Вера и религия

Иммануил Варшавер
Очень часто защитники веры и религии (мистики и прочие мракобесы) говорят о том, что это не одно и тоже. И в защиту приводят такие соображения, как: "ну ты же веришь, что покупая киндер-сюрприз тебе попадется крокодильчик или когда ты сдаешь экзамен, то веришь, что сдашь хорошо, или если играешь в шахматы, то веришь, что выиграешь". Такие аргументы призваны убедить меня, что во мне есть вера. И по-началу я даже соглашался, но меня преследовала мысль — что-то не так, не сходится, в этом нет здравого смысла и логики. И я понял, что не так и нашел ключ, понял что нет во мне подобной веры, а теперь нет веры и в человека, а есть противоречащие знания, которые пока трудно связать.

Когда вы покупаете киндер-сюрприз и верите в появление крокодильчика, бегемотика, чубаки или другой игрушки, то вы жертва религиозного культа "киндерсюрпризников". Вместо этого представьте длинный конвейер, на котором собирают шоколадные яйца и как в яйцо кладут крокодильчика, в другое бегемотика, в третье собачку, в четвертое кошечку, в следующее чубаку и так далее, повторится все, как встарь чубака, кошечка, фонарь... О чем нам это говорит? О том, что мы может предсказать появление каждой из игрушек с определенной вероятностью. Предсказать с вероятностью, Карл! Оказывается не надо верить, надо знать. Вера от отсутствия знания.

Поговорим об экзаменах. Недавно я сдавал экзамены и во время оных пытался отыскать в себе веру в то, что я их сдам. И не нашел. А что нашел? А нашел не веру, а уверенность в себе и своих знаниях. Я совершенно неожиданно понял, что не нуждаюсь ни в чьих одобрениях и подбадриваниях типа "всё будет хорошо" и тому подобной чуши. Да, я могу быть неуверенным в обстоятельствах, мне может помешать, например, моя рассеянность. Но в себе я могу быть неуверенным только если не владею всей полнотой информации. И здесь, в моих силах, изменить это шаткое положение, добывая необходимые сведения. Но опять же, об уверенности мы не может говорить, как об абсолютной величине, она вероятностная и в наших силах этой вероятностью управлять. Когда мы говорим об уверенности в себе,— мы говорим об уверенности в определенных вполне реальных аспектах нашей личности.

Просветление начинается с отсутствия веры. Поэтому если какой-то человек утверждает что он мессия или предлагает вам попробовать немного веры, не теряйтесь и вызывайте скорую помощь и госнаркоконтроль. Не хочу верить, хочу знать.