Значение и роль искусства в жизни

Яхья Мустафаоглу
Рассмотрим несколько конкретных видов искусства. Прошло более 120 лет со дня первой публичной демонстрации фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» или просто «Прибытие поезда», как чаще всего его называют. Произошло это, как принято считать, - 28 декабря 1895 года в одном из залов «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже, что является официальной датой  рождения кинематографии как вида искусства. Фрагменты из этого фильма в несколько ироничной форме вошли в известный фильм советского периода «Человек с бульвара Капуцинов», в котором в главную роль исполняет известный актер театра и кино Андрей Миронов.

В том первом киносеансе были так же показаны и другие короткометражные фильмы братьев Люмьер: «Выход  рабочих с фабрики Люмьер», «Завтрак младенца», «Ловля золотых рыбок», «Политый поливальщик», «Морское купание» и другие… Это названия первых фильмов родившегося нового вида искусства – киномотографии. Зрители были шокированы, когда привычное им фото изображение вдруг ожило на экране. Когда внутри закрытого помещения вдруг появилась оживленная городская площадь. А конный экипаж поехал прямо на зрителей, а за ним другой, пешеходы и толпа людей рассыпалась по площади… Но особенно потряс зрителей фильм «Приход поезда»: зрители вдруг увидели невероятное – прямо на них с экрана в клубах дыма ехал настоящий поезд! Люди, были в панике! Кто-то с криком отскочил в сторону, кто-то закрыл лицо руками не в силах сдвинуться с места, кто-то соскочил со стула и начал убегать, за ним другие… Зрители забыли про кинозал и экран. Они видели перед собой реальную жизнь! Иллюзия оказалась сильней, чем окружающая действительность!

Хотя она была очень простой, не то что современные фильмы системы  IMAX 3D или фильмы 5D, где иллюзия буквально со всех сторон окружает зрителя, воздействуя на все его пять чувств, так что зритель максимально переживает эффект присутствия и погружается в мир иллюзий, как в настоящую жизнь, если не больше!..

С тех первых дней рождения киноискусства и до сегодняшнего дня кино стало самым массовым видом искусства. В наши дни изображения на экране очень приблизилось к самой жизни. Оно стало способным показать жизнь в самых малых деталях, да так, что эти едва замечаемые в жизни детали вдруг стали огромными, весомыми и значимыми. Форма, цвет, свет, звук, движение, живые человеческие чувства и эмоции – экрану все стало доступно! Более того, искусство экрана даже превзошло окружающую действительность. Оно смогло увидеть и показать зрителям то, что человек на земле не видел и быть может – никогда не увидит.

Появились совершенно новые особые кино жанры – кинофантастика, метафизическое кино, многомерное кино и т.п. Синематограф стал звуковым, говорящим, музыкальным, цветным, разноцветным как жизнь,.. стал динамическим, полифоническим, много плановым, объемным, утонченным, гигантским, он превзошел барьеры пространства и времени, он стал в некоторых случаях живее и убедительнее, чем сама жизнь...

Телевидение, имеющее собственный язык, свои средства выразительности и технологию, само является новым видом искусства, появившимся после кинематографа. Но с появлением телевидения искусство кино смогло проникнуть в каждый дом, в каждую квартиру, а иногда - чуть ли не в каждую комнату… Кино не показывает только сиюминутную жизнь. Зато телевидение может и это сделать!.. Искусство экрана может с невероятной скоростью переносить нас из одной страны в другую, и даже – на другие планеты, звездные системы и галактики… Благодаря кино и телевидению мы, не покидая собственного дома, можем побывать в любых частях планеты, видеть культуру и жизнь других народов, быть свидетелями самых разных событий мира и переживать судьбы незнакомых нам людей…

Потом появилось видео искусство. Кинофильмы, и не только художественные, стали записываться на кассеты, а потом на компакт диски (CD, DVD…).  Благодаря этой технологии человек стал полностью свободен от кино показов в кинотеатрах и текущих телевизионных программ. Теперь зритель любой кинофильм в любое удобное для себя время может многократно просматривать у себя дома. Он может в любом месте киносюжета останавливая кадр, чтобы в деталях его рассмотреть или замедлять показ, или увеличивать желаемое изображение, или возвратиться назад к нужному кадру, чтобы еще глубже понять и осознать происходящее на экране… Благодаря этому, человек может еще глубже взглянуть в свои чувства, в свои мысли, в глубину своего Духа, и тем самым увидеть и осознать многое из того, что раньше ему было недоступно.

Компьютерная техника и кинотехнология позволила в самой убедительной форме вынести искусство экрана за рамки известного физического мира. Она помогла человеку выйти за рамки обыденного мира и увидеть все от мельчайших частиц материи и атомов и до других планет, звезд и бездонных глубин Вселенной…

Более того, появилась возможность моделировать и видеть явления и процессы более тонких уровней мироздания. Таким образом, современное искусство экрана способно показать зрителю еще более тонкую, невидимую реальность, которую он не может воспринимать обычными органами чувств и понять умом, - Реальность Возвышенных Духовных Планов и Измерений Мироздания! И сейчас эти направления искусства экрана успешно развиваются. Но очень скоро понятие экрана полностью изменится…

Уже ведутся эксперименты, и готовится техника и технология Голографического кино. Уже сняты голографические фильмы и снимаются новые. С его появлением место экрана займет просто пространство и образы кинемотографа станут полностью трехмерными. Даже запахи и ощущения окружающего мира – всю реальность окружающего мира Голографическое кино сможет отобразить так, что человек не сможет различить где кино образ, а где действительность!.. Искусство голографического кино вберет в себя и самого зрителя и сделает его активным своим участником. Судя по некоторым проектам, даже небо над Землей может быть превращено в экран континентального или планетарного масштаба и на нем могут быть показаны невероятные Космические Реалии!..

Таким образом, искусство экрана очень хорошо показывает как искусство и реальность, искусство и жизнь переплелись между собой. Искусство и внутренний мир человека приближаются к друг другу и все глубже входят друг в друга. Не только жизнь воздействует на искусство, но и искусство самым активным образом воздействует на жизнь.

Становиться очевидным, что на человека, на его ощущения, эмоции, чувства, мысли и переживания, художественный образ произведения искусства и образы его собственного воображения, воздействуют с не меньшей силой, чем сама окружающая реальность, а иногда и с большей… Таким образом, искусство может мощно влиять на внешний мир и изменять его!.. Все зависит от того в чьих оно руках!..