Жадность и бедность

Сергей Михалев
Парадокс, но зачастую деньги не считают бедные, а не богатые. Казалось бы, не имея денег, человек должен быть особенно бережлив. А на деле получается, что тот, у кого деньги есть, бережет их, а тот, у кого нет, никакого уважения к ним не имеет.
Мой племянник заправил старенький автомобиль «Жигули». На полный бак у него денег нет, потому заправил только десять литров.
Сколько бензин стоит? - спрашиваю.
- Не знаю.
Хорош ответ. Денег всего на десять литров, а сколько бензин стоит — не интересно. Ладно бы кто-то заправил ему автомобиль, так ведь сам. И не хочется знать цену.
Другой случай с моей сестрой. Общаемся с ней по Скайпу. Она видит, что на кресле у меня висит теплый жилет. 
- У вас холодно? - спрашивает.
- Да нет. Просто я мерзну, когда долго сижу у компьютера, вот и надеваю иногда жилет.
- А у нас жарко. Иногда до 28 градусов доходит температура в
квартире. Но на воду стоят счетчики, мы ее экономим, а тепло не учитывается. Потому открываем окно на балкон, чтобы прохладнее было.
Сестра не догадывается, наверное, что общий расход тепла увеличивается, и оплата тоже увеличивается. Остальные жители дома, вероятно, тоже охлаждают квартиры таким образом. Значит, все платят лишние деньги. Но поскольку напрямую это не связано с оплатой, никто не беспокоится, что деньги вылетают в трубу, точнее на балкон.
Вот почему мы такие? В Европе люди бросают мусор в разные емкости, чтобы его легче было сортировать. Денег они за это не получают, но понимают, что таким образом они участвуют в общем деле экономии. Почему они это понимают и делают, а мы нет?
Раиса Тютюник, моя дальняя родственница, взяла кредит, чтобы съездить в отпуск. Спрашиваю, под сколько процентов. Отвечает, под 80. То есть она взяла 40 тысяч, а отдать ей надо будет 72. Почти в два раза больше.
- Так ты бы лучше денег накопила и на эту сумму отдохнула
два раза.
- А, Серег, не жили богато и нечего привыкать.
Как вам такая философия? Близка? Я лично — жадный, завистливый, ленивый, бессовестный человек. Думаете, легко все это осознавать? Утешает то, что многие люди не лучше меня, но никогда в этом не признаются. Когда-то давно врач определил у меня язву желудка, и я начал, насколько это возможно, соблюдать диету. Друзья заметили.
- Что-то ты выпивать меньше стал, кислого не ешь. Что-то случилось?
- Да у меня язву желудка обнаружили, - поделился я своим горем.
- Знаешь, в чем теперь различие между тобой и нами? - Спросил меня Андрей Савицкий. И сам же ответил. - В том, что ты знаешь о своей язве, а мы — нет.
  Когда я заметил в себе жадность, зависть и другие пороки, утешало меня только то, что эти качества есть и у других людей, только они не знают о них, как когда-то мои товарищи не знали о своих язвах. Ведь и те, и другие язвы скрыты от глаз. Осознание, что язвы есть не только у меня, но и у других, согревает нас. Не правда ли? Очень бы не хотелось быть единственным внутренне убогим. А вот когда нас много — совсем другое дело. Это согревает. Когда вижу другого инвалида, поделилась со мной одна знакомая молодая женщина, перенесшая грипп на ногах и потерявшая способность передвигаться, мне становится легче. Не одна, значит, я такая.
Не спешите ее осуждать, пока вы способны передвигаться. Только когда сляжете, а остальные будут бежать мимо окна, считая, что так и должно быть, что вы лежите, а они бегают, вот тогда вы поймете ее. А пока помолчите.
Если у вас нет денег, все знают, что их нет и никто не просит их, вам легко быть щедрым. А вот если деньги есть, и об этом знает вся родня и знакомые, и каждый считает, что уж он-то, лучший друг, брат, сват, племянник, может и даже обязан попросить их взаймы или просто в подарок, вот тогда попробуйте быть щедрым.
Спрашивается, почему я затеял этот разговор. Наверное, потому что мне больно. Больно, потому что бизнес загибается, а я не пойму, что меня больше расстраивает. То, что будет меньше денег и я не смогу ездить отдыхать, как раньше, или то, что мне будет стыдно осознавать, что у меня «финансовые трудности» и я тоже среднестатистический россиянин, который едва сводит концы с концами.
У нас всегда есть выбор. Есть он и у меня. Достаточно мне переехать в  другое место и начать жить по средствам, я обрету душевный покой. Но гордыня удерживает меня на месте. Да и куда ехать? В деревню, чтобы все показывали пальцем на мой автомобиль, стоимость которого равна стоимости половины домов всей деревни? В Египет, где можно жить припеваючи на две наши с женой пенсии и каждое утро ходить на местный базар, где пахнет тухлой рыбой и испорченными фруктами?
И я понимаю, что буду и дальше переживать, мучиться и жить в своем коттеджном поселке, вошедшем в состав новой Москвы, стараться наладить бизнес и восстановить финансовое благополучие и бояться что-то всерьез изменить.
… Наверное, добывать свой хлеб в поте лица — это вовсе не наказание, а благо, потому что тогда некогда думать о смысле жизни и рассматривать себя и других изнутри, выискивая недостатки и пороки.
2015 г.