Ну что, доплавались? Поэты и десантники

Любовь Сушко
НУ  ЧТО, ПОПЛАВАЛИ?   ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ  3 АВГУСТА

Ты право, пьяное чудовище,
Я знаю, истина в ВИНЕ
А.Блок

Август – всегда тяжелейший месяц для всех нас с того самого 1917 года, когда бунт бессмысленный и беспощадный все сметал со своего пути.

 Да что далеко ходить, хотя бы две даты  7  августа погиб, задохнулся, но официально просто умер А.Блок, 21 августа был расстрелян Николай Гумилев. Именно расстрелян, тут уже никаких версий и домыслов, все запротоколировано и осталось в архиве.

Да и то, что было позднее, не лучше, один путч чего стоит.  Да и события более к нам близкие тоже не многим приятнее того, что было прежде. Вот хотя бы последнее – ушел из жизни последний классик, великолепный, неподражаемый Фазиль Искандер, та глыба и талантище, каких не наблюдается больше на литературном горизонте  среди тех, кто должен был бы прийти ему на смену. Но ведь создается такое впечатление, что не откуда им взяться.

И подтвердила это прямо или косвенно  вчерашняя передача «Вечерние стихи». Были приглашены три очень интересных  и достаточно молодых автора, те, кто  нашему классику доводятся по возрасту сыновьями и внуками. И что же мы услышали?

С самого начала зазвучало стихотворение С.Гудзенко, с его же эпиграфом « Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никогда не жалели». Только такое вот удивительное свойство поэзии – она вольно или невольно отражает тенденцию, и если тогда это звучало как  трагедия, мощная трагедия поэтов военного поколения, пришедших с войны, кстати, автор вскоре умер от ран, оставив нам такой  гимн военному поколению

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Так звучали те строки, и что же мы слышим в ответ – да какой-то фарс вместо трагедии от  тех, кто доводится внуками автору послания.  И сразу вспоминаются современные события - все эти бизнесмены,  миллионеры, торговцы, чиновники, которые в последнее время  часто садятся в тюрьму, конечно, но вот ведь в чем странность, никто их и не жалеет особо, более того, мы сделались странно равнодушны к их смертям, ведь они из тех, » кому отмыться не хватит в мире бань».

 А масло в огонь именно вчера  подлил наш дорогой Премьер, который отправил учителей, если они нормально жить хотят, заниматься бизнесом. Вот этим все и сказано, ну и конечно сцены празднования последнего места футболистами в Монако еще очень свежи в памяти. Так что, и не надейтесь, дорогой поэт, не собираемся мы ни вас, ни ваших героев жалеть, совсем других чувств они заслуживают, как и господин Астахов, обратившийся к спасшимся детишкам: « Ну что поплавали». 

Ему вроде отставка грозит, пожалеть надо? А хочется отправить в самое дальнее плаванье, и чтобы, как Одиссей, не возвращался он оттуда как можно дольше, какая уж тут жалость?

Я допускаю, что поэт хотел сказать совсем о других людях, но мы-то видим то, что видим, тех, кто нас окружают и о ком больше всего говорят. И на этом фоне  танцующий  итальянский миллионер  Джанлука Вакки да просто герой и человечище, как и  Криштану Роналду вместе  с мотыльком, кстати, отдавший все свои премиальные за победу на Чемпионате  больным детям, а не хозяину кабака в Монако.

 Вот ему не пришлось фальшиво  извиняться, и тут же бежать в автосалон Макса Сушинского, чтобы купить себе машину за 12 миллионов. Перепуганный Макс вопил о том, что Кокорин деньги ЗАРАБОТАЛ и может делать с ними , что хочет, да хоть сжечь их. Вот только на последнее они и способны, много ума для этого не надо.
 
Так вот и хочется спросить, где наши такие славные миллионеры и футболисты-победители? Корова их языком слизала, а  те, которые есть ни малейшей жалости не вызывают и вызывать по определению не могу, потому лозунг оказался не ко времени и не к месту, нет в окаменевших душах никакой жалости и вряд ли она появится в обозримом  будущем. 

А что поделать  - поэзия – это зеркало реальности, и нечего на зеркало пенять, если рожа крива.

Но на смену молодому, фотогеничному юноше, в кино бы ему сниматься очень даже ничего было, явился  Поэт, настоящий поэт, тут спору нет, существуют и такие даже в наши времена. Как раз из тех учителей, которых  отправляют бизнесом заниматься.

 А я его мысленно отправила в десантные войска, потому что там  тоже  значительно больше  получают, чем в бедных наших школах. Но отправила совсем по другой причине.

 Зазвучало стихотворение про бедную несчастную одинокую женщину. Тема стара, как мир, просто потому что  о женщинах пишут исключительно мужчины, полагая, что кому, как не им нас знать лучше всего?

Про то, что мы с разных планет, они не думают, им хочется транслировать идею про то, что  если рядом с тобой нет мужчины самого захудалого, то ты просто убогая, замученная, злая ну и дальше по списку.

И более того, автор уверяет, что к нему подошли аж несколько женщин, которые себя в этих строчках узнали – прямо портрет поколения нарисовал.  Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад, не так ли? - это гений еще воскликнул когда-то.

Вероятно, это были госпожа Васильева, мадам Волочкова, Дана Борисова, ну кто там еще очень похож на ту, которую он нарисовал в своем шедевре. Я понимаю, насколько хочется каждому мужчине, особенно Поэту, чувствовать, что без него мы просто пропадем, это не жизнь, а сплошная каторга. И только с ним мы избавляемся от  одиночества, становимся красивыми, любимыми, живем значительно дольше, чем одинокие, а самое главное –совершенно счастливы. И ничего, что бесчисленные примеры говорят об обратном, он-то знает, как правильно. Еще его предшественник просил.

Люби меня за то хотя бы,
За что убогих любят бабы,
Всем сердцем, вопреки уму,-
Люби меня за то хотя бы,
Что некрасивый я и слабый
И не пригодный ни к чему.
А.Межиров

И поэты наши еще живут в том прошлом, а  мы уже давно и далеко ушли, и последнее нас не слишком устраивает. Но если написать стихотворение об одинокой, замученной, несчастной, то вдруг все переменится, и она согласится выйти замуж за любого? Если верить Блоку, то стихотворения это заговоры и заклятия, - и все в стихах сбывается, -восклицала М.Цветаева.

 Вот потому я и отправила бы  автора в десантники, потому что у них совсем другой взгляд на женщин, на жизнь, потому что это про них первая часть того самого стихотворения классика, а на меньшее большинство из нас и не согласны, не стоит обольщаться.

... И обращается он к милой:
- Люби меня за то, что силой
И красотой не обделен.
Не обделен, не обездолен,
В поступках - тверд, а в чувствах - волен,
За то, что молод, но умен.
А.Межеров

Про наших десантников и про итальянского миллионера  с танца и поразительной мелодии которого я начинаю свой день, потому что заряжает оптимизмом, заставляет улыбнуться, расправить плечи и быть совсем не похожей на героиню стихотворения об одинокой женщине, убогой и нечастной.

Остается только повторить вопрос блестящего критика Галины Климовой: « Для чего и для кого это написано».

 Думаю, все это надо списать на август, когда задохнулся один поэт с фигурой десантника и в возрасте чуть за сорок, и был расстрелян другой, живым и невредимым вернувшийся из дикой Африки. Это было 99 лет назад, но в мире мало что меняется, к великому сожалению.

Такими вот  невеселыми оказались размышления о живой, интересной передаче о поэзии, эпиграфом к которой стала цитата из речи премьера о том, что учителя должны заняться бизнесом, ну или футболистами стать, сыграют точно не хуже нашей сборной, которая уже распущена без всяких сожалений, только чувство досады и остается от того, что было на поле, и потом, после  позорнейшего провала.

Я вот и думаю о чем писать поэтам, если  никто не жалеет, и  призыв повис в воздухе, если  время изменилось до невозможности,  и все мы совсем другие.

Но в ряд  поэтических косяков про  бомжа, таджика и старуху с котом добавилась еще и одинокая, несчастная дама с невероятным количеством косметики на лице, которая обсыпается, как штукатурка – этакая городская сумасшедшая. Хорошая месть, отвергшей поэта даме. Те, у кого  с мозгами проблемы, выставляют порнушку с бывшими любимыми, которую сами тайком снимали, а тут  значительно круче, это же ПОЭЗИЯ, только даже талантам не дано знать, как наше слово отзовется. Сказать хотели одно, а получается совсем другое…

Но такие у нас времена, когда бездомными становятся не только домашние животные, но и книги – вчера столкнулась с таким определением – бездомные книги, когда поэты страшно далеки от народа, а одинокие женщины свободны и счастливы. Не верите, - а внимательнее посмотрите на этот мир сами.

И  обращаясь к  нашим учителям и поэтам хочется с  грустью спросить
- Ну что, доплавались?

А разве не тонут они у нас на глазах, как те несчастные дети, брошенные на произвол судьбы. Фраза о том, что если работа не нравится, то идите на рынок торговать  от завучей и родителей звучала и прежде, но сегодня – это совсем другой уровень. Кажется мы все и правда доплавались…

И только стихотворение фронтовика, умершего от ран после войны, вселяет какую-то небольшую надежду

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
С.Гудзенко




2.


Тень Незнакомки. Счастье, когда тебя понимают
Любовь Сушко
СЧАСТЬЕ, КОГДА  ТЕБЯ ПОНИМАЮТ   Вечерние стихи 10 августа


Начало здесь

http://www.proza.ru/2016/08/04/639


Так уж получается, что две последние передачи – 3  и 10 августа прошли за 4 дня до гибели А Блока, и через три дня после его гибели - в день похорон. Даже те, кто  прогулял все уроки литературы, вероятно, помнят про то, что именно этот великолепный красавец был певцом Вечной Женственности и  Рыцарем Прекрасной Дамы.

Именно ему удалось сотворить один великолепный  миф из своей жизни и своего творчества, когда все девицы были у его ног, и через сто лет после его смерти тоже. О чем есть свидетельство у провозгласившего себя  королем поэтов Игоря Северянина.

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон...

И больше ничего мой сон не содержал...
Но потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.

Игорь Северянин «Не более, чем сон»

А как бы удивился Поэт, если бы смог увидеть отрывок из фильма «А зори здесь тихие», где есть именно такая девушка, которая  и во время войны, в минуты затишья читает стихи Блока. Ив знамениьм фильме С.Герасимова "У озера" еще одна героиня тоже читает стихотворение А.Блока "Скифы"

 А если бы он заглянул на филологический факультет и посмотрел сколько написано курсовых и дипломных работ именно по творчеству первого поэта серебряного века, у меня только было 4 курсовых и дипломная работа, так что знаю, о чем говорю.

Так вот о чем я –именно Александр Блок  тот поэт, который покорил все женские сердца,  сотворив уникальные женские образы – Прекрасная Дама – Незнакомка,  Фаина,  Снежная Маска, Кармен,- за каждым  из этих образов стояли  реальные женщины, и главное трио - Любовь Дмитриевна Менделеева, Наталья Николаевна Волохова, Любовь Андреевна Дельмас, они стали мифическими существами, он их обессмертил, и как бы хотелось любой из нас занять их место хотя бы на несколько часов. Это у С.Кинга герой отправляется в прошлое, чтобы спасти президента, я бы лично отправилась в 1913 год, чтобы послушать А.Блока, взглянуть на него...

Так вот  в дни его ухода особенно чутко воспринимаются стихотворения, обращенные к женщине, к любимой, к Прекрасной Даме.

И если вернуться к современным поэтам, оказавшимся в передачах последних дней, то наверное, поэтому меня так возмутил женский образ у Сергея Старкова, возмущалась вместе с Александром Блоком, по крайней мере,  в его контексте. Ну форменное безобразие – эта странная, одинокая, никому не нужная дама, с лица  которой  косметика ссыпается, как штукатурка, и  так она несчастна, что не встретила не только А.Блока, но и нашего дорогого поэта, что просто хочется порыдать над этой  замученной столичной дамой. В провинции таких точно не встретишь, да и автор обитает в дорогой столице.

Чем могло успокоиться мое сердце? Ну конечно стихотворением Игоря Царева. Он снова и снова  бросает  мне спасательный круг в такие минуты, по –моему достойный ответ  Сергею Старкову.

Старая незнакомка
Игорь Царев

Дыша духами и туманами...
А.Блок

* * *
По скользкой улочке Никольской,
По узкой улочке Миусской
В разноголосице московской -
Едва наполовину русской,
Ни с кем из встречных-поперечных
Встречаться взглядом не желая,
Вдоль рюмочных и чебуречных
Плывет гранд-дама пожилая.

Ни грамма грима, ни каприза,
Ни чопорного политеса,
Хотя и бывшая актриса,
Хотя еще и поэтесса,
Среди земных столпотворений,
Среди недужного и злого,
В чаду чужих стихотворений
Свое выхаживает слово.

В былинной шляпке из гипюра
Или другого материала,
Она как ветхая купюра
Достоинства не потеряла.
В нелегкий век и час несладкий
Ее спасает книжный тоник,
Где наши судьбы - лишь закладки
Небрежно вставленные в томик.

http://stihi.ru/2011/12/04/8928

Но это классика, это уже навсегда с нами, хотя в те минуты мне виделся именно любимый  и удивительный поэт рядом с Александром Блоком – две священные тени в такой печальный час. За нас есть кому заступиться...

Ну а что же современники, неужели Игорь Вадимович был последним, вот ушел и все, и не услышать больше пронзительных и проникновенных строк, где появится Прекрасная Дама, а не городская сумасшедшая?

 Я ждала вчера появления Евгения Иваницкого с большим интересом, особенно после того, когда заглянула накануне в его стихотворение «Эрос», боялась ошибиться, принять желаемое за действительное, но с первого  взгляда  показалось, что  это именно  такой ПОЭТ

В путанице сновидений, в ласковом плеске прибоя
Солнце в сетях рыбацких рыбкой плывёт золотою.
Утром на цыпочки встанешь, тянешься к спелой черешне,   
Тянешься к поцелую, – вот он, твой первый, вешний.
Эрос, тебя мы не звали, мы не мечтали стать старше.         
Белый платок на верёвке нам на прощанье машет.
Даль в перламутровых бликах. Моря и чаек всевластье.
На циферблате крылатом ветреный полдень. Счастье.

http://www.stihi.ru/2015/07/11/8874

Удивительная музыка, удивительная стилистика, вот уж где Блоковская Поэзия заговоров и заклинаний. Но самое главное – женский образ, скользящий по волне, там слышится и голос  Ф-Г. Лорки в великолепных переводах А.Гелескула.
Мой любимый   лингвист А.Б.Мордвинов, анализируя тексты на испанском и эти переводы уверял, что  поэт далек от  этого перевода, что все там не то и не так совсем и страстно доказывал это, но лично для меня  переводчик и поэт  - единое целое, таким он нам явился. А потому особо порадовалась именно за это стихотворение автора, с которым мы должны были встретиться, это достойный ответ Сергею, да и само по себе оно великолепно.

И если первый поэт ну совершенно не понимает женщину, ее суть, ту бездну, в которую она его влечет,  то здесь все наоборот. Он настолько приближается в своих стихотворениях к прекрасным женским образам, что диву даешься. Такое встречется крайне редко в лирике, да и прозе тоже, а вот ведь произошло, случилось.

А как там писал в сочинении ученик из знаменитого фильма: «Счастье – это когда тебя понимают», особенно люди с другой планеты – мужчины.

Я понимаю, почему Евгений не прочел это стихотворение перед микрофоном – он на диво скромный человек, тактичный и деликатный, но думаю, каждый из нас сможет оценить его с листа.

А вот в  другом стихотворении по Чеховским мотивам, там где звучит тема Дамы с собачкой тоже прекрасно видно его отношение к женщине, его условный Гуров значительно мягче и выразительнее знаменитого героя, и думаю,  сам Чехов бы очень удивился, услышав это стихо-творение, потому что он-то был более суров к обоим персонажам.

А вот так можно показать и курортный роман с чуткостью и пронзительностью. Но это только если перед нами настоящий поэт.

Но двое боялись и ждали развязки,
Воруя у счастья последние ласки.
И были безумье, тоска и отрада,
Познание неба, предчувствие ада.
Пустые мечты и печальная кода 
В темнеющем небе, в гудке парохода…
Но люди, решаясь, тянули невольно –
Рвануть по живому и страшно, и больно

http://www.stihi.ru/2013/08/25/8169

Уважаемого нашего критика привлек образ собачки, который показался новым и не обычным. Но ведь главное здесь спор  Поэта с самим Чеховым. С деликатностью  и тактом Поэт доказывает классику, что в этой истории есть все кроме пошлости и скуки, на которую акцентировал внимание Антон Павлович, вот этим поэзия и отличается от прозы, в этом ее главная особенность, если перед нами Поэт.

Евгений настолько захватил мое внимание, что я даже отошла от  главной своей страсти - живописи,  каюсь, не слишком внимательно слушала стихотворения   Художника, который пишет стихи, и Поэта, пишущего картины Сергея Бондарюка,  наверное, для одной передачи их было слишком много. Это тема отдельного разговора...

 Но все-таки самое главное, что в день, когда 99 лет назад хоронили Александра Блока,  мы слушали  поэта 21 века, сумевшего вернуть нам образ Прекрасной Дамы, ставшего в своем творчестве ее  Рыцарем, и развеявшего миф о том, что  не понимают нас мужчины и не хотят понять, а не это ли самое главное

Вот как это происходит у поэта


Из ожиданья создал розу –
Как мог, приманивал удачу.
Поил цветок живой водою,
И умирал от жажды жизни.
Как трепетал – храня, лелея
Свечение цветка во тьме…

За розой девушка явилась.
Непостоянная, как счастье,
Подобная певучей флейте,
Смотрела долго, изумлённо.
Глаза, что снились мне, раскрыла,
Не понимая ничего.
Как хорошо! Теперь нас двое.
Нам всё равно, конечно, страшно.
Прижавшись спинами друг к другу,
Глядим на мир такой огромный,
Мир пробуждающийся, странный,
Не понимаем ничего…
http://www.stihi.ru/2013/08/26/7146

Так и сошлось для меня лично все и закольцевалось, та самая девушка, которую во сне увидел Игорь Северянин, девушка, читающая Блока, пришла к Поэту, почувствовала его  душу и решила остаться с ним. Ну разве это не замечательно…

 А все остальное -  только случайные черты, и если их стереть, как советовал Первый поэт эпохи, то и мы увидим, что мир прекрасен и удивителен.