Подвижники земли Шушенской

Путевые заметки

- Поедешь в Среднюю Шушь?- спросила меня знакомая.
- В селе, Наталья и Виталий Чесноковы,- продолжила она,
- построили церковь  своими силами. Сами они приехали из Тувы, где были предпринимателями, понимаешь, до одиннадцатого яруса они вдвоём её строили, потом им пришли на помощь  два односельчанина. Так и построили,  сейчас  много недоделок, с божьей помощью и помощью денежной от людей, храм потихоньку хорошеет, хотя до совершенства ещё далековато.
- Очень интересно посмотреть самой, а эти люди -  энтузиасты своего дела, конечно, я поеду и посмотрю на церковь, которую они построили.

И вот мы едем. Жарко, майский день,  + 27 градусов по Цельсию, по обеим сторонам дороги в нежной зелени деревья и кустарники, поля, заботливо обработанные руками земледельцев.  Над изумрудными холмами высятся белоснежные вершины Саян, словно вылепленные искусной рукой скульптора. Быстро промелькнули окрестные сёла и наконец, мы подъезжаем к конечной точке маршрута.

 Тихая, лесная, старообрядческая  деревенька, на берегу реки Шушь, дома с покатыми крышами, плантации клубники в огородах, таких мест тысячи в России, но в каждом своё очарование.

 Средняя Шушь была образована переселенцами в 1855 году- это были  Кислицын Фрол и татарин Варлаам. Первые жители увидели дымящийся вулкан, который успокоился к 1900 году, но до сей поры, с горы  сбегают тёплые ручьи, не замерзающие зимой. В окрестностях села находят сердолик, жадеит, кальций с агатом и другие полудрагоценные камешки, богатый край, подаренный людям. Переселенцы ставили дома на века, знали какое дерево нужно использовать и рубить на  строительство, в какую фазу луны и в какое время года, до наших времён стоят дома, и ещё будут стоять.

До революции население Средней Шуши занималось охотой на пушного зверя, добывали белку, соболя, рысь, рыбачили, сплавляли лес, распахивали пашни под зерновые культуры, разводили маралов, били масло из кедрового ореха, конопли и льна. Людей приезжало всё больше, приглянулись здешние места и старообрядцам.
 
На сайте «memorial.krk.ru» прочитала «В село, Средняя Шушь старообрядцы переселились, как семьями, так и целыми деревнями. Например, из Туруханского района они переехали целым хутором, здесь они продолжают  следовать своим традициям и законам».   Не  сказано только в каком году они переехали. В сороковые годы из Средней Шуши ушли на фронт и не вернулись сто пятьдесят два человека. Вся тяжёлая сельская работа и в леспромхозе легла на женские плечи, было трудно,  работали во имя Победы, и она пришла в сорок пятом. С радостью и со слезами на глазах встретили, оставшихся в живых фронтовиков, росло и крепло село, крепли колхозы.

 В тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году организовалось Субботинское лесничество. Контора его находилась в Средней Шуши. Возглавил лесничество Счастливцев Павел Петрович, он первый в Красноярском крае заложил кедровый питомник, вначале обработали  тридцать соток земли, под первый питомник, для посева кедра, затем добавили ещё один гектар, в конечном итоге питомник разросся до трёх гектаров, в наши дни кедры плодоносят. Доброе дело совершил Счастливцев Павел Петрович, таким людям при жизни надо памятники ставить, ибо они не уничтожают кедровый лес, но увеличивают площади под кедром. Сейчас посмотришь объявления в газетах, сплошь и рядом делают из кедра многие изделия, ещё немного и кедра не останется, когда научаться  думать  многие из наших современников, просто неизвестно, или когда «рак на горе свистнет», только ведь поздно будет.   

Наконец подъезжаем к деревне. 
В церкви нас радушно встретили Наталья и Виталий.   Поднимаемся по высокому, свежепостроенному крыльцу, в церкви пахнет смолой и ладаном. На стенах  иконы, подаренные отцом Анатолием, служившим в храме Казанской Божьей Матери, в селе Субботино. Некоторые иконы подарены прихожанами.  Благодать. В тишине храма, среди мерцающих лампад и свечей успокаивается мятежная душа человеческая. Иконы старинные и притягивают к себе, необъяснимо, но факт.    

- Наталья, расскажи, пожалуйста, почему вы решили построить храм, и что привело вас  к этому решению? - Наташа, красивая  женщина, стоящая рядом с мужем улыбнулась,
- «В селе живёт много староверов и свидетелей Иеговы, и все крепко придерживаются своих правил. Мы православные,  задело за душу такое положение дел.  Отец Анатолий и Валентина Павловна Пичугина купили  земельный участок у Марии Михайловны Морозовой, на котором стоял небольшой домик, в нем сразу  начались службы отцом Димитрием. Мы помогали им, как могли обустроить участок, шли службы и люди спрашивали нас, здесь сектанты собираются? И мы решили, что в селе нужна православная церковь. В 2010 году Виталий и я начали строить церковь, поднимали до  одиннадцатого ряда  вдвоём, потом попросили Ивана Ковалёва и Михаила Сухорада помочь, жаль, что Михаил погиб, упав с кедра.

-Для людей делали храм и для Бога, чтобы его дом всегда был в нашем селе, а мы такие же обыкновенные люди, как все. Ты  нас не восхваляй, неудобно, -добавил Виталий. 

- Мир не без добрых людей,   помощь оказывал в  строительстве церкви, директор «Шушенской Марки» Иванов В.И.,  постоянно приезжает Лямин Анатолий Георгиевич - начальник  Шушенского дорожно-строительного управления, приезжает, интересуется, что необходимо и оказывает посильную помощь всегда. Анатолий Георгиевич, когда мы пришли к нему, сказал,
- На благое дело, всегда, пожалуйста, поможем по возможности.- До сих пор не забывает  о нашей церкви,- они помогли в строительстве раньше мы никогда не видели  и не знали  ни Иванова В.И., ни Лямина А.Г.  Отнеслись они к нашим проблемам по человечески.   Эмилия Михайловна Морозова из Москвы, ежемесячно отчисляет с пенсии пожертвования для храма, ей 82 года, и  она искренне верит, что храм будет построен и в этом благом деле есть и её посильное участие. Из Тулы отправляет часть зарплаты – (десятину)-  Чернова Валентина Анатольевна, в курсе всех дел церковных Татьяна Дмитриевна Васильева, она
 жертвует на строительство не только деньги, но вовремя и в нужный час даёт дельные советы. Спасибо всем, кто не остаётся равнодушным, ведь конечная наша  цель - оздоровление общества в моральном и духовном плане.

Семидесятишестилетняя Александра Садакова подарила старую икону Николая Чудотворца, а отец Анатолий прикрепил к ней мощи Николая Чудотворца, в настоящее время икона мироточит, лечит душевные и физические болезни. Приезжают к нам люди отовсюду, но в церкви до сих пор нет священника, ездит отец Василий с Ильичёво, не всегда может приехать к нам,  дел и проблем хватает в своём храме.
 
 В храме   наблюдали чудесные явления,  помню купола ещё  стояли в храме, в открытую дверь внезапно влетели три ласточки, по часовой стрелке облетели купола, и вылетели в дверь. Находящиеся в церкви люди были поражены этим событием. В день поднятия куполов в помещении появились яркие, брызжущие светом шары.

Мироточит старая икона Казанской Божьей Матери и икона Серафима Саровского,  просто чудо и  непостижимо, до сей поры не могу прийти в себя от чудес, которые были в храме и мироточения икон,- Господь нам знаки подает, и надеемся, хорошие.

В настоящее время делаем резной иконостас, необходимо перестелить полы, обшить стены ДСП, благоустроить двор. Работы ещё очень много, но надеемся с Божьей помощью и участием людей, что мы осилим эту проблему».    

Русские люди настоящие,- Наташа и Виталий, самоотверженные, мужественные, не боящиеся трудностей, не ноющие от невзгод, несущие груз проблем и решающие их. Хочется, чтобы такие, как Виталий служили в храмах и лечили души людские, а их жёны помогали священнику во всех их делах. 

   


Рецензии