2. 3 Разум, модели, виртуальная реальность

Виктор Ефременко
             Важнейшими  факторами,  сделавшими  возможным  начало  социальной  эволюции  являются развитые  языки  общения и  достаточный  разум появившиеся в  ходе культурной эволюции.
Под  разумом  я  буду  понимать:
 
  СПОСОБНОСТЬ  СТРОИТЬ  В  МОЗГУ ТАКИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА,  КОТОРЫЕ   ПОЗВОЛЯЮТ  ПРЕДСКАЗЫВАТЬ  НЕКОТОРЫЕ  РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ,  НЕ  СОВЕРШАЯ  САМОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА.

                Мозг  выполняет  разные  функции. Функция  сознания  это  разум.  Подсознание  и  бессознательное  содержат  и  оперируют  информацией,  которая  недоступна  сознанию, но  играет  не  менее  важную  роль.  Об  этой  роли  будет  рассказано  в  следующих  главах.
 
                Разум  это  функция  мозга,  которая  специализируется  на  создании  образов  и  моделей  всего  окружающего,  которая  используется  для  размышления,  обучения, доступная  для  управления  человеком.

                Если  проводить  аналогию  с  компьютером,  то  разум  это  пространство,  где  решаются  задачи,  но  есть  еще  огромное  пространство  с  миллионами  строчек  кода  операционной  системы,  которое  по  аналогии с  мозгом можно  отнести  к  подсознанию  или  бессознательному.

              Разум  создаёт виртуальную  реальность  (модели  в  мозгу),  изучает её  и  выводы  проецирует  на  реальные  события.   Таким  образом,  достигается  экономия  сил  при  решении  возникающих  проблем.  Постепенно  разум  выходит  за  эти  рамки утилитарных  потребностей  и  начинает  вокруг  себя  создавать  культурную  среду.         
                Культурная  среда,  понимаемая  в  классическом  стиле,  это  тоже  виртуальная  реальность,  но  относящаяся  не  к  области  практических  интересов,  а  к  области  духовных  переживаний.  Я  же  в  этой  книге,  понимаю  культуру  расширительно,  т.е.  как  совокупность  всех  моделей  в  мозгу,  относящихся  к  любым  областям    человеческой  деятельности,  а  не  только  к  тому,  что  обычно  называют  культурой.
              Конечно,   разум   позволяет   предсказывать   некоторые  явления  с помощью   моделей   с     вероятностью  меньшей  100%.     Чем  выше  эта  вероятность   в  разных  обстоятельствах,   тем будем  считать,   что  человек более  компетентен  в  определённой  области  или  более  в  ней  разумен.               
              При  таком  определении  другие  приматы  тоже  имеют  разум, с  чем  мы  и  готовы  согласиться,  но  он  уступает  человеческому  разуму,  приобретённому  в  результате  культурной  эволюции.
               Рождается  человек  не  с  готовым  разумом,  а    со  способностями  этот  разум  развивать.  Человек  генетически  отличается  от  других  приматов  способностями    
развивать  свой  разум.
              В  постэмбриональном  развитии  гены  продолжают  свою  работу   по  строительству  многоклеточного  организма,  мозга  в  частности.  Функциональное  же  развитие  мозга   осуществляется  с  помощью    воспитания  и  образования,  но  всё  же  в  процессах,   которые  можно  назвать   самосборкой.   
               Сегодняшний  уровень  разума  образовался  в  результате  коэволюции.  Биологическая  эволюция  создала     морфологию  мозга   способного  к  функциональному  развитию,  наполнила  его  некоторым первоначальным содержанием,   а  социальная   реализует  заложенные  возможности,  дополняет  информацию   в  нем,   получаемой  от  органов  чувств  о  внешнем  мире.

                Таким  образом,   мозг   превращается  в    мощный  фактор  эволюционного  развития   человека.  Разум   анализирует  и  создает  модели  действительности,  создаёт  виртуальную  реальность  сознания. 
Выводы   в  виде  адаптаций  к  среде  сохраняются  в  памяти   и  влияют  на  всё  последующее  поведение  и  способы  мышления,  т.е.  влияют  на  разум,  мотивируя  его  и  ограничивая (направляя)   вектор   его  применения.   Адаптации  мозга,  это   функциональные  адаптации  без  изменения  его  структуры,   которые    относятся  не  к  далёкой  старине,  как  адаптации  в  геноме,  а  формируются  за  время  жизни  одного  человека.

                НАСЛЕДУЕТСЯ  ЛИ  РАЗУМ  ГЕНЕТИЧЕСКИ?

                Человек  рождается   со  способностями  к  развитию   разума  в  процессе  взросления  в  культурной  среде.  Именно  эти  огромные  способности  к  развитию  и  отличают  человека  от  других  приматов.  У предшественников Homo Sapiens  в  результате  эволюционного  процесса,   наблюдается  увеличение  мозга  по  объёму.  Объём  мозга  не  есть  показатель  разума,  но  с  его  ростом  возможности  мозга    увеличиваются. 
                Иногда  считают,  что  разум  человека  есть  врожденная  сущность,  отличающая  его  от  других приматов.  Но  всем  известны  примеры, когда человек,  выросший  в  стае  животных   (маугли)  остаётся  на  таком  же  уровне  развития  как  другие  представители  стаи.
                Известно  также,  что,  сколько  ни  воспитывай  обезьяну,  она  может  стать  весьма  сообразительной,  но  достичь  среднего  человеческого  разума  не  сможет.
Эти  примеры  показывают,  что  способность  к  развитию  разума  это  врождённое,  генетически  заданное  свойство.
                Для  того  чтобы  разум  появился,   родившийся  человек  должен  пройти  стадию   воспитания  и  обучения.  От  культуры  семейных  отношений  в  значительной  мере  зависит  появление  правильно  ориентированного  разума,   а  также   усвоение  ребёнком   некоторых  правил  поведения  в   социуме. 
                После  появления  человека  на  свет  тело  его  растёт,  очевидно,  и  мозг  растет  и  совершенствуется.  Поэтому  обучение  и  воспитание  должны  соответствовать  уровню  развития  мозга.

Разум  это  приобретённое  в  онтогенезе  свойство  мозга.

                Поэтому,  как  всякое  приобретённое  свойство,  он  согласно  представлениям  генетики  не  наследуется.  Наследуется  только  мозг, его  структура,    как  и  другие  органы.  В  хороший  компьютер  надо  установить  надлежащее  программное  обеспечение,   чтобы  он  хорошо  работал.   Человека  же  надо  обучить.
                У   умных  папы  и  мамы  не  обязательно  появляются  умные  дети.   Что  касается  гениев,  то  по  приметам «Природа  зачастую  отдыхает  на  их  детях».  Это наблюдение  соответствует  представлениям  генетики  об  особенностях  наследования  свойств  в  половом  процессе  размножения.  В  этом  стохастическом  процессе   зарождаются  все  представители  вида.  Это  настоящая  лотерея.   Бомба  не  попадает  дважды  в одну  воронку,   как  и  гений  дважды  не  рождается  от  пары  одних и  тех  же геномов.
                Совершенствование  мозга  происходит  в  результате  его  деятельности.  И  здесь  можно  вспомнить  про  отличия  фенотипа  от  генотипа  в  биологии.  Условия  среды  развития  организма   создают  эти  отличия.   Также  и  в  культурной  эволюции,  где  внешней  средой  являются  условия  воспитания  и  образования.     Но  способности  к  развитию  всё  же  задаются  генетикой.
                В  роду  Бахов,  многие  поколения  были  музыкантами,  но  гениальному Себастьяну  Баху  пришлось  учиться  музыке,  как  и  всем  другим.    Своим  же  величием  он,  возможно,  обязан  своему уникальному  генотипу.  Но  этого  мало,  если  бы  сам  не  приложил  достаточных  усилий  для  достижения  цели.
                Недостатки  воспитания  и  образования,  направляющие   процесс  формирования  личности  в  юном  возрасте,   проявляются  позже  и  их  трудно  или  невозможно  в  последующем  исправить.  Эти  недостатки  изменят  траекторию  развития  мозга  и,  скорее  всего,  разум  не  достигнет  тех   вершин,  которых  он  бы  мог  достичь.    Но  при  этом  надо  помнить,  что  процессы  воспитания и образования  это  процессы  самосборки  и  самоорганизации.  Они  состоят  в   создании  условий  для  ученика  и  не  более.  Учиться же  можно  только  самому.
                Формирование  разума  начинается  тогда,  когда  начнет  поступать  в  мозг  информация  от  органов  чувств.  Мозг  не  сформирован   полностью  к моменту  рождения,  он  развивается  вместе  со  всем  организмом.  Ему  нужна  посильная  умственная  работа  для  правильного формирования.
                И  так  как  процесс  развития  у  человека  замедлен  по  сравнению  с  другими  приматами,  то  это  справедливо  и для  мозга,  который  требует  длительного  процесса  совершенствования.   Поэтому  чрезвычайно  важно  правильное  воспитание  и  образование,  которое  зависит  от  многих  социальных  институтов  действующих  в  обществе,  от  благополучия  самого  социального  общества.

                Если  генами  создан  мозг  малоспособный  к  развитию,  то  обучение,  воспитание   не  смогут  этот  недостаток  исправить,  но  смогут,  видимо,  в  большей  или  меньшей  мере  сделать  его  малозаметным.  С  чем  можно  сравнить?  Видимо  с  процессором,  внутри  которого  отсутствует  ряд  соединений  между  транзисторами  или  сами  они  некачественные  в  результате  нарушения  технологии.  Поэтому   компьютер  с  таким  процессором  работать  не  будет  так,   как  надо. 
                Как  писал  ещё  Ч. Дарвин,  у  представителей  вида  имеется  различная  степень  выраженности  разных  признаков.  Эта   изменчивость  и  даёт  возможность  работать  отбору.    Замечание  касается  и  разума.  Степень  его  наличия  у  членов  социального  сообщества  колеблется  очень  сильно.  Прогресс,   обеспечивается  теми  людьми,  у  которых  разум  превосходит  средние   показатели.  Можно  без  большой  ошибки  считать,  что  есть  пороговое  значение  разума,  при  котором  возможна  эффективная    инновационная  деятельность.   Создавать  условия  для  работы  в  науке,  для  человека  неспособного  к  ней  это  пустая  трата  денег.
                Всё,  что  человек  воспринимает  из    реального  мира  с  помощью  своих  органов  чувств,  отражается  в  мозгу  в  виде  виртуальной  реальности.  Но  если  в  зеркале  отражение  формируется  по  законам  геометрической  оптики,  то  виртуальное  отражение  в  мозгу   формируется  с  помощью  программ,  заложенных  в  мозг  генами,  а  в дальнейшем  моделями,   заложенными  при  воспитании  и  обучении.  Каковы  модели,  таково  и  наше  представление  о  мире. «Мир  это  комплекс  моих  ощущений»  говорил  один  мудрец.
                Если  в  детстве  вам  внушили  мысль  о  боге,  то  в  дальнейшем  на  мир  вы  смотрите  с  этой  точки  зрения,   и  никакой  свободы  выбора  для  вас  уже  нет.  За  вас   уже  выбрали.  Религиозному  фанатику  и  ученому  мир  представляется  по-разному.    В  этой  виртуальной  реальности  мозга  происходит  виртуальная  жизнь.