Венеция. Чудеса на кампо Сан-Заниполо. Часть 2

Борис Готман
   Boris S. Gotman, Ph.D

   Продолжение
   
   Чтобы понять, почему один из самых больших соборов Венеции назван в честь не очень известных мучеников, имена которых странно совпадают с именами знаменитых апостолов Иоанна и Павла, вернёмся к сну венецианского дожа Якопо  Тьеполо.
 
   Напомню, что во сне он якобы услышал божий глас, обращённый к нему:       
  -Вот избранное место для моих проповедников!
       
   Читателю,  неискушенному в католических монашеских орденах, эта фраза ничего особенного не скажет.

   Но те, кто читал о Доминиканском ордене, знают, что одним из его названий является "Орден братьев- проповедников", а одним из его гербов – пёс с горящим факелом в зубах.

   Этот герб дал ордену ещё одно неофициальное название – "Псы Господни", выражающее его двойное назначение: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.
 
   Так что фраза "… избранное место для моих проповедников" однозначно определяла, что увиденное дожем место должно быть передано именно Доминиканскому ордену, основанному примерно за два десятилетия до этого "вещего" сна!
 
   Почему же именно этому ордену?
   
   Частично это понятно из предыдущего текста.

   А если знать, что Орден доминиканцев был одним из первых "нищенских" орденов, члены которого  должны были отказаться от всяких имуществ и доходов и жить исключительно подаяниями, станет ясно, что именно монахи-доминиканцы должны были построить церковь в выбранном дожем месте на самых выгодных для него условиях!
   
   Для дожа  Якопо  Тьеполо было очень важно, чтобы строительство этой церкви велось "быстро, дёшево и хорошо".
   
   Потому что к моменту его избрания власть дожа была уже существенно ограничена в части возможностей распоряжаться государственной казной.
 
   А начиная именно с него, Якопо  Тьеполо, дож клятвенно должен был отказаться от доходов за счёт государства, кроме установленной зарплаты.
 
   Вот как давно венецианцы добились, чтобы их вожди жили  на одну зарплату!
   
   Правда, надо принять во внимание, что дожи избирались из самых знатных и богатых семей, поэтому все свои квартиры в престижных домах и яхты, точнее, дворцы  и галеры они успевали приобрести "до того".
   
   Начиная с  Якопо  Тьеполо,  дожам запретили принимать дорогие подарки и назначать себе преемника!
    
   Видимо, за эту полную "лишений" жизнь решил Якопо Тьеполо вознаградить своё самолюбие роскошной усыпальницей, которая должна была стать в будущем Пантеоном венецианской знати.
      
   Для этой цели монахи-доминиканцы подходили более всего:  и построят дешевле всех, и смогут привлечь самых квалифицированных строителей, и содержать потом эту церковь-пантеон смогут лучше всех – всё же "Псы Господни"!

   И лучше всего "нищенскому" ордену посвятить новую церковь простым мученикам из народа – тогда будет легче  проводить бюджетные субсидии для её строительства через демократические инстанции.
   
   Простых мучеников скоро забудут, и вместо них будут вспоминать имена апостолов.
   
   Если Якопо Тьеполо рассуждал именно так, он оказался совершенно прав. Сегодня в ряде публикаций ошибочно пишут, что это собор апостолов Иоанна и Павла.

   Многие последующие дожи выбирали Санти-Джовани э Паоло в качестве усыпальницы.

   В связи с этим и с расширением полномочий и деятельности доминиканцев церковь была значительно расширена и украшена.

   С 1333 года церковь начала получать ежегодные правительственные субсидии.
    
   Аппетиты аристократии тоже росли. На смену "простым" саркофагам пришли огромные надгробные скульптурные композиции, выполнявшиеся прославленными мастерами. На коллаже видны фотографии саркофага самого Якопо Тьеполо и композиция в память дожа Пьетро Мочениго – между их созданием чуть больше двух столетий.
   
   С саркофагом Якопо Тьеполо всё понятно.
 
   А вот о  грандиозном памятнике дожу Пьетро Мочениго, завершённом в 1481 году, надо сказать подробнее.
    
   Памятник считается шедевром скульптора Пьетро Ломбардо.
   
   На мой взгляд, представляется интересным, что заказчики монумента – семья дожа – приватизировали, можно сказать, основные христианские ценности:    памятник венчает статуя Христа, ниже находится барельеф трёх Марий у гроба.
    
   Саркофаг "несут" на плечах три воина, изображающие три периода жизни человека. В центре над гробом помещена фигура самого дожа в железных доспехах. Рядом несут  щит с гербом семьи Мочениго  и генеральский жезл. Два барельефа на гробе рассказывают о подвигах дожа-флотоводца в войне против турок: „Вступление в Скутари“ слева и „Передача ключей от Фамагусты Катерине Корнаро“ справа.
В боковых нишах стоят статуи шести римских воинов – почётного караула дожа.
В основании выполнены барельефы „Трофеи войны“ и „Подвиги Геракла"
   
   Такое вот чудо – во всех смыслах  -  собор Санти-Джовани э Паоло!
   
   Но это не последнее чудо на кампо Сан-Заниполо.

   Окончание следует…