События далеких лет. Как объяснить, истолковать?

Юрий Вячеславович Дмитриев
В этом году 27 сентября 2016 года исполняется 25 лет со дня тяжелой аварии, которую нам довелось пережить.
В молодости нам часто некогда анализировать и обдумывать события, которые с нами происходят, мы не обращаем внимания на знаки, которые дает нам жизнь, на приметы. Надо жить, работать, учиться, растить детей, любить и много много другого. Когда-то классик сказал: "И жить торопятся, и чувствовать спешат." Это как раз про нас.
С возрастом приходит пора задуматься, а всё ли в жизни я делал правильно, а почему со мной происходили те или иные события?  И вот что интересно - чем больше я про это думаю, тем больше приходит уверенность в том, что вся наша жизнь, все события в ней происходящие - это промысел божий.
Не спешите меня осуждать или смеяться - это вы всегда успеете сделать.
За свою долгую службу на подводном флоте я имел возможность не раз убедиться, что ангел-хранитель есть не только у отдельного человека - у меня или у вас. Ангел-хранитель есть и у экипажа и даже у корабля. Возможно это звучит странно, но вы послушайте, почему я пришел к такому заключению.
Я крещен с детства, но, наверное, как и большинство из нас, не придавал в молодости этому факту большого значения.
Уникальность событий, о которых я расскажу ниже в том, что при желании их можно истолковать по разному. И это уже зависит от вас - какую сторону принять. Для меня - это божий промысел. И дело здесь совсем не в том, что высшие силы что-то делали за нас. Дело в том, что каждый наш шаг, каждый наш выбор, каждое наше действие, которые основаны на наших знаниях и профессионализме были словно предопределены происходящими вокруг нас событиями.
Итак, начну с того, что перед выходом в море в то самое плавание в сентябре 1991 года моя супруга настояла, чтобы я одел и обязательно носил при себе всё время похода образ святого Николая Чудотворца - покровителя моряков. У нас к тому времени уже было трое детей и, по заявлению жены - она не хочет остаться одна с тремя детьми на руках, поэтому - "Одевай и не спорь." Я любил жену, любил детей и совсем не хотел спорить Это был не крестик, это был именно образок размером со спичечный коробок.
Тогда я не придавал этому серьезного значения, но образок, чтобы успокоить супругу всегда носил на всех выходах в море.
Итак. 27 сентября во время учебной ракетной стрельбы произошел взрыв ракеты в шахте и последующее возгорание топлива на поверхности корабля.
Уникальность ситуации заключалась в том, что она не была описана ни в одном руководстве по борьбе за живучесть. Руководство предписывало вести борьбу в надводном положении, и, если бы командир корабля принял такое решение и выполнил требования руководящего документа, вполне возможно мы бы сейчас здесь не разговаривали.
Командир принял абсолютно нестандартное решение - погрузиться и вести борьбу за живучесть в подводном положении. Не смотря на категорические возражения механика корабля и отсутствие запаса ВВД (воздуха высокого давления) для последующего всплытия, а также попавшие в винты остатки ракеты, которые не давали возможности запустить одну из линий вала, для обеспечения хода корабля.
"С богом!" И лодка ушла под воду. Именно этот маневр позволил сохранить и корабль и спасти экипаж.
Это уже позже, комиссия сделает вывод о том, что и командир и экипаж действовали правильно. И о том, что решение погрузиться было единственно верным для выживания корабля.
А тогда, во время аварии огромный груз ответственности за возможные последствия такого решения, которое еще и шло вразрез с руководящими документами не перевесил. Мне думается что это и есть - промысел божий.
Просто повезло - скажете вы! Спорить не буду.
Но! На этом история не заканчивается.
Наоборот, события, которые произошли далее, снова дают повод задуматься об ангеле-хранителе и божьем промысле.
Ну, обо всем по порядку.
Спустя ровно 2 года и 2 месяца после первой аварии (27 ноября 1993 года) на корабле произошла еще одна авария, последствия которой могли бы быть по масштабам сравнимы с аварией на Чернобыльской АЭС. Я не знаю почему именно такой временной интервал и что это может означать.
Однако мало кто знает, что этой второй аварии предшествовали некоторые события, которые невозможно объяснить с обыденной точки зрения.
Корабль находился на боевом патрулировании в высоких широтах Баренцева моря. В ближайшие сутки мы должны были покинуть район чистой воды и уйти под тяжелые арктические льды. Напомню - это была уже практически зима.
В центральный пост врывается механик и просит отложить уход подо льды, под которыми вообще-то с тактической точки зрения нам находиться лучше, так как иностранные лодки под наши льды соваться, как правило, не рискуют.
Я сейчас не помню точно характер неисправности, которая задержала наш уход подо льды. Это было что-то вроде течи трубки охлаждения турбогенератора. Прошу моих дорогих сослуживцев не судить меня строго, прошло уже много времени, а так как я не механик, а штурман, то может здесь есть какая-то неточность.
Суть в другом. Итак - на одном из турбогенераторов левого борта возникла неисправность, из-за которой его пришлось остановить, а уходить под лед, не имея запаса по резервированию не положено.
Командир дал механикам время на устранение неисправности, маршрут пересчитали и мы продолжали находиться в районе свободном ото льда.
Дважды специалисты под личным руководством механика заклеивали треснувшую трубку, но как только подавали жидкость под давлением - она снова давала течь.
И только с третьей попытки герметичность удалось восстановить. Турбогенератор был введен в строй.
Я как сейчас помню, как командир корабля и командир соединения поздравляли механиков с этой победой. Их высокое мастерство позволило не нарушать график боевого патрулирования.
Итак! Корабль исправен и мы уходим по лёд.
И, спустя буквально несколько часов после ухода под ледяное поле в реакторе правого борта обнаружена течь первого контура. Эту неисправность не только невозможно исправить в походных условиях, но и самое опасное, что разгерметизация первого контура реактора могла спровоцировать тепловой взрыв, подобный аварии на Чернобыльской АЭС.
А теперь представьте себе, что было бы, если бы генератор левого борта был бы неисправен, а реактор правого борта остановлен. Потеря хода лодкой подо льдами.
Потому, что в строю оставался бы только один турбогенератор из четырех.
Командир выслушав доклады механиков принял решение немедленно выводить реактор правого борта из действия.
Когда корабль вернулся в базу представители промышленности, исследовав сложившуюся ситуацию сделали заключение о том, что по действиям экипажа, в частности личного состава механической боевой части можно писать учебник, о том, как правильно действовать в таких ситуациях, чтобы они не привели к ядерной катастрофе.
Но я сейчас не об этом. События, произошедшие накануне аварии реактора иначе, как промыслом божьим не назовешь.
Ангел-хранитель и в этот раз уберег нас. Вышедший из строя турбогенератор левого борта позволил нам задержаться на чистой воде и авария реактора правого борта произошла в непосредственной близости от кромки льда, что позволило быстро выйти на чистую воду и всплыть в надводное положение и далее, уже на одной "ноге" следовать в базу.
Это два наиболее ярких события из насыщенной жизни нашего корабля, а сколько их было еще - неперечесть.
И в обоих случаях нет простого ответа на вопрос - "почему так?"
Каждый волен по своему трактовать произошедшие события, но, образок, надетый на меня супругой перед памятным выходом в море в сентябре 1991 года я не снимал до самого конца службы.
Дорогие мои сослуживцы. Буду признателен, если кто-то вспомнит события тех далеких лет.
Что вы думаете? Помог нам ангел-хранитель избежать гибели и катастрофы тогда - 27 сентября 1991 года в Белом море? Что Вы ощущали тогда? А что думаете сейчас?
Пишите мне на почту - буду рад ответить.
С уважением к вам - старший помощник командира корабля по боевому управлению Юрий Дмитриев.