Обыватель и фантик 1. Протасов

Алла Моисеенкова
«Антоновна. (входит  из столовой). (Антоновна - нянька в доме Протасова, говорит Протасову прим автора) Ишь, пачкун… сюда пришел…»
«Антоновна. А теперь здесь напустишь угару… Дай хоть дверь открою…»
Итак, буквально  с первой страницы мы имеем  довольно гнусный портрет героя: пачкун, напустивший угару. Но может все не так уж и плохо? Читаем дальше.
«Мелания. (богатая барыня, прим автора). Я так восхищаюсь вами… Вы такой неземной, такой возвышенный…»
«Егор. (слесарь, прим автора). …Ты слушай… Я ведь вижу: ты человек особый… я это чувствую…»
И вот два противоположных полюса: Протасов – пачкун, довольно обидное и оскорбительное слово в то время, с другой – полубог, которого безмерно любят и поклоняются ему, или вот что-то вроде того. А что же в середине? В реальности?
А это вот такой прототип средневекового алхимика, желающего в одиночку найти философский камень, в данном случае
«Вагин. Все возится со своей нелепой идеей создать гомункула…»
Открываем Википедию:» Гому;нкул, гому;нкулус (лат. homunculus — человечек) — в представлении средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственным путём.»
То есть Протасов хочет искусственно создать новую жизнь,  человека, превосходящего по всем параметрам простого человека, рожденного обычным, так сказать, образом. Обыкновенных людей, не отличающихся особым умом и талантами, вон их сколько! Как собак нерезаных, все по улице бегают!  А нужно что-то лучшее, совершенное по всем статьям!
И тут мы вспоминаем, что М. Горький «стихийный ницшеаниц», то есть ему была близка идея «сверхчеловека», нового, неизмеримо прекрасного, способного на какие-то уж совсем великие и невообразимые подвиги, в общем, п…ц окончательный! А когда Горький познакомился с работами Фридриха Ницше,   то  нашел в них подтверждение и развитие своих мыслей, догадок, мечт, стал страстным и преданным поклонником  философствующего немца, более того, даже усы как у Ницше отрастил в подражание. Я не берусь судить о работах Ф. Ницше, «Заратустра» просто не читаема, принципиально, это какой-то бред, но это частное мнение, а потому поверим В.С. Соловьеву на слово:
«Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения — во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству „лучших“, господских натур, которым всё позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, — вот очевидное заблуждение ницшеанства»
— В. С. Соловьёв. Идея сверхчеловека // В. С. Соловьёв. Собрание сочинений. СПб., 1903. Т. 8. С. 312.
Идея сверхчеловека была чрезвычайно популярна в конце 19 века и начале 20. Это Достоевский в «Преступлении и наказании» вопрошающий  «Тварь я дрожащая или право имею?», это Толстой с сверхчеловеком Болконским, это и Чехов, вспомним полковника Вершинина из «Трех сестер» мечтающего о  том, какие прекрасные люди будут жить через 200 лет.
Но Горький великий реалист, ему надо точно указать как, что и почему. Откуда конкретно по факту явится этот сверхчеловек. А вот тут химия, удивительная наука, создающая рукотворные чудеса. Вот она чем плоха? Химия же! Чик и все! Гомункул, он же сверхчеловек, готов! Как ядовито писал М. Булгаков в «Собачьем сердце» «Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся в вашей, мол, квартире.»
Вот эта абсолютно точно ситуация с Протасовым. В то время не было огромных медицинских центров с поразительно сложной компьютерной аппаратурой, а потому М. Горький использовал образ алхимика-одиночки, вот что было под рукой, так и написал, особо не мудрствуя.
И вот представьте себе этот чудовищный, нечеловеческий душевный разлом, который перекликается с характеристиками  главного героя в начале пьесы, такая же раздвоенность. С одной стороны, М. Горький – великий реалист, до мозга костей, ничему не верящий, иллюзий нет вообще никак! Никаких! Горький не боится быть предельно честным с собой и другими, поразительной храбрости и мужества человек. А с другой – Горький-идеалист-мечтатель, который жил и писал ради этой великой идеи о сверхчеловеке, о новом, сверхобществе прекрасных, фантастически одаренных людей, которые равны богам. Горький ради этой идеи сверхчеловека готов на все, лишь бы ее осуществить. Сколько сделал М. Горький  для развития культуры и искусства в еле живой России после сокрушительных революции, гражданской войны! А это нужно было для того, чтобы человек из  «Дна»  стал сверхчеловеком! Научить его, рассказать ему, просветить! Вот прочитает такой обыватель Бердяева Николая Александровича и станет философом не хуже! Вот так это всё получится! Ну как ты думаешь? Ооох!
Ругали Горького много, и ругают сейчас, так он хотя бы что-то делал, пока  другие жили в эмиграции или писали в стол. Вот к ним претензий нет! Они страдальцы-идеалы, а кто работает, того и будем пинать! Во всем, собака, виноват! На Соловки ездил, одобрял, поддерживал! об этом чуть позже.
Но вернемся к теме противостояния. Итак, в разных углах ринга Горький-реалист и Горький-мечтатель. Бой жесткий, до первой крови. Реалист победил с разгромным счетом и издевался над идеей сверхчеловека как мог!
- А сверхчеловек! Хорошо! А что надо для его возникновения? В чем причина неудач химика Протасова? Оказывается, свежих яиц нет! Протасов получает только тухлые! А потому и дело забуксовало! А так конееечно! Получилось бы! Без сомнения!
«Протасов. Голубушка! Если бы вы давали мне каждый день свежих яиц… самых свежих, только что снесенных, еще теплых яиц! Видите ли, мне очень много нужно белка, а няня – она скупая, она не понимает, что такое белок… она дает несвежие яйца… и всегда нужно много говорить…лицо у нее кислое…»
Но на этом драка не заканчивается, надо же окончательно удолбить эту идиотскую идею «сверхчеловека». И Горький-реалист как танк ее плющит, показывая, что Протасов, сам сверхчеловек, то есть человек, собирающийся сделать то, на что у Бога сил и умения не хватило, то есть создать нового, улучшенного суперчеловека, сверхчеловека. И Горький-реалист показывает, что вот этот Протасов-сверхчеловек - пустота, пачкун, напустивший угару, фантик от конфетки. Знаете, есть такая жестокая игра, на глазах ребенка съедают конфетку, а когда он, голодный, начинает плакать и просить угощение, дают фантик, свернутый как настоящая конфетка. И сколько же потом удовольствия видеть удивление, разочарование и слушать возмущенный рев обманутого младенца! И вот тут абсолютно то же самое! Горький-реалист, как бесстрастная видеокамера, фиксирует происходящее.
Реплики Протасова создают такое впечатление: перед нами восторженный идиот буквально, который начитавшись книг, который умеет только красиво и с пафосом говорить. И все! Больше абсолютно ничего! Одна глупая трескотня! Но она производит исключительное действие на окружающих. В чем причина его великолепного обаяния? Почему все вокруг боготворят Протасова? Вот буквально так?
«Протасов. (говорит Егору прим автора) Вы – человек, вы разумное существо, вы самое яркое, самое прекрасное явление на земле…»
«Мелания. Если бы слышали, что он говорил там… Как он говорил!...Вы подумайте: живешь, живешь, так как-то, точно спишь… вдруг – толкнет, откроишь глаза – утро, солнце – и ничего не видишь сразу-то, только свет! И так вздохнешь всей душой, такой радостью чистой вздохнешь… Точно заутреня на  пасху…»
Это уже состояние близко к религиозному экстазу. Поговорит Протасов с людьми, послушают они его речи и начинают в себя верить: Я человек! Я свободен! Я такой же, как мой кумир! Я все могу! Я счастлив! Начинают верить, что мир вдруг ни с того, ни с сего тоже стал добрым и прекрасным, создан для их счастья, вот только почему-то они раньше этого не знали! А тут им сказали! И вот они уходят с этой установкой в состоянии наркотического опьянения, уже на пороге соприкасаются с жесткой и не собирающейся вдруг меняться старой реальностью, она и не думала подстраиваться под бредни какого-то дурака. Ничего не изменилось, ведь слова Протасова это угар, только пустая и звонкая болтовня. И вот тут у поверивших ему начинаются калечащие душу разочарования, ломка, жестокая и беспощадная.
Егор вернулся домой и с большим ожесточением бьет любимую жену, она прибегает к Протасовым. Позднее она умирает, Горький не указывает причину смерти, но вот учитывая, сколько раз звучит эта тема побоев, можно предположить, что Егор, остервенившись окончательно, забил ее насмерть.
Вот Лиза, поверив речам Протасова, жила в этом прекрасном мире, вдруг оказалась в очень жесткой ситуации, на ее глазах умирал молодой человек, погибший в результате побоев. И в результате нервный срыв, потом потребовалось лечение в клинике для душевнобольных,  ее состояние стало лучше, но до выздоровления еще далеко.
«Чепурной.  Вообще на все я  смотрел с  любопытством... и видел, что жизнь устроена  -  дрянно, люди  - жадны и глупы, а  я - умнее и лучше, чем они... Это было  мне приятно знать, и душа моя была  спокойна...  хоть  я и видел, что  иному  человеку труднее жить, чем той лошади, что я  лечу, да и хуже,  чем собаке...» 
     «Чепурной. Не умею это  сказать... Сначала мне  так понравилось у  вас, что я  даже водку перестал пить, ибо от  ваших разговоров хмелен бывал... А потом - потерял я мое любопытство, и беспокойно стало мне...»
     «Чепурной. И беспокойно и... неловко как-то...  Как будто механизм души моей  вдруг заржавел...»
  Вот так действуют слова Протасова, то есть это какой-то яд, бесповоротно разрушавшей души людей. Он и Протасова искалечил, это какой-то восторженный, постоянно  говорящий глупости идиот, который ничего вокруг не замечает. Эти речи завораживают, заставляют верить в них, но стать не только сверхчеловеком, а даже  человеком свободным, слушая их, невозможно.
Это понимает и Вагин, он говорит Елене, жене Протасова
«Вагин.  Вы  приносите себя в  жертву  - кому? Человеку, который разлагает жизнь  на мельчайшие частицы в  тупом стремлении  найти  ее начало! Нелепая идея! Он  служит черной смерти... а не свободе, не красоте и радости. И ему не нужна ваша жертва...»
Ну, хорошо, все Протасовым восхищаются, восторгаются, боготворят его. А вот интересно, как он сам относится к своим почитателям?
«Протасов. (говорит про Меланию прим авт) Лена, ну зачем она мне руку поцеловала? Как это глупо и неприятно!» и продолжение темы:
«Протасов(уходя) Губы жирные… Что ей надо?»
Лучше всего отношение Протасова к людям, его боготворящим, охарактеризовала жена химика
«Елена.(задумчиво). Возможно ли такая жизнь, когда вокруг нас всюду дикие люди?»
Протасов и его слова – это вот такой яркий, заманчивый фантик, а конфетки нет, нет любви, доброты, заботы, даже элементарного уважения, нет никаких человеческих нормальных чувств. Но фантик должен быть привлекательным, а потому приличия и вежливость, даже сострадание и сочувствие  обязательны.
«Антоновна. … А то ты со всеми людьми точно с господами разговариваешь…»
И вот он, Протасов, перед нами во всей красе, этот сверхчеловек, посягнувший на то, что не сумел создать Бог. Вот эта идея сверхчеловека, вот так Горький-реалист, возможно сам того не желая, препарировал ее, вывернув наизнанку все самое неприглядное и саму суть явления, неприглядную. Вот характеристика сверхчеловека – пачкун, напустивший угар.
Я не думаю, что это специально именно так было написано, а может быть, все совсем по-другому Горький представлял себе замысел пьесы, но реалист написал так и опозорил, скомпрометировал саму эту идею сверхчеловека. Нельзя наслушавшись зажигательных и страстных речей стать сверхчеловеком,  не получается, а доказательство сего  - итоги второй мировой войны. Заплачено за освобождения от этой страшной идеи сверхчеловека дорого, очень дорого, непомерно дорого. Вот именно об этом написана великая пьеса. Заметим, написана пьеса была в январе — феврале 1905 г. в Петропавловской крепости, куда М. Горький был заключён  после ареста по делу о 9 января, "кровавом воскресенье". Вот как это мог Горький так написать, не ошибиться ни в одном слове? Вопрос, на который я не могу дать ответ.
Вернемся на ринг. Реалист укатал мечтателя в асфальт. Идеалист Горький хоть и был изодран в пух и прах, оружие свое не сложил, отомстил реалисту Горькому страшно. Отсюда и жестокая до крайних степеней, патологически жестокая идея о «переплавке, перековке» старого человека в нового, грядущего сверхчеловека, отсюда и «одобрял, поддерживал». И вот эта борьба на ринге никогда не заканчивалась, калеча судьбу писателя. Это плата за гениальность, тут уж ничего не сделаешь.
Но вот наступил 21 век, подведем итоги. Гениальная пьеса почти забыта, бурные реалии жизни почти совсем вычеркнули заботы и думы о каких-то там сверхчеловеках, но они не исчезли окончательно, теперь мы видим на экране в фильмах и мультфильмах… что? Да тех же сверхлюдей, только странно мутировавших.  Это человек-паук, женщина-кошка, супермен, в общем, сверхчеловек, в одиночку спасающий планету. Честно говоря, чот такой размах как-то уже маловат! Давай уж, дружок, спасай всю Вселенную! Чего там по мелочам бегать? Вот так странно деформировалась эта идея.
Идея идеей, может еще пригодиться и не раз и не два, очень уж она привлекательная! а вот НЛП-технологии описанные в пьесе? Они-то востребованы? Фантик-то на что-нибудь пригодился? Еще бы! Нарасхват! Более того усовершенствована пустышка до изумления!
- Вот если вы – настоящий мужчина,  то такие удобные, нужные всем женские прокладки просто и окончательно вам необходимы! В этом нет сомнения! Никакого! купите, иначе потеряете много удовольствий и райскую жизнь в придачу! Вы давно хотели купить наши прокладки, но стеснялись признаться себе в этом! Это скрытые детские комплексы, подавляющие вашу психику, вызывающие невроз и окосение пятки! Будьте смелее в своих мечтах и желаниях! Станьте свободными! Подарите себе счастье! Будьте сверхчеловеком! Это не хлопотно и недорого!

- - - -
Леонид Пчелкин снял великолепный, гениальный фильм по пьесе «Дети солнца» М. Горького. Отличный, очень красивый фильм! Посмотрите, не пожалеете!  В любом случае. Даже если вам этот текст не понравился.
Дети солнца. Режиссер: Леонид Пчелкин, 1985г. (1я серия)  Дети солнца. Режиссер: Леонид Пчелкин, 1985г. (2я серия)  А лучше почитайте пьесу, посмотрите, как работает автор, абсолютно гениальный М. Горький.