Сокровища соснового утеса

Остап Давыдов Давид Ост
Надежда Петровна, учительница истории и основ православной культуры, была человеком добрым, даже немного застенчивой. Никогда ни на кого не повышала голоса, а впрочем никто на ее уроках некогда было шалить, так интересно она рассказывала о Древней Руси и о Византии, о том как вера объединяла наш великий народ. За глаза ее дразнили Морковкой, из-за прически хвостиком, но такое прозвище не казалось обидным. Девчонки сплетничали о том, что она собирается замуж за ОБЖ-шника. Вот это классный был дядька, и в горячих точках воевал, и в церкви алтарником служил.
Все бы ничего, если бы не хулиган Сережка Ломакин. Лучше бы он на уроки светской этики ходил. Но мама записала его на православную культуру для того, чтобы Сергей не пошел по стопам старшего брата. Брат его, окончив школу, не учился и не работал, а увлекался «славянским язычеством», сидел целыми днями на сайтах про «русских богов» да тратил деньги на книги генерала Иволгина. Говорят, что в молодости этот генерал служил в Иране, нашел в какой-то пещере «священный свиток ариев», и с тех пор издавал каждые полгода по брошюре, пересказывая его содержание. По свитку выходило, что никакого христианства в Киевской Руси в помине не было, и самой Руси не было, а повсюду от Днепра до Тихого океана простиралась великая языческая цивилизация. Управляли ей волхвы-кудесники, и в то время, когда римляне только на кораблях по морю плавали, арии строили межпланетные звездолеты.
Поэтому на уроке Сережка постоянно перебивал учительницу, кричал, что она все врет или просто не знает о звездолетах. Надежда Петровна пыталась ему объяснять, что обманчивы как раз эти книги, и что наука считает иначе, а один раз даже заплакала. Не было с хулиганом сладу.
Однажды на перемене Сережка раскрыл книгу Иволгина и с загадочным видом подошел к ребятам.
– Подумаешь, научно-ненаучно! – заносчиво сказал он. – А вот если бы мы совершили настоящее открытие, она бы знала, как нас поучать.
– Ты что, Серый, – откликнулась Катя. – Научные открытия только академики совершают. Ой… или археологи.
– Вот, читайте, – протянул Сережа книжный разворот.
«Свиток гласит: с рассветом встань посреди Города великого ящера, и иди так, чтобы путь твой освещало восходящее солнце. Остановись у большой воды. Возле утеса с одинокой сосной, поверни в чащу и ищи священное изваяние. Под ним обретешь сокровища мира и познаешь самого себя!»
– Фэнтези, – сказал Миша. – У Толкиена написано лучше.
– Эх недотепы, как вы не понимаете, ведь это же карта! Стоит в лесу древний идол, а под ним сокровища зарыты, то есть клад. Золото-то нам ни к чему, а вот открытие нас бы прославило. В книгу рекордов Гиннеса можно попасть.
– Ха-ха, все клады давно уже выкопаны. И где он этот Город ящера, в Индии наверное или в Иране! – засмеялись ребята.
– Вот то-то и оно, – заговорщически пробормотал Сергей и подошел к школьной доске, рядом с которой висела карта области. – Я догадался, своим умом дошел. Аргаяш! Расшифровывается как арийский город ящера.
– Но тогда, – задумалась Катя, – должно быть не Аргаяш, а Аргоящ.
– Подумаешь, – обиделся Сережка, – со временем исказилось название.
На поиски клада решили ехать в ближайшее воскресенье. Дома за ужином Миша поинтересовался у мамы:
– Ма, а кто такой генерал Иволгин?
– Это персонаж из романа Достоевского «Идиот». Тебе еще рано читать. Ешь, не отвлекайся.
С утра валил снег, и сумерки никак не хотели уступать место рассвету. На автовокзале ребята купили билет на рейс до Лесного озера. Первый час пути они дремали, согревшись и утонув в мягких креслах. Но вот за окнами показалась окраина города с серыми крышами и фабричными трубами. «Аргаяш! – объявил водитель. – Стоянка десять минут». В буфете путешественники раздобыли горячий чай и капустные пирожки, после чего снова нырнули в автобус.
Теперь не спалось, ребята прильнули к стеклам. Хмурое небо сливалось с белыми полями. Мелькнули вдалеке колокольня старинного храма, памятник степному кочевнику на коне. Когда остались позади корпуса роскошного санатория, за деревьями показалась гладь замерзшего озера. Точно, большая вода! Только где же теперь выходить?
«Сосновый утес!» – вдруг объявил остановку водитель. Схватив рюкзаки с бутербродами, Катя, Миша и Сергей ринулись к дверям автобуса.
Тишина в зимнем лесу – понятие обманчивое. На самом деле все вокруг полно звуков. Хрустит под ногами снег. Скрепят от мороза вековые деревья. Деловито выстукивает «морзянку» дятел. Цепляясь острыми коготками за ветки, шуршит между хвойными лапами белка. Все вместе – словно песня жизни, и хочется ей подпевать. Что ребята и делали, смеялись, бросались снежками и весело шли вдоль проселка.
Они не заметили, как поднялась поземка, а вскоре снова началась метель. Дорога внезапно исчезла, повсюду лишь глубокий снег. В какую сторону идти дальше – неясно.
– Может, костер разведем? – заныла Катя. – У нас еще бутерброды не съедены.
– Давай, разводи! – рассердился Сережка. – В такую пургу его мгновенно задует. Садись в сугроб и жри свои бутерброды!
Незадачливые путешественники повернули назад, в надежде, что если идти по прямой, вернешься на трассу. Но лес кружил их. От метели спрятались птицы и белки, и наступила уже настоящая, зловещая тишина. Мороз сковывал движения, душу одолевало уныние. Катя пыталась тихо молиться.
Вдруг среди однообразия сосен и берез показалось что-то необычное. Ребята поспешили туда, но когда подошли ближе, Катя закричала от ужаса. В лесной чаще стоял …черный идол!
Зрелище и правда оказалось не из приятных. Потемневшее от веков изваяние было плотно облеплено снегом, но из-под ледяной массы в сторону ребят смотрел выпуклый глаз и торчала когтистая лапа.
«Господи! – закричала Катя. – Спаси нас, Господи!»
«Нельзя молиться в присутствии колдовского идола, – глухо произнес Сережа. – Обязательно случится что-нибудь страшное».
«Господи, помоги, – продолжала повторять Катя, – я больше никогда не буду разыскивать языческие места, буду маме помогать, уроки делать. В церкви свечку поставлю. Я хочу домой! Отче наш, иже еси на небесех…», – стала вспоминать она молитву, которую проходили на уроке.
За спиной у ребят раздался рык. Страшными янтарными глазами на них глядел настоящий волк.
«Не подходи!» – закричал Мишка. Конечно, ребят было трое, а волк один, но зато какой сильный. Что оставалось делать?
«Джек, ко мне!» – послышался из леса голос, а вслед за ним уверенные шаги. На поляну к идолу вышел небритый человек в ушанке и фуфайке.
– А ну стоять, нарушители! – окликнул он детей, но те и без того не могли сдвинуться от испуга. – Как вы пробрались на территорию базы отдыха?
– Мы-мы.. гу-гуляли… – заикаясь, пробормотал за всех Мишка.
– Гуляли?! Много тут гуляющих! Винни-Пуху недавно полголовы вместе с ухом снесли, – человек подошел к изваянию и начал отряхивать снег. Оказалось, что древний идол действительно напоминает сломанного мультяшного медведя. На брюхе его обнаружилась вырезанная перочинным ножиком надпись «Винни-Винни».
– Что вам еще показать, господа экскурсанты? – продолжил охранник, – Тут у нас Лисичка с Белоснежкой имеются. А впрочем весь этот «волшебный городок» сгнил, и к летней смене начальство обещает детскую площадку заменить. Не хотите Белоснежку? Тогда пойдемте ко мне в сторожку.
– За-зачем?
– Затем, что я, заметив посторонних на территории базы, полицию вызвал. Да не боись, малышня. Вас же надо как-то домой доставить, а автобус в наши края зимой один раз в сутки ходит. Да и то по четвергам и воскресеньям.
В сторожке охранник налил ребятам горячего отвара из лесных трав, а те угостили его бутербродами. Полтора часа спустя прикатил полицейский уазик. Ребят отвезли в город, отдали заплаканным родителям и грозились составить протокол. Как взрослым удалось уговорить и вознаградить стражей порядка, это только им ведомо.
На следующей неделе, когда настал черед урока ОПК, вместо Надежды Петровны в класс вошел учитель по ОБЖ.
– Сегодня урок буду вести я. Речь пойдет о безопасности, а это моя тема. Мы поговорим о том, как уберечься от сект, и в частности секты генерала Иволгина…
Дорогие взрослые! Сказка – ложь, да в ней намек… К сожалению, в нашем городе усилилась активность неоязыческих религиозных движений. Случается в их сети попадают и школьники, тем более, что для пропаганды эти люди используют интернет и социальные сети.
Кстати, значение слова Аргаяш возводится к тюркскому «яр кояш», то есть «солнечный берег».