Панпоэзия, новоеретический концепт. 2016

Андрей Козлов Кослоп
ПОЭЗИЯ КАК СВЕРХТЕХНОЛОГИЯ. Андрей Козлов

Мышление - это не так просто, что сели, подумал. Существуют разные типы мышления, которые не сводятся друг к другу. Нередко они бурно дискутируют между собой. Лирики спорят с физиками.  Религия никак не может понять науку насчет того, что она всё-таки вертится.  Карл Маркс (этот такой философ, которого раньше при седобородых большевиках, управляющих нашей страной с помощью красных флагов и субботников,   очень сильно почитали)  как-то сказал: "Философы объясняют мир, а его надо изменить, а не объяснять".  То есть, Маркс, указывая раньше на превосходство науки над религией, указал также на превосходство и науки над светской философией (это он называл "материализм"), но ещё указал и над наукой есть нечто более  сильное - практика, или как бы мы сегодня сказали, технологии.  Тут уже настал наш черед сформулировать тезисы относительно технократизма: "Практики изменяют мир, а надо бы изменить  природу и качество субъекта".
   
ДИСКУРСЫ

У всякого типа мышления есть некий носитель, некий тип текста, в котором этот тип мышления реализован. Иногда  такой тип называют "дискурсом". Итак, высший дискурс - это поэзия, то есть художественная литература (проза, лирика, эпос и примыкающий к ним устное народное творчество фольклор) .
Дискурсы, как интеллектуальные институты, пока классифицировали как кому бог на душу положит, хотя возможно и вполне научная и строгая классификация. Мы, минуя защиты бакалаврских,  докторских и прочих диссертаций, подытожим как это может
выглядеть.
1. Язык, он же вторая сигнальная система, знаковая система,  позволяющая возникнуть мышлению, обществу, семье, государству, частной и прочей собственности, то есть, культуре. 
2. Традиция, она же мифология. Сейчас кругом интернет, телевидение, университеты, академики с логарифмическими линейками и таблицами Менделеева, мифов нет,  традиционалистов с хвостами, сидящих на пальмах со своими тотема и табу, нет. Но есть "история", есть "брендинг", есть "базовый курс" средней и высшей школ, сухой каталожный остаток всех этих баз тоже можно считать мифологией или традицией. С другой стороны, существует так называемый "бредовый дискурс", который в сущности  также очень похож на традиционализм, где верховодит операция повторения.
3. Затем  появляется героический эпос, эпическая обрядность, Гомер, Вальмики, Баян, сказители с гуслями. Тут появляется новая доминанта - сила, то есть, монархизм с военной дружиной, выделяемые не иначе как эстетической выразительностью. Здесь появляются параобщинные этнические объединения, то есть первогосударства, рыхлые деспотии, мелкие полисы, былинные княжества.
4. Религиозная метафизика, в которой присутствует универсализм,  логические построения, новые положения, этически обоснованные  нормы. Государство нужно уже не только "потому что", но и потому, что новое не может быть утверждено иначе как силой, так как позади - "традиционализм", который не знает, что такое изменение, а если узнает, то считает его злом, требующим яда всем Платонам и всем новоиспеченным истинам.   
5. Логические построения христианской ли, иудейской ли, мусульманской ли  религии, так или иначе, приведут к возникновению мира рацио. К этому же подтолкнет и развитое государство, и развитая в крепком феодальном государстве экономика  с её торговлей,  военной мощью, создающей угрозы соседям,  где появляется аристократия и клерикальное сословие, которые стремятся быть умнее и хитрее. Итак, появляется рациональное, научно-теоретическое мышление, позволяющее накапливать и передавать знания об объектах.
6. От научного мышления отличается техническое. Наука исследует мир объектов, а техника-технология мастерит приборы, устройства, принципы артиллерийских обстрелов и прочие доменные печи, экскаваторы, фотоаппараты, а также "аппараты насилия" и прочие бюрократические машины. За всем этим практическим стоит технологический дискурс. Там мы имеем техническую схему, где показано, чё  куда привинчивать.
7. А потом Поэзия, то есть, то что в 18-19 веках  (ещё до большевиков) называли "изящная словесность".

ПОЭТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 

Поэзию очень часто  считают видом искусства, типа музыки, архитектуры,  расписных ложек, народных с кокошниками  костюмов. Так и говорилось: литература - это искусство слова. Теория поэтического - это теория выразительного, это эстетическое. Иногда считают, что образное мышление художественной литературы - это тоже, что и наука, только  особыми образными средствами, как бы популярная форма  отражения объективной реальности, данной нам в ощущениях.  Мол, в науке - некое абстрактно-рациональное знание о предметах, а в литературе - реализм, художественно выраженная правда-истина о горемычном житьи-бытьи. Но это не так.  Реализм в поэзии появляется, чтобы обмануть читателя. Причем обманывает поэзия специально и практически открыто. Будет ложь, "сказка".  Жанр открыто предупреждает, что  всё это истинная правда и случилось такого-то числа в Москве, а борода старика Хоттабыча была 93 сантиметра. Поэзия создаёт иллюзию реального, причем так чтобы удивить, потрясти читателя, в первую очередь потрясти тем фактом, что он, читатель, почему-то поверил в совершено нарочитую "ложь" и заплакал на сорок второй странице. Поэзия существует, чтобы  сбросить устойчивые смыслы-представления, чтобы читатель  пришёл в психологический тупик, и вынужден был искать, догадываться, растерянно удивляться и творить-мыслить самому, "без перчаток". То есть, худлит  практически заставляет  индивида совершать творческий поиск. Почему Йозеф Швейк такой симпатичный болван? Почему  философ Раскольников становится уголовником? Какого лешака Онегин застрелил Ленского? Думайте сами. Не говоря уже о Хармсе, Ионеско и прочих абсурдистах. Но Хармс, Беккет, Ионеско - это никакая-то  авангардно-футуристическая сюрлитература, исключение из норм. Всякая литература-поэзия - "хармс". 

ФУНКЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО

Дотюкать до того, как на самом деле устроена поэзия, можно если мы зададимся вопросом, в чем функция этого дискурса.  Язык - это знаковая система. Есть язык, мы можем разговаривать, сообщать другим новости, команды, что угодно. Традиция, при всем её  безумно-деревенском консерватизме, выполняет задачу сохранения всяких полезных навыков, всего, всего, что накопилось. Всё это надо сохранить, не потерять, не забыть.  Религия учит заповедям, кого любит, что такое хорошо, то есть,  нравственным законам внутри нас и категорическим, императивно на этом настаивает: "Не убий!". Наука, мы уже говорили, подсчитывает количество волосиков у инфузории туфельки и крылышек у либилулы-квадримакулаты. Техника строит мосты, самолёты, пароходы. Что создаёт Поэзия? Поэзия-худлит создаёт-генерирует личность, то бишь, субъектно-ответственно-сознательно-волюнтаристское поведение индивида.  Хотя было бы не правильно считать, что функция поэзии создание индивидуализма, эгоизма, нарциссизма и т.п. Наука тоже  иногда мошенничает, пестря терминологией, а религия кадит кадилами, греша напра-налево. Функция поэзии в чистом виде - провоцировать творческость, поисковую активность. Попросту: функция поэзии - создать личность.
 
ФОРМАЦИИ 

Можно обратить внимание на то, что описанные выше семь дискурсов также соответствуют историческим общественным формациям: матриархат, патриархат, античность, феодализм, капитализм, империализм-глобализм...
  Спросят:  "А  как так? Ведь считалось, что формацию определяет экономический базис!".  Экономический базис определяет очень многое, но сама экономика тоже определяется неким более глубоки базисом (основой). В УрГУ на ул. Куйбышева есть ученый биолог Ю. Новоженов,  и он вам убедительно объяснит, что адаптивным механизмом человеческого вида является культура.  А культура никак не получается вне мозга и внутреннего мира  отдельного индивида. То есть, совершенное общество приходит в светлое будущее во главе с Поэтическим дискурсом в белом венчике из роз. Поэтическое было всегда. Все дискурсы были всегда. Но смена формаций - это смена доминирующего дискурса.  Сейчас доминирует технократический дискурс . Это дискурс очень "эффективный", он подавляет вытесняет все прочие, людей он превращает не только в роботов и рабов, но даже во многое похуже. Парафразируя социальных классиков, сформулируем, что подлинная история человечества начнётся, когда Личность, как институт (и просто как личность), сумеет подняться над технократическим и всеми прочими дискурсами, которые сами по себе всегда форматны. "Старые" форматные дискурсы (от языка до науки) не могли стать тотальными монополистами среди дискурсов. Но вот технократический дискурс довольно шустро справляется с задачей распространения своего монополизма. Современная драма - это   растерянность личности перед молохом технократизма.   
   
МИРОСИСТЕМНЫЕ ПОЛЮСА

Дискурсы, таким образом меняются друг с другом "шапкой Мономаха". Но дискурсы также делят ойкумену  насчет определении специфики её регионов. Гипотетически нам представляется расклад дискурсов по земному шару следующим образом.
На юге материков (Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Океания) зона первичной первобытности. Индостан - зона традиционализма ( с этим полностью согласился бы Генон и Дугин) . Дальний Восток (Китая, Япония, Корея) - зона первогосударственного эстетизма с икебанами,  самураями, кимано и харакири. Все монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам) зародились на Ближнем Востоке.  Западная Европа - логово рационализма. Северная Америка (в упрощенном виде: англосаксы)  - это технократизм, прагматизм.  Для России с прилегающими к  ней странами Евразийского Экономического Союза, СНГ и ОДКБ ведущим дискурсом оказывается речь, молва, поэзия, "великий и могучий", "Пушкин-наше-всё". 
Мы, конечно, всех победим, так как наш полюс "высший". В 1945 году советский социализм показал своё превосходство над западным капитализмом, а в 1812 году российский феодализм показал своё превосходство над западным капитализмом.
Конечно, в многополярной концепции слово полюс не совсем этимологически удачное, ведь полюсов только два (не один и не больше двух) . Имеются в виду зоны-сектора. По общей качественной специфике их, как мы посчитали, семь. Хотя, конечно,  первая зона распылена по четырем континентам, но для первобытности мир не выходит далеко за пределы простой общины, первобытность принципиально распылена, так что всё совпадает, всё красиво и гармонично.

ГРАФОМАНЫ

Но если Поэзия - совершенство, то почему столько графоманов, стихоплетов, которые в России "больше, чем стихоплёты". Эти литературные лауреаты (всех уровней) способны симулировать поэтическое. Смотрят на существующие, всех восхищающие образцы и шпарят без остановок.  Иногда у них получается столь ярко, столь заметно, столь красиво, и даже виртуозно, что их замечают. Но поэзия - не выразительность. Литература не есть "песать бес ашибак" . Поэтому появляются принципы пригашенности, простоты, примитивизма, народности-простонародности, чтобы не блестело. И даже  литература идёт дальше. Она свои загадки и разгадки рисует призвуком. В индийской поэтике ведущий художественно- литературный принцип называется дхвани (призвук). Чехов спрятал свою поэзию в детали и подводные течения. Поэзия - это, конечно, лишь та поэзия, которая производит катарсис. Пушкинский Сальери не производил катарсис, а пушкинский третий уличный малограмотный музыкант производил.  Наконец, поэзия никому ничего не должна, её эффект вероятностен, уже исходя из антиимперативной природы поэзии-худлита.  Не всё поэтическое эффективно для конкретного одного индивида. Кто в экстазе от Льва Николаевича, а кому-то пох..., кому аж тошно от Анн Карениных, кому "Лев Толстой очень любил детей".  Поэтому поэтическое, художественно литературное обычно предлагается списком, который ветшает быстрей, чем мы его осилим, прочитаем.

АНТИФОРМАТ

Итак, поэзия является сверхтехнологией, она существует, чтобы  устранять форматы или хотя бы смягчать их тоталитарность.
Формат связан  с прессингом. Язык, традиция, монархическая  иерархия, этика,  эрудиция энциклопедистов, техническая схема, - все они прессуют нас. 
Поэзия готовит индивида для творчества, сборки всего и вся, и она научает индивида растворять все прессинги и форматы. Везде проводится принцип сфумато (туманность, расплывчатость, приблизительность).  Всё немного делается приблизительным, неточным, формат и его жесткие рефлексы, туда, где безликие числа и прямоугольники, обретают шершавые формы, получают   маркировки, ассоциации, реминисценции, рифмы.  Философские догмы, скукотень академиков, сидящих в кабинетах и неизбежно превращающихся  в "мозг нации", - всё-всё поэт конвертирует в свой собственный идиолект. Выше мы вспоминали как Маркс показал, что философы (на самом деле все как идеалисты, так и материалисты, которые от идеалистов отличаются лишь  шестью буквами)  потерпят неизбежное фиаско, их победит практика-прагматика. Но и прагматика - не последняя инстанция. "Практики изменяли мир, а нужно изменить субъект" - так мы сформулировали. Хотя кажется, что современный технократизм - это мама-не-могу.  Он неизбежно увеличивает количество и уровень своих укладов, инноваций. Технократическая "демография" приходит к тупику быстрее даже, чем  перенаселение. Полагают умы, что  рост населения планеты  остановится  в году 48-ом, когда численность людей дойдёт до 10 млрд и дальше просто не сможет расти, если всё посчитано верно.  Но технократизм съедает человека-личность в темпах пропорциональных распространению айфонов-телефонов и т.п. Завтра наши "экстравагантности" крепче чем вчера.  Псаки умножается на Кличко и возводится в степень какой-нибудь пост-советской актрисой - и всё это в геометрической прогрессии..., не говоря уже о покемонах.
Каким образом, теоретически обнаруженный нами "могильщик"  могущественного технократизма (чего только стоят современная финансовая система или информационные технологии!!) сможет реализоваться и начнет бродить по долинам и по взгорьям многополярного  мира?

ВЕРА

Кстати, вера также генерируется Поэзией, а вовсе не религией. Религия только одобряет, хвалит, указывает на веру, как "хорошее дело", но порождает веру не она. Вера - это как раз и есть включение  личности, когда субъект действует ответственно, самостоятельно, в полной убежденности, что краеугольный камень - это он сам, а не производительные силы, сырьевые ресурсы или банковские транши.  Вера это  - вера в себя. В случае  религиозного обрамления вера - это вера, что мне непременно поможет Он, неведомый, невидимый, всепобеждающий, творящий всё. Да и евангелист Иоанн говорит, что Всепобеждающий был Словом, и у него было Слово.  Слово, которое вначале, могло быть именно поэтическим... Да, кстати, Поэзия в переводе с греческого означает "создание, творение".  Все пазлы сходятся. Ведь и дзенский коан - это создание некоторого оксюморона, когда противоположные смыслы сходятся, происходит электрический разряд-шок, получается катарсис-сатори. Тогда тривиальное значение слов исчезает, все становится переносным, метафорическим, иррациональным и так далее. Мир Будды - тоже мир поэтического катарсиса. Так что фраза "Пушкин наше всё!" - это всё не спроста. Это так и есть.
                13 апреля 2016 г.
--
Ещё рассуждений на тему:
 http://www.proza.ru/2016/09/10/1394