться по-добру, по-здорову.
И вот буквально через месяц, приехали из столицы два стражника-янычара, схватили они несчастного дервиша Шарла-бурла и поволокли к падишаху. Но странно, его никто не бил и не унижал. А когда привезли его во дворец, велели ему помыться, дали одежду и накормили досыта. А потом отвели его в царские покои. Такой красоты и богатства Шарла-бурла никогда в жизни не видывал.
Привели его и поставили против трона повелителя Бухары.
-Что, испугался небось? – спросил шах.
-Конечно, ваше величество! Очень перепугался я твоих янычар.
-Не бойся. У меня к тебе один вопрос, Шарла-бурла. Откуда у тебя такое странное имя и как тебя зовут на самом деле? – грозно спросил шах.
-О, великий падишах! Было у меня когда-то доброе имя. Но после страшного случая, что произошёл со мной, я позабыл своё имя навсегда. А назвали меня так мальчишки  из твоей деревни Кун-Арагач.
-Так что же приключилось с тобой, бедный дервиш Шарла-бурла? Я хочу знать. Только отвечай правду, а то я велю отрубить тебе голову!
-Конечно, ваше величество. Жил я далеко отсюда в большом городе Самарканде. Жил я не так богато, но в достатке. Была у меня любимая жена-красавица и пятеро детей. Ими я очень гордился и жил как подобает честному гражданину и мусульманину. Зарабатывал я торговлей коврами. Однажды уехал я по делам в другой город и приехал раньше, чем обещал. Вошёл я в дом, обошёл комнаты, гляжу, никого нет. Но в конце осмотра я заглянул в спальню, чтобы переодеться, а там… Моя жена бесстыдница с молодым садовником блудит, да такое вытворяла, что мне стало несказанно стыдно и противно, омерзительно. То, что я увидел, меня ввергло в глубокий шок, даже можно сказать помешательство. О, Аллах! Лучше бы эта падшая женщина умерла тогда на месте! Простите, ваше величество! Я как был, убежал оттуда, куда глаза глядят. Так и стал я бродяжничать, жить на подаяние.
-А что стало с твоей женой и детьми потом? – спросил падишах.
-О, великий падишах, этого я не ведаю, да и знать не желаю, - резко ответил дервиш Шарла-бурла.
-Что ж, я повелеваю, жалую тебе денег двести золотых, прими праздничный чапан с моего плеча и дом с участком в селе Кун-Арагач. Мои подданные позаботятся, чтоб тебя доставили обратно в целости и сохранности. Живи и восхваляй вашего падишаха! Будь здоров! Проводите его домой!
Дали дервишу денег, как обещал падишах Бухары. Вернулся Шарла-бурла в свою деревню и зажил в своём собственном доме с участком земли богато и счастливо, купил скот. А когда умер, завещал похоронить его с вытянутыми вперёд руками, тем самым показывая, что уходит в мир иной с пустыми руками. Ничего из этого мира в тот мы забрать не в силах.
5.08.2016 г.