2. 4 Гены и МЭМы. Эволюция без генов

Виктор Ефременко
 Это  глава  из  моей  книги:  "Социобиология  человека.  Эволюция  без  генов"               
Культура  на  протяжении  относительно  небольшого  исторического  периода   претерпела  огромные  изменения.   От многочисленных  сообществ охотников  собирателей   человек   прошёл  путь,  став  доминирующим  видом  на  планете,  до  состояния,   позволившего  всю  планету  связать  средствами  коммуникаций,  выйти  в  космос  и  даже  вступить  на  поверхность  луны.  От  примитивных  наскальных  рисунков   в  пещерах    до  сегодняшнего  состояния  развития  множества  искусств  в  разных  сферах  и  формах.   


                ЭВОЛЮЦИЯ  КУЛЬТУРЫ  ИЛИ  КУЛЬТУРНАЯ  ЭВОЛЮЦИЯ  ЧЕЛОВЕКА?

                Генетически человек   остаётся  тем  же  самым   на  протяжении  многих тысячелетий,  хотя  и  сумел  в  несколько  раз увеличить   продолжительность  своей  жизни    за  последнее  время.   Это наводит  на  мысль  говорить  об  изменениях  культуры  отдельно  от  человека.    Процесс  изменения  культуры  на  протяжении  истории  называют    эволюцией  культуры.  Однако  применительно  к  культуре  слово  эволюция  является  некоторым  эвфемизмом.  Культура  не   может развиваться  сама,  она  есть  продукт  деятельности  человека. Говорить  об  эволюции  культуры  самой  по  себе  это  нелепость, которая,  тем  не  менее,  имеет  широкое  хождение.
                Палеонтологи,  находя  кости  древних  животных,  не  говорят  об  эволюционировании  костей  отдельно  от  организмов. Кости  и  организмы  взаимосвязаны.  Они  изменяются  совместно.   И  процесс  их  взаимного  изменения  объясняется  на  генетическом  уровне.  С  культурой  немного       по-другому.  Сам  объект (человек) как  будто не  меняется,  а  культура  изменилась.  Поэтому  считается  возможным  говорить  об   эволюционировании    культуры.
                На  невозможность  эволюционирования  культуры    в  отрыве  от  человека  долгое  время  не  обращали  внимания.  Но  при  этом  обращали  внимание  на    неизменность  человека   в  плане  морфологии.  Да,  генетически человек остался  неизменным,  принадлежащим  виду  «Homo  Sapiens»,   а  изменился  в  чем-то  другом,  которое  обусловлено  не  генетикой. 
                До  сих  пор  генетика  была  символом  эволюции   всего  живого.    Но,  похоже,  что  у  эволюции   живого  есть  и  другие  механизмы.   Поэтому  надо  говорить  не  о  эволюции   культуры,  а  о  культурной  эволюции  человека.  Это  уже  вполне  реальная  эволюция,  не  эвфемизм.   
                Всякая  эволюция  живого,   должна  иметь  три  непременных  атрибута:  Изменчивость  предмета  эволюции,  отбор,  и  механизмы  наследования  результатов  отбора.
                Для  биологической  эволюции  изменчивость  вида  и  механизмы  наследования  объясняются  генетикой,  а    отбор   в  популяциях   объясняет  дарвиновский  принцип  естественного  отбора,   основанный  на  конкуренции  в  борьбе  за  существование.  Без  одобрения  отбора  все  генетические  манипуляции  не  могут  играть  никакой  роли.  Только  отбор  даёт  им  путевку  в  жизнь.
                Из  того очевидного  факта,  что  культурные  процессы  наследуются,   а  также  из  невозможности    для  их  объяснения  привлечь  в  качестве  репликаторов  структуры  ДНК (гены)    следует,  что  должны  быть  другие  репликаторы,  существованием  которых  можно  объяснить  процессы  культурной  эволюции.   Генетика,  как  известно,  категорически  отрицает   возможность  наследования  приобретённых  в  процессе  онтогенеза  свойств.  Навыки,  знания  и  умения  не  наследуются  генетически.  Может  наследоваться  предрасположенность,  способности,  но  навыки  и  знания  каждый  должен  приобретать  самостоятельно.
Впервые  мысль  о  новых  репликаторах  культуры  высказал  Р.  Докинз.
  Клинтон Ричард Докинз ( Clinton Richard Dawkins; 26 марта 1941)  — английский этолог, эволюционный биолог, учёный и популяризатор науки.
                Докинз стал известен в 1976 году, когда вышла в свет его книга «Эгоистичный ген»,  в  которой   был введен в лексикон термин «мем», обозначающий единицу культурной информации (аналогичную гену в генетике), копирующуюся и передающуюся от одного носителя к другому и подверженную мутации, естественному отбору и искусственной селекции.  Докинз  пишет:
                «Всё живое эволюционирует в результате дифференциального выживания реплицирующихся  единиц. Случилось так, что реплицирующейся единицей, преобладающей на нашей планете, оказался ген — молекула ДНК.
Мне думается, что репликатор нового типа недавно возник именно на нашей планете. Он пока ещё находится в детском возрасте, всё ещё неуклюже барахтается в своем первичном бульоне, но эволюционирует с такой скоростью, что оставляет старый добрый ген далеко позади.
               Новый бульон — это бульон человеческой культуры. Нам необходимо имя для нового репликатора, существительное, которое отражало бы идею о  единице передачи культурного наследия или  о  единице имитации. От подходящего греческого корня получается слово «мимем», но мне хочется, чтобы слово было односложным, как и «ген». Я надеюсь, что мои получившие классическое образование друзья простят мне, если  я сокращу «мимем» до слова "МЕМ"».

                Как  видно Р.Докинз  тоже  считает  «мем»  репликатором  культуры,  а  не  репликатором  культурной  эволюции  человека.  Для  него  человек  как  вид  остался  неизменным.

                ОТЛИЧИЯ  ЧЕЛОВЕКА  ОТ  ДРУГИХ  ВИДОВ.

                Если  считать  человека,     одним  из   видов     отряда  приматов,  то  он  обязан  подчиняться  биологическим  законам,  справедливым  для  всех  приматов,  но  он  всё  более  отклоняется  от  их  выполнения.
 
1.  Базовой моделью, хорошо описывающей динамику популяции животных, является логистическая модель, предложенная Ферхюльстом.
Логистическая  кривая,   являющаяся  решением  уравнения Ферхюльстома,  указывает  на  быстрый  рост  в  начале  и  замедление  при  выходе  на  потолок  экологической  ниши.  Т.е.  пока  есть  ресурсы, численность  данного    вида  быстро  растет, а  по мере  заполнения  ниши, кормовые  ресурсы  вызывают  ограничение  дальнейшего  роста. Рост  останавливается.
          Демография   не подчиняется  этому  закону, хотя  мы по  морфологии  типичные  обезьяны,  резко  выбивается  из  него,  и  математикам  пришлось  для  человека  изобретать  свои уравнения,  описывающие  демографический  процесс.
(О  моделях  роста популяций  http://www.keldysh.ru/papers/2005/prep13/prep2005_13.html )
Это говорит  о  том,  что  под  видом HS  появился   некто,     который  размножается  по законам  социальной  эволюции.
 2. Экологическая  ниша,  которая  ограничивает  распространение  всякого  вида,  человеком   раздвигается  и  не  является   для  него  ограничивающим  параметром.
3.  При  увеличении  численности  популяции  пропорционально   увеличивается  занимаемая  ей  площадь. Так  было  и  с  HS.   Но  с  некоторого  времени Человек   стал  скучивается  в  города.
4.  Естественный  отбор,  это  отбор  индивидуальный.  В  современном  человеческом  социуме  появляется  конкуренция  и  отбор,  между  популяциями  объединенными  в  социальные  структуры.  В   частности  классовая  борьба  и  прочие  виды  совместной  борьбы  разных  социальных  групп  за  некоторые  преференции.  Такая  борьба  внутри  одного  вида  в  биологической  эволюции,  эволюции  с  помощью  генов,    не  наблюдается.
 5.  Люди  создали  конституции,  законы,  которые  гарантируют  им  определённые  права.  В  биологической  эволюции  никаких  прав  никто  никому  не  гарантирует.
6.  Скорость  социальной  эволюции  гораздо  выше,  чем  биологической  и  всё  время  ещё  возрастает.
7.  Механизмы    социальной  эволюции,   в  которой  передаются от  поколения  к  поколению,  а  также  передаются  горизонтально  в  одном  поколении,   приобретённые  в  процессе  жизни     свойства,  не  могут  быть  объяснены  генетикой.  Это  табу  для  генетики.
                Изменившееся  поведение  человека  говорит  о  том,  что  он,  каким  то  образом  эволюционировал  и  существенно  отличается  от  Homo  Sapiens,  появившегося  160-180тыс  лет  назад.  Но  это  отличие  не  морфологическое,  вызванное  генами.  Отличие  вызвано  функциональным  изменением  процессов  мышления. В  этой  новой  культурной эволюции  репликаторами  являются  не  гены,  а  структуры  мозга,  которые  я  назвал  МЭМами.
                Гены,  расположенные  в ядре   каждой   клетки, содержат  часть информации  определяющей  протекание процессов  онтогенеза. Другая  часть  информации  для  процессов  самоорганизации  живой материи  возникает при  взаимодействии   с  внешней  средой. Появившись  на  свет  и  получая  информацию  от  органов  чувств,  человек   как  многоклеточный  организм   требует  адекватного  управления. 
Гены  не  несут  информации  обо  всём  организме,  о  его  системах.   Для  существования  организма  его  мышцы  должны  сокращаться  в  определённые  моменты  времени,  сердце   проталкивать  кровь  по  сосудам,   легкие  обогащать  её  кислородом.  Понятно,  что  должны  быть  надклеточные  структуры,   управляющие  этими  процессами.
           Сами  эти  управляющие  структуры  должны  координироваться  на  более  высоком  уровне.    Высшие  уровни  управления  сосредоточены  в  мозге,  как  едином  центре  управления  организмом.

                НОВЫЕ  РЕПЛИКАТОРЫ  МЭМЫ

            Поведение  всего  многоклеточного  организма  определяется  с  одной  стороны  его  морфологией,  а  с  другой,  программами  функционирующими  в  мозгу  и  получающими  информацию  о  внешней  среде  с  помощью  органов  чувств.
 Отдельные  клетки  мозга (нейроны) связаны  в  нейронные  сети,  имеющие  множество  узлов,  которые  обрабатывают  и  хранят  информацию.  Похоже  на  многоядерный  процессор,  но  с  неимоверно  большим  количеством  ядер.
              Когда  мы  пытаемся  анализировать  человека,  разлагая  значимые его  свойства  по  полочкам,  то  каждое  выделенное,  интересное   для  нас    свойство  формируется  не  одним,  а  многими  ядрами.  Ассоциация  указанных  ядер  нами  понимается  как  один  МЭМ,   как  одно  слово  из  длинного  описания  свойств  данного  организма.  Отсюда  понятно,  почему  МЭМы,  как  некие  локализованные  структуры,  в  мозгу  не  обнаружены.  Это  функциональное  объединение  нейронов,  это  интерактивные  подпрограммы  мозга,  а  не  морфологические  выросты,  которые  доступны  для  наблюдения.
            Фенотипическое  проявление  МЭМов  обнаруживается   в  поведении,  в  способах  реакции,   манере  мышления.  И  в  этом  смысле  они  существуют.   С  ними  можно  работать,  их существование  нужно  учитывать.    МЭМы  нужно  рассматривать,  как  некие  модели,   позволяющие  судить  о  работе  мозга  с  определённой,  но  важной  для  нас  точки  зрения.

                МЭМЫ  ЭТО  ИНТЕРАКТИВНЫЕ  ПОДПРОГРАММЫ  МОЗГА.

                Моё понимание  МЭМа  существенно  отличается  от  предложенного  Докинзом,  что  и  заставило  несколько  изменить  написание  слова,  сохранив     общность  звучания.  МЭМ   я  рассматриваю,   как  репликатор  культурной  эволюции   человека,  а  не  одной  культуры  самой  по  себе,  как  предлагает  Р. Докинз.
                Запоминание  эволюционных  адаптаций  генами  осуществляется  за  счет  изменения  своего  строения  (морфологии),  при  котором  меняются  сами  кодоны.  Изменение   частот  генов  в  популяции (а  это  и  есть  генетическая  эволюция)  происходит  медленно,  путем  смены  поколений.    Изменения же в  МЭМах (программные  изменения)  носят  не  морфологический,  а  функциональный (быстрый) характер.

 МЭМы  это  структуры   мозга,  осуществляющие  функциональные  адаптации  к  быстро  изменяющимся  условиям социальнй  среды  обитания.

На  некотором  этапе  биологической  эволюции,  адаптации  созданные  за  счет  разума  HS  оказались  вполне  конкурентоспособными  с  адаптациями  морфологическими,  создаваемыми  генами.  Адаптации  генов  это, например, создание  для  индивидуумов  в  популяции  быстрых  ног  или  острых  зубов.  Адаптации  же  МЭМов  это  адаптации  психологические,  адаптации  основанные  на  личном  опыте  особи.
                Все  свойства  психики   определяются    структурами   МЭМов.  Некоторые  МЭМы  созданы  генами  и  проявляются  как  врожденные  инстинкты,  другие  (культурные  МЭМы)  создаются  в  процессе  накопления  жизненного  опыта.  Отдельные    МЭМы    могут  под  действием  внешней  информации  активироваться,   вступая  во  взаимодействие  с  другими  подобными   (МЭМами),  что  напоминает  экспрессию  генов  в   процессе  онтогенеза.
                Эти  процессы  взаимодействия  являются  предметом психологии (от древнегреческого «знание о душе», изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.
                Всё вышеизложенное  позволяет  с  определённой  степенью уверенности предположить,  что  встав  на  путь  социальной  эволюции  и  оставаясь  живым  существом,  в  котором  процессы  гомеостаза  борются  с  хаосом(энтропией),
человек  уже  НЕ  ЖИВОТНОЕ,  раз  не  подчиняется  законам   биологической  эволюции,  заслонившись  от  них  при  помощи  выработанных  им  инновационных  достижений.   Правда,  заслонился  он  не полностью. Еще торчат  некоторые  неприкрытые  части  снаружи.
                Культурная  эволюция  человека   это  эволюция  более  высокого  уровня,   чем  биологическая.  Она  начинается  на  уровне  человеческой  популяции  и  заканчивается  на  уровне  государств,  объединенных  на   Земном  шаре  различными  средствами  коммуникаций  в  глобальную  систему (суперпопуляцию). Вот  по  этим  причинам,  нельзя  считать,  что  человек  по-прежнему  развивается  на  траектории  одной  только  биологической  эволюции.  Основное  его  развитие  происходит  на  траектории  социальной  эволюции.
                В  социальной  эволюции, и  это  не  требует  доказательств,  идет  конкуренция  между  людьми,  созданными  ими  организациями,  странами. Кто  не  верит,  прочтите  К.  Маркса,  где  это  подробно  изложено.  Но  тогда  не  существовало  понятия  о  культурной  эволюции,  и  Маркс  эту  борьбу  приписал  открытой  только  что    биологической  эволюции,  что  Ч.Дарвину  крайне  не  понравилось.
                Эта  конкуренция  на  протяжении  истории  часто  оборачивалась  войнами,  и  оказывалась,  в  конечном  счете,  такой  же  жестокой,  если  не  более,  чем  в  биологической  эволюции.  Изменяются  орудия  труда,  технологии,  развиваются  науки  и  организации  сообществ  и  государств.  Всё  это  есть   приметы  культурной  эволюции. 
                В  качестве  средства  для  фиксации    адаптаций в  культурной  эволюции выступают  структуры  мозга.   На  помощь  им человек  создал    письменную  речь,  книгопечатание,  другие  средства  фиксирования  и  воспроизведения  информации -  радио,  телевидение,  интернет,  компьютеры  и  базы  данных.  Именно  эти  инновации  сделали  МЭМы  полноценными  репликаторами    культуры. Можно  сказать,  что:
 
Культура  это  все  адаптации,  которые  передаются  от  человека  к  человеку,  от  поколения  к  поколению  негенетическим  путём.

                Одним  из  трёх  обязательных  атрибутов  любой  эволюции  живого  являются,  как  было  показано  в  гл.  3,  репликаторы.   В  биологической  эволюции  это  гены,  расположенные  на  хромосомах,  отрезках  молекулы  ДНК.  Они  могут  точно  воспроизводится,  почти  без  ошибок  и  тем  самым  надежно  сохранять  информацию  об  адаптациях.  В   культурной  эволюции  репликаторами  являются  МЭМы. 
                Эволюция  приводит  к  увеличению  разнообразия  видов,  усложнению  их  структуры.  Более  сложные  структуры  требуют  более  сложного  и  быстрого  управления.   Ввиду  наличия  такого  запроса,  клетки  начинают  специализироваться  в  этом  направлении  и  возникают  нервные  клетки,  которые  указанную  задачу  помогают  решать. 
                Всё  наше  тело  пронизано  нервами,  которые   являются  некоторыми  датчиками,  позволяющими  организовать  многочисленные  петли  обратных  связей.  Без  нервов  существование  сложных  организмов  невозможно.   Следующими  этапами  эволюции  было  появление  мозга,  куда  органы  чувств,  доставляют  внешнюю  информацию    для  осуществления  быстрого  на  неё  реагирования.  Память  является  одной  из  функций  мозга.   Управлять  сложным  организмом  при  помощи  одной  медленной генной  памяти  невозможно.
                Гены  создают  морфологию  мозга  с   многочисленными  связями  нейронов,     наполняют  мозг  некоторой  первоначальной  информацией.     Управление поведением  организма  передаётся  под  контроль  мозга,  который  принимает  на  себя  потоки  информации  от  органов  чувств  и  командует  «По  обстановке».   Гены  задают  мозгу  некоторую  первоначальную  настройку   в   виде  некоторых  врожденных  инстинктов. Программы  мозга,  обеспечивающие  эту  настройку  назовём  врождёнными  МЭМами.

                У  каждого  организма  свой  генотип,   который  наделяет  мозг  своей  информацией,  а  организм  своими  врождёнными  свойствами.   Эти  свойства  относятся  к  поведению,  к  мышлению,   к  коммуникативным  способностям  в  социуме.   Люди  рождаются  разными  по  этим  свойствам.    Изменчивость,  т.е.  то,  что  наблюдается  и  в  биологической  эволюции      является  необходимым  элементом  эволюции  живого.

                МЭМЫ  КАК  МОДЕЛИ.

              Говоря  о  репликаторе  нового  типа   -  МЕМе,  Р.Докинз  не  стал  развивать  эту  мысль  дальше.  Он  ограничился  тем,   что  некоторые,   не   поддающиеся  объяснению  факты  социальной  жизни  с  точки  зрения  генетики    (плотины бобра, паутину паука, домик  ручейника)    в книге "Расширенный фенотип"  предложил  рассматривать    как   феномен  «длинной  руки»  гена. 
                Социальная  жизнь   людей  управляется  хотя  и  созданными  генетикой  инструментами,   но  функционирующими  по  своим  законам.    В  генах  не  заложены  правила  конкуренции  за  ресурсы.  Правила  возникают  автоматически  в  соответствии  со  свойствами  индивидуумов.
                МЭМы  нужно  рассматривать,  как  некие  модели,   позволяющие  судить  о  работе  мозга  с  определённой,  но  важной  для  нас,  точки  зрения.
                Но   ведь  все  наши  понятия - это  модельные  понятия.   Гены,  тоже  в  значительной  мере  являются  модельными  понятиями.  Представления  о  генах  многократно  трансформировались  в  20  веке.
               
                При  таком  понимании  некоторые  МЭМы    могут  под  действием  внешней  информации  активироваться,   вступая  во  взаимодействие  с  другими  подобными  ассоциациями (МЭМами),  вызывая   какие  то  изменения  в  поведении,   что  напоминает  экспрессию  генов  в   процессе  онтогенеза.
                Гены  управляют  только  внутриклеточными  процессами,    МЭМы  же управляют  некоторыми  свойствами  всего  организма.      МЭМы     частично  созданы    генетикой,   которая  таким  образом,  через  посредника,  влияет  на  поведение  организма.  Говоря  о  МЭМах,  в  данном  случае,  я  имею  ввиду  их  информационное  содержание.  Оно  частично  задано  генетикой. 
              В  МЭМах  сосредоточена  управляющая надгенетическая  информация.  Каждый  МЭМ,  управляющий в некоторой  мере  врождёнными  свойствами  организма  создан  большим  коллективом  генов.  Управлять  процессами  более  низкого  уровня (сердце,  легкие,  и  прочее)  они  естественно  не  могут.  Там   свои  системы  управления.
             У  человека  только  один  комплект  МЭМов,   как  у  всякой  сложной  системы  один  центр  управления,  а  комплект  генов  находится  в  каждой  клетке  тела.
                В   сказках  иногда  описывается  страшное многоголовое  чудовище   наводящее  ужас  на  окружающих.  Но  на  самом  деле  такого бояться  не  стоит.  Поскольку  конкуренция  между  головами  сделает   его  недееспособным.  Я   уж  не  говорю  про  то,  что  Дарвиновский  естественный  отбор   выключил  бы  такое  чудо-юдо  из  жизни.


                О  МОДЕЛЯХ.

             Моделей  объясняющих  что-то,  помогающих  управлять,  придумано  много.  Любой, так  называемый,  «Закон  природы»  это  не  руководство  к  действию  для  материальной  субстанции,   а  просто  некая  виртуальная  конструкция  в  мозгу,  позволяющая  нам  на  основе  некоторой  аналогии  с  реальностью,  судить  о  ней  и  даже  делать  предсказания.  Никакой  «закон  природы»  поэтому  не  может  быть  окончательным.  Он  неточен  всегда,  по  своей  природе.
             Так   квантовую  механику  нельзя  рассматривать  как  закон  для  электрона.  Он  её  не   знает,  и  ей  не  может,  поэтому  подчиняться. Квантовая  механика  это  модель  в  нашей  голове,  позволяющая  кое-что  понять  и  делать  выводы -  например,  атомную  бомбу.  Невесёлый  вывод.
              Понимая  это,   физики  свою  последнюю  теорию,  объединяющую  сведения  об  элементарных  частицах  и  полях,  разработанную  в  течение  50  лет  усилиями  многих  выдающихся  ученых  назвали  просто  -  стандартная  модель.   Концепция  законов  природы  в  настоящее  время  устарела.   Мы  имеем  дело  только  с  моделями  в  мозгу.
                Поэтому,  если  модель  МЭМа  позволяет  нам  кое-что  понять,  то  она  имеет  право  на  сосуществование  до  тех  пор,  пока  не  будет  предложено,  что-нибудь  лучшее,  и  указан   механизм  реализации   этой  конструкции. Эта  модель  нам  нужна  для  уяснения  законов  социальной  эволюции.
              Будем  представлять  МЭМ,  как  некую  интерактивную  программу,  записанную    программным  кодом  и  сохраняющуюся в  мозгу  не  в  сознании           (по З. Фрейду),  а  в  бессознательном  или    в    подсознании,  т.е.  в  местах  недоступных  сознанию.

                МЭМ  информационное  понятие,  и  его  в  микроскоп  не    разглядеть.   Информационные  сущности  обычно  видят  по  их  проявлениям,  т.е. по  фенотипу. 
                Фенотип  в  биологии  - это различимые или измеряемые характеристики (физические, биохимические, физиологические,  поведенческие, психологические, склад  мышления,  принятые  приоритеты  и т.д.) индивидуума.   Любые поддающиеся наблюдению свойства и  характеристики организма.

                Таким  образом,  МЭМы  не  химера,  они  обнаруживают  себя,  как  будет  показано,  своим  фенотипом. Об  этом  в  следующих  главах.

                В  науках о  человеке  между  психологией  и  генетикой  расположена  огромная  пустыня.    Она,  очевидно,    должна  быть  заполнена.  А  эти  науки  объединяются  идеей   эволюции.   Поэтому  понятие  о  МЭМах,  их совокупностях  и  их  фенотипическом проявлении  в  виде  ментальности  может  помочь эту  территорию  заполнить.

            ДВЕ  ГРУППЫ  МЭМОВ.  МЭМНОМ  КАК  АНАЛОГ  ГЕНОМА.

                Гены  располагаются  на  хромосомах.  Они  привязаны  к  своим  хромосомам   в  обычном  состоянии. Совокупность  всех  генов  организма  называется  геном.
 МЭМы  тоже,  как   указано  выше,  связаны  друг  с  другом,  в  какие-то  более  менее  стабильные  блоки (сети),  задающие  для  них  систему  координат.  С  нашей  практической  точки  зрения  разобьём  всё  их  множество  на  два.

                Одна  группа  это  врождённые  МЭМы,  их  информационное  наполнение    сформировано  генами.  Эти  МЭМы  определяют  врождённые  свойства  личности.  Они  находятся  в  мозгу в бессознательном   или  лучше  сказать  составляют  сущность  бессознательного,  если  использовать  формулировки З.Фрейда.

                Вторая  группа  это МЭМы,  информация  в  которые  поступает в  процессе  воспитания -  образования,    взаимодействия  с  имеющимися  институтами,   с  конкретными  представителями  человеческой  популяции.  Речь  идёт  о  человеческом  опыте,  накопленном  в  процессе  жизни.      МЭМы,  приобретённые  в  течение  жизни  человека  это   культурные  МЭМы.
          
                По  аналогии  с  генетикой  совокупность  врождённых  и  культурных  МЭМов  человека  назовём  МЭМномом.