По поводу любви к юношам в центральной и северной

Эльфира Ахметова
Аннотация:
Мой перевод с немецкого и английского (Роберта Элси) по книге "Открытие Албании: Путешествие, Записи и Антропология Балкан 19-го века" Йоганна Хана, глава VI. стр. 166-168. Иоганн Георг фон Хан (1811-1869) был австрийским дипломатом, филологом и специалистом по албанской истории, языка и культуры.
______________

Глава VI. По поводу любви к юношам в центральной и северной Албании

       Из всех замечательных сведений, что повествуют эти страницы, возможно, ничто не удивит читателя больше, чем тот факт, что в Европе есть страна, в которой античная любовь к юношам, описанная древними авторами, расцветает до наших дней и является неотъемлемой частью обычаев и образа жизни ее жителей. Эта страна - северная Албания. Я сделал открытие случайно, изучая поэзию Незима1, выбор которой дается в языковых примерах (включенных в оригинале текста на немецком языке). Мне было настолько противна ассоциация так называемого порока со всем, что является священным для человека и энтузиазмом который эти песни возбуждали в моем учителе, который был Гегом2 - в один день я был больше не в состоянии подавить свое изумление. Вначале он не понял меня. Когда до него, наконец, дошло к чему я клоню, он с чувством негодования спросил меня, считаю ли я что Геги это Тоски3 или османские турки, которые относились к своим юношам, как к проституткам. Геги имели совершенно другие чувства к ним, которые были чисты как свет солнца, и которые ставили любимого человека на равных со святым. Это были самые возвышенные и величественные чувства, которые сердце человека было способно вместить. Он не хотел отрицать, что были исключения среди Гегов, и что время от времени эта любовь отклонялась от идеала, но заверил меня, что она, как правило, была чистой, так как обычай требовал этого. В достаточной мере обсудив с ним этот вопрос, я решил, что метод, который я использовал для получения информации об обычаях в Ризе, будет наилучшим направлением действий. Поэтому я попросил его записать все, что он рассказал мне, в то время как я просто ограничил себя смягчением избытка эйфории в тексте и объяснением или устранением каких-либо неясностей мистической натуры. Помимо этого, учетная запись верна слову. Для тех, кому суждено будет найти намеки на времена прошлого в этом описании, я обязан отметить, что молодой человек не имел ни малейшего представления о том, что древние Дорийцы любили своих мальчиков таким же образом как это делал его народ. Он же считал эту форму любви, как исключительную особенность своего народа.
       В одно из последующих путешествий по стране, я смог полностью подтвердить все то, что он сообщил об этом необыкновенном обычае. Там, любовь к юношам казалась такой всеобъемлющей и глубоко укорененной частью жизни как целое, что я отверг мое первоначальное подозрение, что она была введена Исламом. На данный момент существует значительное, пожалуй, главное различие, между обычаем Гегов и Тосков. Тоски прославляют более эротическую любовь. В их обычаях любовь к юношам не так глубоко укоренились, и когда она происходит, они обычно совершают ее порочным образом. Чистая форма также имеет место, но лишь в редких случаях. Такое не так широко распространено среди Гегов, которые, как мне было сказано уже много раз, никогда не воспевают отношения с женским полом. Сербы и болгары не знают ни о каких типах этой любви. А даже когда это случается среди них, можно сказать, что они заимствовали обычай у других народов. Но давайте позволить Гегам говорить за себя:
       "Любовь вселяется при виде красивого юноши. Он вызывает в смотрящем чувство восхищения и открывает дверь сердца последнего к удовольствию, которое должно появляться при взгляде на красоту. Постепенно любовь овладевает любовником в той степени, что его мысли и чувства полностью поглощаются ею. Всякий раз, когда он находится рядом с его возлюбленным, он полностью увлечен им. Всякий раз, когда он находится далеко от него, он не думает ни о чем другом, кроме как о нем. Если его любимый неожиданно приходит, он смутится, и цвет его лица будет меняться,от бледности до румянца. Его сердце в груди бьется так сильно, что он едва может дышать. Глазами и ушами он весь поглощен своим возлюбленным. Он будет наблюдать, как его возлюбленный прогуливается, как он двигается, как он открывает и закрывает глаза, как он поднимает брови, и как он раскрывает и закрывает рот. Он будет прислушиваться к тону его голоса и особенностям его речи, будет проводить дни и ночи, не думая ни о чем другом, кроме как о его привлекательности.
       Если ему удастся установить более тесные отношения с юношей, он посоветует ему три вещи, в частности: избегать контактов с другими людьми, не допустить свое тело быть оскверненным, и быть преданным ему одному. Он настолько ненасытен к обществу юноши, что не оставит его от восхода до заката, конечно если возлюбленный позволит ему это. Он избегает прикосновения к юноше руками и в знак своего достоинства целует его очень редко, обычно в лоб, так как именно оттуда излучается божественная красота. Любая мысль плотского удовлетворения столь далека для него, что он лучше подумает о своей сестре. Узнает ли он, что мальчик флиртует с другими, или, что тот подвергся нападению со стороны кого-то другого, возможно, в целях мести родителям или самому любовнику, он ради блага оставит юношу.
       В своих беседах с мальчиком, он никогда не перестает подчеркивать глубину своих чувств и огонь в его сердце; он скажет ему о защите, которой он обеспечит его; и о жертвах, которые он готов совершить ради него. Он также не перестает прививать ему три вышеупомянутых правила. Если возлюбленный ослушается их или противодействует им тайно, любовник не только отругает его, но побьет его, как отец сына, но это не уменьшает его любовь каким-либо образом. Если любовник обнаруживает, что его возлюбленного также любят другие, он постарается избавиться от своих соперников всеми возможными способами. Он использует самые страшные угрозы, чтобы запретить его возлюбленному от всяких встреч с ними и запретит соперникам даже приближаться к своему возлюбленному. Если они не внемлют его запретам, может произойти драка, которая часто приводит к убийству. Соперники также бросают вызов друг другу на поединок, победитель получает возлюбленного, а побежденный впадает в тоску и сходит с ума.
       Если любимый мальчик родом из богатой семьи, и он в состоянии противостоять указам своих любовников, часто бывает так, что последний полностью покидает свою землю, чтобы не быть переполненным горем и печалью. Если семья не является достаточно сильной, однако, это случается чаще, красивый мальчик тайно отправляется за пределы страны, чтобы избежать катастрофы. Похищения также имеют место, совершенное могущественными возлюбленными, но их цель редко бывает чистой.
       Религия не имеет никакого влияния на эту любовь. Мусульманин может любить христианина, христианин может любить мусульманина. Действительно, многие христиане обратились в ислам, когда его возлюбленный обещал принять его при этом условии.
       Любовник следует за каждым шагом его возлюбленного. Например, если он узнает, что возлюбленный пошел на городскую ярмарку или иным образом уехал из местных владений, он немедленно последует за ним, неважно каким долгим будет путешествие, но он отправится лишь для того, чтобы наблюдать за ним, когда он спит под звездами в ночи.
       Любовник равнодушен к отношениям его возлюбленного с младшими мальчиками и если такие чувства происходили, они не являлись причиной для ревности. Ведь затем младшие юноши также находились под защитой любовника.
       Любовник всегда намеревается угодить своему возлюбленному. Он будет давать ему деньги, свежие фрукты и лакомства. Он будет иметь для него одежду, изготовленную для него, и дарует ему все, что он может, в том числе и ценные подарки.
       Тем не менее, редко когда возлюбленный честно воздает любовью, объектом которой он является. Изначально он всегда сдержан и лишь постепенно он будет принимать удовольствие от внимания, что он получает, либо потому, что сила чувства прельщает его, либо из корысти или страха.
       Принято считать, что пылкость любовника находит свое отражение в красоте его возлюбленного. Чем больше соперников выбирают его в качестве объекта своих нежных чувств, тем более пышно красота юноши будет сиять.
       Склонность к такому роду любви обычно начинается в возрасте шестнадцати лет и длится три, четыре, пять или более лет. Мальчики начинают быть любимым, когда им около двенадцати лет, и оставлены когда им шестнадцать или семнадцать. На этот момент, любовь часто превращается в ненависть. Любовник приходит к осознанию того, что он пострадал от рук любимого и решается на месть, что может привести к убийству, но чаще всего к изнасилованию. Тем не менее, редко этот промежуток времени занимает одна лишь любовь. Можно принять как должное что каждый юноша был объектом такой любви два или три раза, прежде чем он женится".
      

    ***
       Заметки:
       1Незим Фракулла, также известен как Незим Берати или Ибрагим Незими (ок. 1680-1760), один из первых великих поэтов Албании, он учился в Стамбуле и также писал поэзию на турецком, персидском и арабском, однако как сам он считал, что был первым, кто написал "диван" на албанском языке. Большую часть лирических стихотворений Незим посвящал своим друзьям и возлюбленным мужчинам, это видно из его поэм о военных походах, в которых прославляется красивый воин или виночерпий со "смертельным взглядом" и "живительными губами".
       2Геги - субэтническая группа албанцев, на севере Албании.
       3Тоски - этническая группа албанцев, проживающая к югу Албании.
       4Риза - регион на севере Албании.