Закономерности. Гл. 6. Закон Холта

Игорь Рассказов
                Гл. 6. Закон Холта.

Ох, уж мне эти законы: какой не возьми и почти к каждому из них наша коммуналка имеет отношение. А всё почему? Так эти самые законы пишутся в конечном счёте для людей. Вот-вот, а мы как раз и есть эти самые люди.
Тут на днях Степановна рассказал про соседа из пятого подъезда. Так-то, таких как он, хватает и, тем не менее, несмотря на его посредственное отношение к жизни, он сумел-таки обратить на себя внимание. Этот житель нашей планеты постоянно находится под градусом. Ну, зимой он ещё как-то маскируется, а вот летом…
Так вот этот кадр, оказывается, в свои молодые годы сумел послужить почти во всех родах войск, если верить его постоянным переодеваниям по случаю праздников, на которых тот или иной род войск, как правило, вышагивает по центральным улицам российских городов. И получается всегда так: только один праздник отсалютовал и нате вам – следом уже другой на пятки наступает. Ну, хотя бы взять День ВМФ (военно-морского флота). Одел бескозырку и вот ты уже, чуть ли «морской волк». Кто будет от тебя требовать личное дело, а поэтому в строй, а потом и как водится за воротник и дальше, так сказать до полного апофеоза. Не успеет это мероприятие подсчитать убытки и потери и тут уже День ВДВ (военно-десантных войск) на горизонте. Можно даже тельняшку не снимать. Ага, на голову синий берет, а точнее голубой и вот ты уже свой братан и все фонтаны твои. А тут всегда так: и не важно, что ты может вообще с «белым билетом». Главное, что попал в тему, а если повезёт ещё и поучаствуешь в потасовке со стражами правопорядка. Это так кровь молодит!
И вот, этот сосед из пятого подъезда обзавёлся всякой армейской атрибутикой и стал душой всех родов войск. Он даже достал где-то фуражку пограничников, петлицы танкиста и ещё какую-то сбрую, в которую рядятся ракетчики. Когда обо всём этом поведала Степановна, мы у себя на кухне посмеялись от души. Вот только Спиридон Яковлевич процедил сквозь зубы: «Дискредитирует армию, гад…» Ну, дядя Вася в своём амплуа тут же поинтересовался, мол, а он и День водолаза празднует или как? Кстати, а он вообще имеется в календарях этот праздник? Если да, то в чём маршируют водолазы по улицам наших городов? Вот-вот, и что говорят им «отцы городов», поздравляя их с очередной датой? Мне даже стало интересно на всё это посмотреть. Знаете ли, жизненный опыт он только на всём этом и держится.
Тем не менее, когда подобные особи, как этот вояка, живут с тобой по соседству, начинаешь волей-неволей присматриваться к тем, кто тебя окружает. И сразу, как по команде встают в полный рост уродливые очертания наших реалий.
Замечу, в нашей коммуналке, конечно, не всё так гладко, но никто ни кого в лицо за это не тыкает. К примеру, Гвоздиков. Этот сосед часто не смывает за собой в туалете, чем собственно неоднократно пугал представительниц женского пола. Степановна даже предложила для Анатолия Никандровича во дворе дома поставить персональный нужник, раз он такой рассеянный. Я бы ещё добавил, что никто в список неадекватных особей не хотел бы попасть, а поэтому как-то всё-таки ладим между собой.
Кстати, когда космонавты стали родителями, на радостях Степановна раскошелилась и угостила всех  обитателей коммуналки пивом, как потом оказалось просроченным. Сами понимаете: что тут началось с нашими животами. Ага, радость сменилась грустью. Собственно, а кого винить? Мы же даже на дату изготовления не посмотрели. Вот что значит халява. Не повезло только тёте Нюре – она в тот злополучный день была дежурной по коммуналке. Вот, где её дар «красноречия» дал себя знать. Одни словом, мы ей, не сговариваясь между собой, присудили титул: «Самая раскрепощённая женщина». Ну, тут так: кто, что заслужил - ей титул, а всем нам, кто мучился животами всё остальное, что умещалось в одном слове. Каком? Засранцы.
Когда же наши желудки пришли в норму, нам даже стало скучно. Жизнь, она же должна чем-то себя обозначать, ибо день - ночь, день ночь, это всё-таки признаемся – надоедает. Дядя Вася даже предложил: «А не купить ли нам пивка в киоске на углу?» Алевтина своё согласие не дала, поскольку был её день дежурства по коммуналке, и она сразу пообещала всем нам, что тогда она тряпки в руки не возьмёт. Мы, подумав, согласились, что ей за всеми нами не успеть будет, а значит, может наступить коллапс в отдельно взятой квартире.
Хорошо, что в этом мире есть дети и иногда весьма смышлёные и любознательные. Ванька, сын Катерины в один миг развеял всю нашу скукоту. Этот юный химик притащил с мусорки кусок пластмассы и решил испробовать, как она горит в домашних условиях. Стащив спички с кухни, зачем-то заперся в кладовке, принадлежавшей Степановне и там устроил лабораторную работу. Судя по всему, этот кусок пластмассы повёл себя неожиданно, и юный испытатель решил потушить очаг возгорания подручными средствами. У Степановны там висело старое пальто, и он именно им решил накрыть этот самый «очаг возгорания». Приплюсуйте сюда едкий дым и то, что опыт проходил в кромешной тьме. Одним словом, Ванька переступил себя и подал голос и в панике стал мотать руками по сторонам. Что-то свалилось с полок ему на голову. Это предало ему сил заорать чуть громче. Катерина его мать в это время оттиралась на кухне. Она сразу же определила, что-то здесь не так. Подбежав к кладовке Степановны, с силой дёрнула на себя дверь – посыпалась штукатурка, и ещё что-то стало падать с полок на голову её чадушки, который без промедления рухнул к её ногам. Вот тут настала очередь гаркнуть Катерине. Уж на этот звук собрались у кладовки Степановны все, кто на тот момент находился в квартире.
И вот такую картину мы увидели сквозь едкий дым: Катерина обнимает сына, а у того лицо всё в красном. Ещё этот запах гари и Степановна, которой стало совсем не хорошо от всего этого. Дядя Вася схватил стоявшее в прихожей половое ведро с водой и окатил: и очаг возгорания, и Катерину с сыном на руках, и Степановну, которые оказались на его пути. Надо отметить тот факт, что очагу возгорания досталось так себе, а поэтому было принято решение эвакуироваться. Все ринулись к входной двери, а там пробка: Алевтина с мужем застряли со своими баулами в проходе. Началась свалка. Я ещё подумал: «Хорошо, что «космонавты» с маленькой гуляют на улице». Ещё меня мучил вопрос: «Когда отставник сумел так быстро упаковать свои узлы?»
И вот весь наш табор вывалился на свежий воздух из подъезда. В первых рядах были чемоданы Власовых, и они сами: капитан с супругой Алевтиной. Следом Катерина с Ванькой на руках, который уже пришёл в себя и активно работал языком, собирая с ладоней варенье Степановны. Ну, а потом уж мы с дядей Васей тащили под руки и саму хозяйку кладовки. Она постоянно охала и просила оставить её. Мне это напомнило то, как однажды мы точно так эвакуировались из квартиры и эта старая женщина, ни в какую не хотела спасаться. Прямо какой-то «день сурка».
Оказавшись на свежем воздухе, сделали перекличку: молодых на момент возгораниях в квартире не было, и так же отсутствовал Анатолий Никандрович. И тут дядя Вася бьёт себя по лбу и с криком: «Нюра!» бросается обратно. Я тут же за ним, а за мной Степановна уже без нашей с ним помощи. Недолго думая, Катерина разворачивается и устремляется следом. Ну, и как по команде со своими баулами и узлами чета Власовых за всеми нами. Соседи, наблюдавшие за всем этим, наверно подумали, что у нас манёвры по случаю… Если честно нам было некогда во всё это вникать.
А всё получилось от того, что тётя Нюра спала и не слышала гласа Катерины. Когда дядя Вася её растолкал, а тут ещё я весь растрёпанный, так её вышибло из квартиры одним махом. Опять в дверях образовалась давка: Эти Власовы никак не могли расстаться со своими чемоданами. Тут ещё выяснилось, что куда-то запропастилась Степановна. Я вломился в её комнату, а эта старая женщина чуть ли не зубами рвёт матрас… Сообразил: спасает свои сбережения. Ну, тут я уже стал действовать иначе: стал распахивать все окна, чтобы рассеялся едкий дым.
Да, в этот день мы побегали всем обществом отменно. На следующий день только и разговоров было про эти наши «манёвры». Кто-то даже пустил слух, что всему виной оказался газовый баллон, и Степановна чуть ли не своим телом спасла положение. Ну, понятное дело Ванька огрёб от матери. Спасибо Степановне - вступилась за мальца. Она даже не стала оплакивать свои банки с вареньем, которые рухнули с полки. Ну, после этого случая пришлось ей всё же приладить замок на двери своей кладовки. Как она пояснила всем нам, что это из-за техники безопасности и только. Собственно, вот и весь сказ.
Стоит отметить, что мы получили неоценимый опыт эвакуации. Кстати, Ванька потом со мной поделился своими впечатлениями от проделанного эксперимента, что подобранный им кусок пластмассы горел здорово. Конечно, надо  было что-то ему сказать умное и правильное на всё это, но посчитал, что после того, как его отходила мать ремнём, это вряд ли будет им воспринято в нужном направлении. И замечу, что я вообще не умею воспитывать второклассников. Это со стороны хорошо рассуждать и давать советы. Тут ещё Ванька смотрел на меня, и в его глазах плескалась радость, через которую мне угадывалось  скорое продолжение его опытам.
Как там у Холта? «Всякая работа легка человеку, который не должен её делать». Я и так пристраивался к этому закону и так – ничего у меня из этого не вышло. Получается, что не всякий закон подходит для нашей коммуналки. И, всё-таки, что-то мне подсказывает: ещё не вечер и надо немного понаблюдать за всеми нами.