Художественный образ и его воплощение

Яхья Мустафаоглу
Сказано: "Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа.
Через искусство имеете свет."
Листы сада Мории. Зов.


Чем отличается художественный образ произведения искусства от прочих образов?
Попробуем ответить на этот важный вопрос, ибо только в этом случае мы сможем отличить подлинное произведение искусства от ложного.

Художник, например живописец, может взять в качестве предмета или темы своей будущей картины любое событие или объект окружающего или внутреннего мира. Но если как говорят некоторые люди от искусства «я так вижу, так чувствую и так изображаю на холсте свою картину», то это лишь плохой копиист, но никак не художник.

Истинный художник не придает особого значения тому, что он видит глазами или слышит ушами, понимает своим умом или видит в воображении. Это все для него только материал или тема для размышлений. Истинный художник видя, например, гору не будет ее изображать в точности, как на фотографии. Самый простой фотоаппарат может сделать это еще лучше. Но никто не называет фотоаппарат художником. К сожалению, из-за недостатка или отсутствия подлинной эстетической и художественной культуры, некоторые люди, восхищаясь, понравившейся им картиной говорят: «Ах как красиво сделана картина, все как на фотографии…». Это не правильно, и для истинного художника звучит как осkорбление.

Истинный художник не изображает на своих картинах то, что видят его глаза. Он стремиться увидеть дух, душу, сущность видимого глазами объекта. Он видит то, что другим недоступно. Он видит не столько внешнюю сторону изображаемого объекта, сколько его дух, его сердце, его сущность, и будет стремиться изобразить на своей картине, или в скульптуре или выразить в симфонии именно ее.

Великий Индийский поэт, писатель, художник, композитор – Великий деятель искусств Рабиндранат Тагор так выразил суть искусства и задачу художника: «Выражение  Бесконечного в конечной форме произведения искусства. Это и есть суть и цель искусства и задача художника».

Но многие ли так называемые художники видят Бесконечность, глядя на какую-либо гору, или на ребенка или на цветок? За редким исключением - почти никто. И причина этого - общая бездуховность человечества в данную эпоху, называемую в Индии Кали Юга – Железный Век!..

Но Истина в этой самой Бесконечной духовной сути вещей.  Поэтому истинный художник во всякой изображаемой им вещи стремиться прежде всего постичь ее Истинную Возвышенную Суть, Возвышенное Совершенство ее Духа и пропустив его через себя проявить на земле, материализовать и выразить в своем произведении. Он хочет, чтобы зритель (или слушатель) с помощью его произведения проник в глубины самого себя, увидел и постиг свою собственную Духовную Суть, Возвышенность и Божественность своего Духа – своего истинного Духовного «Я»! Он хочет чтобы во всех вещах, во всем, что есть на Земле зритель видел скрытую в их глубине их Возвышенную Сущность, их Дух, их Совершенство и Красоту!

Но человек, не преодолевший свое эго, не может стать таким Истинным Художником. Ибо человеческое эго – т.е. личность и ум – мысль «я» (и «мое»), присутствующая во всех мыслях и действиях личности, - будучи ограничено во всех смыслах, не позволяет человеку видеть Беспредельную Духовность, Божественность и Реальность, находящуюся за всеми вещами этого мира. Все, что он видит - всего лишь образы, созданные его собственным умом, воображаемые образы, представления, иллюзии…

Поэтому Великие Художники в широком смысле этого слова – это люди преодолевшие свое земное эго. Произведение, созданное личностью живет так же коротко, как и сама личность. И когда художник умирает и его произведение забывается… Но художник преодолевший свое эго, свою личность и способный видеть Бесконечную Высшую Реальность может создать бессмертное произведение.

Ибо, прежде всего во всяком внешнем земном объекте, который он видит своими глазами, он умеет увидеть  его Божественную, Первозданную Красоту, этот Возвышенный Эйдос, это Первоначальное Зерно Духа, или Монаду, или Матрицу Духа (названия могут меняться)! Это подобно зачатию, ношению и рождению ребенка: Художник, в процессе замысла и  создания своего произведения, пропускает этот первозданный Образ Эйдоса  произведения, уже существующий на небесах в Эйдосфере, через себя – свой дух, сознание и тело  -  и претворяет его в художественный образ создаваемого произведения искусства. Это и есть суть эстетического и художественного Творчества!

Таким образом, внешний образ любой изображаемой вещи, как объект произведения искусства, наполняется Возвышенным, Божественным Светом Зерна Духа и Эйдоса будущего произведения. И этот Высший Свет пройдя через дух и сердце в сознании художника проникает в образ внешнего объекта, синтезируется с ним и полностью преобразует его, превращая в то, что называется Художественным Образом! В этой высокой духовной наполненности, несущей Зерно и Суть  Духовного Первообраза, и в Его творческой трансформации в форму материального произведения искусства и заключается суть художественного образа, в отличии от обычных образов внешнего мира.

Духовный Свет несет в себе Абсолютную Красоту Высшей Реальности! Именно поэтому, Истинное Искусство способно пробудить в человеке его Дух, Духовное Сердце, его Высшую Божественную Природу! Такое произведение искусства не оставляет человека без изменений или равнодушным после приобщения к нему. Оно очищает, одухотворяет и трансформирует человека и ведет его к Высшей Реальности, к Богу – к его собственному Высшему Божественному «Я»! Это и есть Истинная Цель Искусства.

Таковы редкие Истинно Великие Произведения искусства прошлого. Таким будет и все искусство Нового Века – Века Духовного Освобождения человечества - Века Женщины!
Если в каком-либо произведении искусства нет Духовного Света этой Высшей Абсолютной Красоты, значит, в нем нет художественного образа, значит оно мертво. Ибо любой объект и любой образ оживляется и одухотворяется этим Возвышенным Божественным Светом. Суть самой  Жизни в этом Высшем Свете! Поэтому, произведение, содержащее в себе Возвышенный, Божественный, Духовный Свет Красоты, содержит так же и художественный образ и сотворено им. Если же в каком-либо произведении нет такого Света, это и не есть произведение искусства, там нет искусства вообще.

Сухой ум, любой образ внешнего мира или воображаемый образ превращает в идола. Но полное Света и Любви Эстетическое Сознание человека, присущее Сердцу, которое есть Центр его Духа, оживляет взятый образ и превращает его в художественный образ. Только Эстетическое Сознание, которым обладает (или должен обладать) Истинный Художник может видеть Красоту, находящуюся за всяким земным образом и в его глубине и может выразить и показать эту Возвышенную Красоту и Духовность.

Но много ли в наше время людей, много ли художников и деятелей искусства, обладающих Эстетическим Сознанием? К великому сожалению даже в художественных Вузах многих стран, обучающих музыкантов, художников, актеров, режиссеров, поэтов, певцов и т.д. эстетика не преподается или преподается без должной глубины. Молодые выпускники таких Вузов, а часто и известные люди, называющие себя художниками, понятия не имеют о том, что такое Эстетическая Культура, Эстетическое Сознание и Эстетическое Творчество; они ими не обладают, без чего художника просто не может быть!

Ибо Эстетическое Сознание есть результат Духовности, Чистоты, Божественности, Эстетической Культуры, Художественной Культуры, Культуры Образования и много другого.  Все это говорит о всеобщих проблемах человечества – проблемах Экологии Духа, Экологии Культуры, Экологии Художественного Творчества и Искусства… Новый Век призван решить эти насущные проблемы!

Художественное Творчество – это Форма Эстетического Творчества, проявляющая во вне Красоту Возвышенной Духовной Реальности, которая находится за поверхностью земных вещей и образов. Если какой либо художник не обладает Эстетическим Сознанием, если он далек от таких понятий как Эстетический Идеал, Эстетический Вкус, Эстетическая Ценность, Эстетическое Восприятие, Эстетические Чувства, Эстетическое Творчество и т.п. и не обладает ими как внутренними способностями. Он не способен видеть Красоту Реальности, как и саму эту Реальность. И в сердце у него не горит Свет Высокой Любви! И тогда, вместо художественного образа, из его рук появится и предстанет перед зрителями мертво рожденный идол, ничего не дающий их сердцам, не способный тронуть их чувства, не способный глубоко воздействовать на внутренний мир человека. Ум не способен видеть Красоту Высшей Реальности. Он не предназначен для этого.

Только Духовное Сердце, являющееся Центром человеческого Духа – его Истиным «Я», может чувствовать или ощущать эту Высшую Красоту как особое тепло, Радость и Свет и жить им! Тогда сердце человека наполняется Любовью, Радостью и Эстетическим Наслаждением. И в этом и состоит истинная цель искусства. И самый лучший Путь для художника – это во всем, что он видит искать и находить – Возвышенную, Бессмертную, Истинную, Духовную Красоту и Свет и творить по Законам этой Высшей Духовной Красоты Света!..