Сквозь призму облаков

Тамара 77
      С детства она любила смотреть на облака, которые плыли по небу. Они были причудливой формы, то напоминали горы, то птиц, а то превращались в необычно красивые цветы, то в верблюдов. Она смотрела на облака и придумывала разные истории. Это было так интересно. Вот проплывало облако похожее на замок. И она тут же, в своем воображении, представляла людей, которые жили в этом замке. Она наделяла их характером, одни были добрыми и щедрыми, а другие - злые и жадные. Детство давно ушло, а любовь к небу, звездам и облакам у нее сохранилась.

      Вот и сейчас, находясь в вагоне скорого поезда, она через окно смотрела на небо. Оно было покрыто перистыми облаками фантастической формы. Ехать было еще не одни сутки, попутчики попались не разговорчивыми. И она, глядя на небо, погрузилась в свои воспоминания. Вспомнила свое детство, которое она проводила у бабушке с дедушкой в деревне. Над кроватью, на которой она спала, висела небольшая картина, написанная маслом на холсте. На переднем плане изображена река, вода в ней была темно - голубая, а на противоположенном берегу хвойный лес. Огромные вековые ели и сосны, огромные кедры заполняли пространство. И только у самой реки росли березки и ивы. Каждое утро, как только она просыпалась, перед глазами была эта картина. Лежа в кровати она начинала фантазировать. Придумывала животных, которые жили в этом лесу, огромные медведи бродили в чаще леса. На опушке леса прятался маленький зайчик от злого волка. А вот пробежала лиса к своей норе, там ее ждали маленькие лисята. Так она могла лежа в постели фантазировать бесконечно долго. Пока бабушка не приглашала ее завтракать. И эти фантазии у нее не прекращались.

      Во дворе, у дома дедушка поставил ей качели. Они были большие, одновременно могли поместиться несколько человек. И вот раскачавшись, она ложилась на качели и смотрела в небо. Вот по небу проплывала карета, запряженная тройкой лошадей. А там, в дали, появлялся замок, а вот пролетает причудливая птица, и так до бесконечности. Пока ее выдумки кто-то не прерывал.

      Все это ей пришло на память , глядя в окно вагона на проплывающие облака.
Все ее мечты и фантазии в раз прервала страшная болезнь, которая настигла ее за сорок километров от города. В городе в это время свирепствовала эпидемия полиомиелита. Как она могла попасть в село, если туда можно было добраться только на лошади? Автомобили в то время не ходили. Но что случилось, то случилось. Из всех жителей большого села заболело только трое детей. Мальчик, который умер, девочка переболела в легкой форме и она. До этого она неделю температурила, на дворе стоял октябрь. Бабушка вызвала местного фельдшера, та ничего страшного не нашла. Просто осенняя простуда. А через неделю, проснувшись утром, она как всегда прыгнула с кровати и упала. Ноги ее перестали держать. Подбежала бабушка, подняла ее, как могла, утешила. «Ниночка, ты болеешь, ничего не кушаешь, вот ножки тебя и не держат». А потом начались страшные боли в ногах. Они не прекращались ни днем, ни ночью. Но попасть в город можно было только на санях, а снега еще не было. Лошадь в колхозе не давали. И вот в таком кошмаре пришлось ждать две недели, когда выпадет снег.

      Воспоминание расстроили ее. На глазах навернулись слезы. Она впервые вспоминала свое далекое детство, так ярко и эмоционально. Может - быть от того, что она навсегда покидала свои родные места, где прошло ее детство и вся сознательная жизнь. На душе было очень тяжело. Она отчетливо понимала, что больше никогда не вернется в родные места. Не увидит березки и рябины, что растут около их дома. Не встретится с теми людьми, что окружали ее много лет. Не увидит то небо и звезды, на которые она любила смотреть по вечерам. Перед сном она выходила подышать свежим воздухом и смотрела в темное небо, где мигали тысячи звезд, среди них она находила Полярную звезду, Большую и Малою Медведицу. Они были такие далекие и загадочные. Они ярко светили и перемигивались друг с другом. Полярная звезда всегда светила над головой. Звезды завораживали и манили к себе в далекую даль. Она могла часами смотреть и наблюдать за небом, иногда пролетал спутник, полет его был стремительным. А иногда наблюдала, как падает звезда. Небо было ее стихией, может в другой жизни она была птицей?

      И вот она решила все это оставить, уехать туда, где совсем чужие люди, другая природа и совсем другое небо и звезды. Только вот облака везде одинаковы и это ее радовало. Она стояла в проходе вагона у окна и смотрела на природу, что проплывает за окном. Они приближались к Уральским горам. Уральские горы были не высокие, по сравнению с Кавказскими горами. Склоны их были покрыты хвойными деревьями, как будто сошедшими с той картины из детства. Она вошла в купе, легла на свою полку и снова погрузилась в воспоминания. Снова память унесла ее в далекие годы детства.

      Через две недели все же выпал снег и ее увезли в больницу. Там ей поставили страшный диагноз - полиомиелит. Целый месяц она пролежала на больничной койке. Боль была снята, но она была такая слабая, как овощ. Домой ее забрала мама в городскую квартиру. Она настолько была слаба, что даже самостоятельно не могла сидеть. Вспомнила, как мама садила её на кровати к стене, а с боков клала подушки, чтоб она не падала. Постепенно она научилась сидеть самостоятельно, а вот ходить на своих ногах ей было уже не суждено.

      Наступило лето и все дети бегали на улице, мама выносила ее на крыльцо и сажала на стул, чтоб она дышала свежим воздухом и наблюдала за игрой других детей. Но ей самой хотелось принять участие в этих играх, она сползала со стула и ползла к детям. Постепенно ноги в коленях стало стягивать, они перестали сгибаться. В город приехали врачи из Новосибирской клиники, где лечили таких детей. Мама повезла ее на прием. Её осмотрели врачи и записали в очередь на лечение. Сказали, что вызовут. Вызов вскоре пришел и вместо школы, а ей исполнилось семь лет, она три года провела в клинике, домой выписывали только на короткое время.

      Она лежала полгода в гипсе, ей делали операции на ногах, отправляли в санаторий. Еще, когда мама первый раз привезла ее в клинику и спросила у доктора, буду ли она ходить, он ответил: «Мы не Боги, новые ноги ей не пришьем». Она даже не помнила, когда и где научилась грамоте. Может мама с ней занималась в перерывах от больницы, а может в палате, на больничной койке. Старшие девочки научили ее писать и читать, решать примеры и задачи. В клинике была библиотека, и медицинские сестры приносили им в палату книги. Она с удовольствием их читала. Большое впечатление на нее произвели сказы Божова, особенно Хозяйка медной горы. Она представляла Данилу - мастера, из  подземного царства. Он учился резьбе по малахиту и другим премудростям. Детская впечатлительность у нее осталась на всю жизнь. Ей всем хотелось помочь, даже сказочным героям.

      Приближался вечер, пассажиры заметно оживились. Кто спешил в вагон-ресторан, кто открывал свои сумки и пакеты, чтобы достать еду. Потянулась вереница пассажиров к титану, чтобы набрать кипятка для чая. С детства ей нравилось ездить на поезде. Наблюдать за пассажирами и мечтать под звук колес. Покачивание вагона действовало на нее успокаивающе. Но на этот раз было все по другому. Она навсегда покидала свой родной край, и чем дальше мчал ее поезд, тем тревожнее становилось у нее на душе. Очень много было вопросов к будущей жизни, как сложится ее дальнейшая жизнь. Но и прошлое не отпускало её. Воспоминания роились у нее в голове, как растревоженные пчелы в улье. Она старалась гнать от себя, а они наступали на неё, атаковали её мозг.

      За окнами уже надвигались сумерки. Приближался какой-то город. Проводники засуетились, стали наводить порядок в вагоне, предупреждать пассажиров, что закрывают туалеты. Многие вышли со своих купе, чтобы на несколько минут сойти на перрон и подышать свежим воздухом, немного размять ноги. Приближался вокзал, со своим неповторимым шумом и суетой. На перроне было много пассажиров с сумками и чемоданами. Среди всей этой толпы выделялись женщины, которые распаковывали свои сумки и корзины с домашней едой.

      Смотря на всю эту картину из окна, она вдруг вспомнила эпизод из своей поездки. Тогда она с мамой возвращалась с очередного обследования. Сидели на вокзале, ждали свой поезд. К ним подошла какая-то женщина и протянула ей петушка на палочке, затем погладила ее по голове. Она тогда еще не знала, что эта женщина ее пожалела, увидев рядом с ней костыли. Она позже поймет, что жалость иногда бывает хуже чем, если бы ее отругали. На всю жизнь она возненавидела жалость, которая делает человека жалким и немощным. Всю жизнь она хотела быть самостоятельной, и была такой, всегда пресекала жалость к себе.
 
      Вспомнила, как она пошла в школу, ее взяли сразу во второй класс. Школа была недалеко от дома и мама ее каждое утро возила туда на санках. На переменах дети резвились в коридоре, а она сидела в классе. Училась она хорошо, все предметы ей давались легко, особенно математика. Любила литературу и быстро заучивала стихи. Некоторые помнит до сих пор. Учебный год пролетел незаметно, а за ним и лето. А вот осенью, когда нужно было идти в третий класс, эту школу закрыли. А другая была далеко, маме пообещали, что Нину будут обучать на дому. Но за весь год учительница пришла только один раз, весной провела контрольные работы по русскому языку и математике. В течение года одноклассники заносили домашнее задание и забирали её тетради с выполненными уроками. Мама была ее учителем в третьем классе. Со своей сообразительностью она сама разбиралась в сложных материалах по всем предметам. И даже помогала своим одноклассникам, особенно по математике. Они приходили к ней и они вместе делали уроки. Она им объясняла примеры и задачи.

     Ее воспоминание прервал голос диктора, что до отправления поезда осталось пять минут. Пассажиры стали возвращаться в вагон. Поезд тронулся и стал набирать скорость. За окном стало быстро темнеть. Огоньки пригорода замигали в окне. Она была рада, что прошел еще один день, приближалась ночь. Можно будет отдохнуть от своих воспоминаний и тревожных дум. Она легла и под перестук колес быстро уснула. Так прошла еще одна ночь.

      Проснулась она рано утром от разговора за окном. Она поглядела в окно, они стояли на какой-то станции. По перрону шли пассажиры с сумками и чемоданами, одни шли от вагона, а другие спешили на поезд. Поезд стоял на первом пути и виден был вокзал. На вывеске она прочитала: Петропавловск. Это был уже Казахстан. Не далеко от их вагона продавали бытовую технику. Но было раннее утро и покупателей было совсем мало. Поезд стоял долго, по вагонам прошла таможня, да и состав заправлялся водой. Наконец поезд тронулся и медленно стал набирать скорость.
Она пыталась еще уснуть, но сон не шел, в голове снова закрутились воспоминания.

      В четвертом классе она училась у бабушке в деревне, школа была далеко, но учителем начальной школы был дедушкин родственник. Он два раза в неделю приходил к ним и проводил занятия. А по вечерам бабушка вслух читала библию, а они с дедушкой слушали. А ночью она долго не могла уснуть. Перед глазами всплывали картины прошлого. Она представляла учеников Иисуса Христа, их необычные одежды. Как они сопровождали своего Учителя, запоминали каждое его слова и Фому, который во всем сомневался. Представляла, как Иисус шел по воде к своим ученикам, которые терпели бедствие от морской стихии. Но особенно она внимательно слушала, когда бабушка читала про последние дни жизни на земле - Апокалипсис. Было очень страшно, но в то же время интересно. Все это запомнилось ей на всю жизнь. В деревне у нее была подруга Лена, они с ней дружили еще с той жизни, когда она была здоровой и счастливой. Лена часто приходила к ним, и они играли с ней в куклы. А иногда они с бабушкой приходили к Лене. Лена со своим братом Мишей были сиротами, отец погиб на войне, а мама умерла от чахотки. Их воспитывали дед с бабушкой.

      После многих лет лечений она стала ходить на костылях с помощью аппаратов, которые одевала на ноги. Так пролетел еще год учебы у бабушки. Размышляя о прошлом, она незаметно задремала под стук колес. Так  прошел еще один день. Проснулась от разговора пассажиров. Почти все уже встали, кто-то шел умываться, кто-то нес уже чай. В вагоне было оживление, за двое суток все уже успели познакомиться. В окно светило яркое солнце, за окном простирались бесконечные казахские степи. Ни деревьев, ни построек не было видно. Степи были выжжены палящим солнцем. Но степь не всегда была такой печальной, несколько лет тому назад ей посчастливилось ехать по ней весной. Тогда степь была похожа на пестрый ковер. Среди разнообразия красок выделялся красный цвет. Это цвели маки. От такой красоты невозможно было отвести глаз. Но лето уже кончалось, а вместе с ним ушла и пестрота красок.
 
      Позавтракав, Нина решила почитать книгу, но через некоторое время она прикрыла глаза и картины прошлого снова заполнили ее память. Она снова вернулась к учебе, было такое впечатление, что она переписывает свою жизнь заново. С пятого по седьмой классы она училась дома. На работе отца, директор разрешил водителю возить ее утром в школу, а в обед забирать. Это был выход из сложившегося положения. Учеба ей давалась легко. Она много читала. К чтению приучил отец, он брал в библиотеке книги себе и детям и следил, чтобы они читали. Любовь к музыке, тоже заслуга отца, он любил классику и часто всей семьей, сидя у приемника, слушали оперу, спектакль или оперетту. Телевизоры были еще не у всех. А вот сейчас, когда у людей такие возможности приобщиться к прекрасному, мало найдешь таких семей, где бы увлекались классической музыкой. А еще в семье было заведено по выходным ходить в кино. Обычно по субботам вечером в кино ходили родители. А в воскресенье, днем шли дети, в клубе, в фойе продавали мороженное, которое накладывали в вазочки и сверху поливали сиропам. Продавали сок, который наливали в стакан из больших колб. Иногда перед детским сеансом устраивали различные викторины. Она активно в них участвовала и частенько получала призы.

      Эти воспоминания навеяли на нее грусть по прошедшему времени, к которому нет возврата. Хотя она и была не такая, как все, но все равно прошлое ей было дорого. После седьмого класса она решила пойти учиться на портного. Мама ее устроила в мужское ателье по пошиву верхней одежды. Вначале она шесть месяцев была учеником, ее прикрепили к мастеру. По жизни она была левша. Дома шила и вышивала левой рукой. Но когда пришла на работу, то решила никому не говорить об этом, она стеснялась. Сначала было очень тяжело держать иглу в правой руке, и мастер этому удивлялась. Как такая взрослая девочка, а ей было уже 17 лет, не умеет шить. Но постепенно она привыкла шить правой рукой, проработав в ателье полтора года, она так и не открыла никому свой секрет.

      О дальнейшей учебе она не задумывалась, но однажды к ним в ателье пришли из соседней школы. Они стали приглашать к себе в вечернюю школу продолжить учебу, она с радостью записалась. Сначала было очень тяжело, приходилось рано вставать на работу, брать с собой учебники, в обеденный перерыв учить уроки. После смены еще было два часа в запасе, и она продолжала заниматься. Потом ехала на автобусе в школу. Домой попадала поздно вечером. И так каждый день. Она решила стать следователем и упорно шла к своей намеченной цели.

      Сейчас, по прошествии времени, воспоминания снова разбередили ей душу. И чтобы отвлечься, стала смотреть в окно. Небо над степью было без единого облачка. Голубое, как море с лазоревым отливом. Когда был штиль на море, она очень любила смотреть на него, когда приезжала на отдых. Любовалась его величием и загадочностью, тайной, которые хранили его воды. Величие и красоту моря смог хорошо передать художник Айвазовский. В его картинах можно увидеть море в разное время, когда оно спокойное и во время бури, когда огромные волны набегают друг на друга и образуют огромный вал. На память пришла картина Девятый вал, когда волны крушат все на своем пути и даже корабли. И небо во время грозы бывает очень страшным. Черные тучи низко нависают над землей или морем, молния разверзает небо напополам. Раскаты грома содрогают землю. В такое время хочется спрятаться подальше от стихии. Но сейчас небо было ясным, ничто не предвещало грозы. А степь постепенно стала оживать. Кое-где уже встречались отдельные юрты или небольшие дома. Это были жилища чабанов, которые пасли отары овец.

      Постепенно ее мысли вновь вернулись в те далекие годы. Учиться ей нравилось, она любила математику, химию и литературу. Математика была любимым предметом, а на химии она всегда сидела на первой парте и подсказывала отвечающим у доски. За что часто получала нагоняй от учителя. Очень любила литературу и учителя - Татьяну Кесаревну. Это была обаятельная женщина, которая была влюблена в свой предмет. Учитель от Бога, так говорят про таких людей. На ее уроке все сидели затаив дыхание. Как все это было теперь далеко. Если бы можно отмотать жизнь назад и снова встретиться с учителями и своими одноклассниками.

      Хотя у нее были проблемы со здоровьем, она не замкнулась в себе, всегда была в гуще событий класса и школы. Ее избрали комсоргом школы. Ей нравилась общественная работа, любила организовывать мероприятия, проводили литературные вечера, диспуты по прочитанной литературе. И вообще диспуты на разные темы. Хотя большинство учащихся работали, но они тоже принимали участие в мероприятиях. Ей было физически тяжело, особенно зимой, когда метель за ночь могла занести все дороги, но она за всю учебу не пропустила не один учебный день. Часто мама ей говорила: «Да не ходи ты сегодня в школу». Но она пробиралась сквозь сугробы на дорогу, шла на остановку и ехала в школу. Когда по литературе проходили творчество Владимира Маяковского, изучали поэму "Хорошо" - ей понравились строки из поэмы, которые стали ее девизом по жизни.  - Светить всегда, светить - везде, до дней последних донца. Светить и никаких гвоздей, вот лозунг мой и солнца -. И всякий раз, когда ей было тяжело, эти строчки приходили ей на память. И это у нее осталось на всю жизнь.

      На свои проблемы она старалась не обращать внимания, всегда была веселой. Свою боль она прятала глубоко в душе. Была очень стеснительной, особенно стеснялась молодых людей. Как и все ее сверстники в ее возрасте, она влюблялась, но о её любви не знал никто. Свои чувства она хранила далеко, глубоко, подальше от чужого глаза.

      Она вдруг вспомнила свою первую любовь. Когда ее избрали комсоргом школы, она должна была каждый месяц сдавать отчеты о проделанной работе и взносы в горком комсомола, второму секретарю. Первый раз, когда она пришла туда, увидала его - второго секретаря горкома, он сразу завладел ее сердцем. Это был высокий, стройный юноша с красивым лицом. Он был очень общительным и веселым. Сердце ее как-то громко забилось, она вся покраснела и сильно смутилась. Но постепенно она взяла себя в руки и успокоилась. Но покой это был только внешним. Два года она встречалась с ним каждый месяц, но своих чувств она так ему и не показала. Любовь для нее была запретной темой, только вечером, когда ложилась в постель, она могла дать волю своим чувствам.

       Чтобы отвлечься от воспоминаний, она переключила свой взор на пассажиров, среди них было много военных. Они возвращались из отпусков. Многие ехали семьями с детьми. На память пришли воспоминания своего детства, когда они тоже семьей ездили в гости к дяде в Сочи. Она впервые увидела море и влюбилась в него. Эту любовь пронесла сквозь годы своей жизни.
 
      Сейчас она тоже ехала к морю, но не к теплому, а к холодному - Балтийскому. Через интернет она познакомилась с мужчиной своего возраста, подружились. Она рассказала все о себе, а он рассказал о своей жизни. Три года они общались по скайпу и телефону и наконец, она решилась на этот шаг. Ее ничего не держало, а его держало море, он бывшей моряк. И теперь, чем ближе была встреча, тем тревожнее было на душе. Как все сложится, сойдутся ли они характером. Поэтому, чтоб заранее не переживать, она заняла все пространство в голове воспоминаниями о своем детстве.

      А учеба подходила к концу. Уже начались выпускные экзамены, она их сдала почти все на пять. На выпускном вечере, учитель математики - Леонид Георгиевич, посоветовал поступать на математический факультет. Но у нее была заветная цель - юридический факультет. Но эта уже другая история. Сейчас поезд вез ее в неизвестность. Осталось меньше суток до пункта назначения. Ее раздирали сомнения, а правильно ли она сделала, покинула свою Малую Родину.

Тамара 77  3.08.2016