Архетип и реклама

Георгий Акбаа
За последние сто лет исследования сознания и подсознания шагнули далеко вперед. Концепции Фрейда, подхваченные Юнгом, открыли нам таинственный мир мифов, символов и архетипов. На сегодняшний день данные идеи нашли широкое практическое применение, открыв новые способы управления и контроля массами людей, позволив создать модели поведения в эпоху всеобщего потребления. На нашем подсознании бессовестно паразитируют маркетологи, политики, рекламщики, имиджмейкеры, церковники и другие люди, которым нужен наш выбор в свою пользу. Особенно это заметно в рекламе. Достаточно совсем немного разбираться в архетипической модели Карла Густава Юнга, чтобы увидеть все те крючки, на которые нас пытается поймать реклама. И затем, идея зреет в подсознании, влияя на сознание, словно бомба замедленного действия, которая мягко и плавно заставляет купить ненужную вещь, сделать ложный выбор.

Архетипов в рекламе великое множество. Например, ролики, где счастливая и идеальная семья проводит время вместе, все радостные и улыбчивые. Сейчас любой майонез апеллирует к вневременным ценностям - архетипам семьи, отца, матери. Такие сюжеты находят отголоски в душах множества людей, не смотря на банальность и заезженность. Также популярен образ героя. Чуть ли не каждая вторая реклама по сути маленькое приключение, где главный герой попадает в какую-то ситуацию и с помощью рекламируемого продукта решают какую-то свою проблему. Гильгамеш, герой первого в истории человеческой словесности шумерского эпоса, в современном мире жует резинку и гамбургеры в фастфуде, являясь вневременной архетипичной фигурой, что всплывает за лицами актеров.

Немаловажен принцип эмпатии. Мы начинаем олицетворять себя с героями рекламы, проецировать их на себя. Иными словами ставить себя на место других людей. Таким принципом в телевизионной рекламе часто пользуются косметические средства. Реклама транслирует такой посыл, что приобрети такой продукт и станешь такой же красивой, как модель на экране. И ассоциация работает, апеллируя к вневременным архетипам красоты и власти. Причем здесь власть? Это сильнейший мотив для людей. Ролик наглядно демонстрирует, что с купленным продуктом девушка получает внешнюю красоту, которая поможет стать высокоранговой женской особью, как бы это грубо не звучало, а значит получит власть над мужским полом, возможность выбрать лучшего. Этот архетип матриархата и власти женской красоты далеки от духовного идеала конечно, но адекватны современной эпохе потребления.

Всеобщий эгоцентризм и эгоизм привел к таким условиям, где все привыкли получать всё. Есть слабенькая надежда, что в будущем мир станет более духовным и сильные мира сего задумаются не только о себе и утолении своих низменных страстей. Ну а пока остается лишь учиться избегать искусных психологических ловушек.

Одним словом, эпоха потре****ства - люди в обертках, выставляют себя в витринах жизни.