Омкф-2016. радиопрограмма-2

Виктория Фролова1
ИТОГИ ОДЕССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ - 2016

(эфир на радио "Гармония мира" - 25, 26 июля 2016)

Закончился седьмой Одесский международный кинофестиваль. Закончились девять дней работы и праздника. Конечно, праздник в первую очередь был для зрителей: в таком разнообразии фильмов и возможностей можно растеряться, ведь помимо трех конкурсных программ – международный конкурс, конкурс национальных фильмов, и впервые – конкурс документального европейского кино – были представлены насыщенные тематические программы.

Это – традиционный «Фестиваль фестивалей», в котором были показаны восемь фильмов-участников и призеров известных международных кинофестивалей. Это – программа «Гала-премьеры», в рамках которой зрители одесского кинофестиваля имели возможность увидеть пять фильмов, выходящих в мировой прокат в текущем году – в частности, картину «Неоновый демон» с Киану Ривзом.

Интересной была программа, посвященная ретроспективе украинского кино «Межі свободи: незалежність по обидва боки екрану». В рамках программы было представлено пять фильмов начала 90-х годов. Вот что, в частности, сказал о них представитель центра Александра Довженко, под эгидой которого была сформирована эта программа:

— …це дуже цікавий період в культурі і історії українського кіно, коли репресивні механізми, такі як цензура економічна і політична, спадали, гроші на кіно ще виділялися, і люди могли знімати абсолютно дивні, абсурдистські експериментальні речі…

Традиционной на одесском кинофестивале является программа ретроспективы фильмов известных, можно даже сказать, культовых мастеров кино с мировым именем: каждый год она посвящена разным именам. В этот раз зрители имели возможность познакомиться с четырьмя фильмами одного из ведущих режиссеров нового немецкого кино Кристиана Петцольда – «Элла», «Ерихов», «Барбара» и «Феникс».

«Турецкий фокус» – еще одна тематическая программа, посвященная, как следует из названия, турецкому кино, в рамках которой можно было увидеть и фильм 1970 года «Надежда» режиссера Илмаза Гюнея, и новые картины, в частности, «Сон бабочки» 2013 года режиссера Илмаза Эрдогана.
Также, как говорилось в нашем первом выпуске, была новая программа, посвященная сериалам, программа детских фильмов, программа «Шекспир в кино», традиционная программа показов под открытым небом.

Насыщенной была и деловая жизнь фестиваля, скрытая от глаз зрителей: это встречи режиссеров, сценаристов, продюсеров – молодых и опытных – с потенциальными партнерами и прокатчиками. Кроме того, вот что о новых идеях и перспективах их развития на Одесском международном кинофестивале рассказала президент фестиваля Виктория Тигипко:

— Мы несколько пересмотрели направление Одесского международного кинофестиваля: мы хотим усилить бизнес-составляющую и расширить общение так называемых «элит» – культурных, арт-элит, кино-элит, бизнес-элит. Мы сделали такой интересный ход – создали проект «АРТ-ОМКФ», который тоже будет чем-то новым, и я надеюсь – постоянно действующей программой в рамках Одесского международного кинофестиваля, которая будет выходить даже за его рамки после, с целью привлечения еще большего количества туристов в Одессу и в Украину. Это – интересные перфомансы, выставки, презентации, связанные с артом, арт плюс кино.

В этой – деловой части программы также были свои призы – прежде всего, в конкурсе сценариев и питчингов (презентация идеи фильма). Такая поддержка – не только моральная, но и финансовая – для начинающих режиссеров очень важна.

Так, в этом году лучшим проектом на питчинге стала работа режиссера Алисы Коваленко и продюсеров Стефана Синохина и Максима Васяновича «Домашние игры». Победители получили сертификат на сумму 50 тысяч гривен.
 «5 терапия» режиссера Алисы Павловской был назван лучшим проектом Work in Progress и награжден сертификатом на сумму 3 тысячи долларов от авиакомпании для совершения перелетов. Сертификат на 10 тысяч гривен от известного интернет-магазина получил Ахтем Сейтаблаева за презентацию проекта «Ее сердце».

В новой категории комедийных сценариев победа досталась фильму «Мой друг Эрзо» Ольги Войтенко. Она получила приз в размере 15 тысяч гривен на помощь в доработке сценария.
А первыми из конкурсных участников были награждены призами короткометражные ленты молодых украинских режиссеров. В этом году все фильмы были на достойном уровне, независимо от того, 4 или 40 минут длилась картина. Вот что о национальной программе короткого метра сказал программный директор кинофестиваля Антельм Видо:

— В прошлом и позапрошлом году мы получили огромное количество документальных фильмов, такие… очень чувствительные. Скажем, с горячей точкой зрения: прямо с Майдана, с фронта. А в этом году, надо сказать, все эти тематики не исчезли, но по-другому осознаются. Например, в этом году у нас больше экспериментальных фильмов – такие «рефлексии» о том, что происходит в Украине сейчас. В этом году у нас огромное количество фильмов – почти 300 украинских фильмов, это в два раза больше, чем в прошлом году. Поэтому мы решили собрать больше коротких метров, чем в предыдущих годах: у нас в этом году 21 короткометражный фильм. Наша цель, наши критерии – показать как можно вернее, ближе к реальности, что происходит сейчас в украинском кино. Разнообразие для нас очень важно.

Оценивало работы украинских кинематографистов жюри национального конкурса в составе Миры Сталевой (Болгария), актрисы Шани Кляйн (Израиль), режиссера Валентина Васяновича (Украина) и режиссера, сценариста Михаила Сигала (Россия).

Итак, первыми награду 7-ого Одесского кинофестиваля – «Золотой Дюк» за лучший короткометражный фильм разделили между собой две картины: «В Манчестере шел дождь» режиссеров Валерии Кальченко и Антонио Лукича и «Гвоздь» Филиппа Сотниченко. Также победители в коротком метре получили денежный приз в размере 25 тысяч гривен от партнера фестиваля.

Специальные дипломы жюри Национальной конкурсной программы получили работы «Панорама» Юрия Шилова и «Дидочок» Владимира Тихого.
 Диплом Международной федерации кино-прессы (FIPRESCI) за лучший украинский полнометражный документальный фильм получил фильм Юрия Грыцыны  «VARTA 1, Львов, Украина». Юрий признался, что он – одиночка: весь фильм он снимал самостоятельно, и собирается продолжать в том же стиле. А вот что он думает о том, в каком направлении должно двигаться документальное украинское кино:

— Мені здається, що ми в Україні зараз маємо величезну кількість тем, які не завжди висвітлені. Просто кіно, яке знімається традиційним методом – з оператором, з фінансуванням, з якоюсь звітністю, з якимись планами – воно достатньо повільно просувається… От якщо подивитися: де зараз наш великий фільм про АТО? – я не можу зараз назвати, що ми маємо великий фільм про АТО. Звичайно, є кілька прикладів, але це дуже суб’єктивні погляди на ці теми. Хотілося б більше фільмів з такою тематикою, тому що стоїть питання: які фільми ми будемо знімати поза цими двома темами – «Майдан» і «АТО»? Це насправді питання для великої кількості молодих режисерів, яких ми маємо. Мені здається, що кожен повинен займатися тою справою, яка його цікавить, зі своїм баченням, яке він має і, власне, бути вірним своєму абсурдизму, і знімати так, як він може знімати, і не так повільно, швидше доносити це до глядача.

В последний день работы кинофестиваля, 23 июля, на церемонии закрытия, которая проходила в Одесском оперном театре, были названы и награждены победители конкурсных программ. Помимо обязательной награды – статуэтки «Золотого Дюка» – некоторые участники были отмечены специальными призами.

Так, Мирослав Слабошпицкий за роль Дмитрия Ульянова в фильме Алены Демьяненко «Моя бабушка Фани Каплан» получил награду за лучшую актерскую работу от партнера одесского кинофестиваля, а Екатерина Молчанова, исполнившая в этом же фильме главную роль, получила из рук члена жюри национального конкурса Михаила Сигала цветы – в знак признания ее актерского таланта. Интересно, что актриса снялась также в короткометражном фильме «Дом» молодого украинского кинорежиссера Ирины Цилик, который был отмечен как лучший короткометражный фильм не только дипломом Международной федерации кино-прессы, но и симпатиями зрителей.

Статуэтка «Золотой Дюк» и денежный приз в размере 50 000 гривен в национальной конкурсной программе достались фильму режиссера Тараса Ткаченко «Гнездо горлицы». На фестивале он принимал участие также в международной конкурсной программе, и это была его мировая премьера. Фильм об истории простой женщины из глухого украинского села, уехавшей на заработки в Италию, имеет трагическую историю: съемки затянулись более чем на два года, за это время ушли из жизни сценарист фильма Василь Мельник и исполнитель главной роли Виталий Линецкий, поэтому можно сказать, что съемочная группа совершила подвиг, закончив фильм и представив его вниманию зрителей. Об этом рассказывает продюсер фильма Владимир Филиппов:

— Все мы хорошо понимаем, почему фильм снимался вместо запланированного года практически два с половиной. Ну, во-первых, это связано с финансированием – это понятно. А второй аспект – переписывался сценарий после гибели Виталия. Нам пришлось полностью изменить финальную часть фильма. И наша задача – мы об этом сказали в прошлом году на кинофестивале в Одессе – что мы максимально сохраним роль Виталия в фильме, и мы это в общем-то сделали, это была непростая задача: ее нужно было переосмыслить. Фактически финальный монтаж мы делали уже после Канн, и вы увидите абсолютно новую версию…
А по поводу эпизодов, которые не вошли – будет телевизионная версия фильма сразу после проката. Предвосхищу вопрос – прокат будет 19 ноября, порядка ста – ста двадцати копий будет продано.

Одним из важных событий нынешнего кинофестиваля стало появление еще одной конкурсной программы – программы документальных фильмов. В последние годы документальные киноленты принимали участие в кинофестивале, но, можно сказать, не были акцентированы. Между тем, в нашем стремительно меняющемся мире документальное кино получает особый статус свидетеля глобальных процессов, бесповоротно меняющих нашу жизнь – это относится и к политическим катаклизмам, и к камерным событиям жизни отдельно взятой личности. Часто они сливаются. Вот и на фестивале незримо присутствовал политический узник, украинский кинорежиссер Олег Сенцов: перед началом фильмов украинской программы зрителям напоминали о нем титры, а звездные гости – в частности, Мира Сталева, Ребекка О`Брайен – неоднократно со сцены напоминали о судьбе Олега Сенцова и необходимости бороться за его освобождение.

Специальный диплом жюри в конкурсе документальных фильмов достался молодому режиссеру Зосе Родкевич за фильм «Мой друг Борис Немцов», а  «Золотого Дюка» в номинации «Лучший европейский документальный фильм» получила картина французского режиссера Шарля Редона «В Калифорнии» – о семейном и творческом партнерстве супружеской пары – самого режиссера и его жены-балерины.

Прежде чем назвать победителей в международной конкурсной программе, председатель жюри международного конкурса Кристофер Хэмптон отметил, что он побывал на многих фестивалях мира, но находиться и работать в Одессе ему было особенно приятно:

— Перш за все, від імені міжнародного журі я хочу подякувати Одесі за її тепло, за її гостинність, за її красу. Нас тут надзвичайно приймали, нам було тут дуже затишно, дякую. І фільми, до речі, теж були хороші. Тому я хочу так само привітати відбірковий комітет фестивалю, оскільки хто б не обирав ці фільми, вони справді дали нам доволі важкий вибір, але ми власне дійшли в кінці спільного рішення.

Специальными дипломами международного жюри были отмечены фильм «Людоеды» французского режиссера Леи Фенер и греческий фильм «Загар» Аргириса Паладимитропулоса.
Статуэтку «Золотой дюк» за лучшую режиссуру получил Ксавье Серон за фильм «Смерть от смерти».
Приз за лучшую актерскую работу поделили две актрисы, которые, по словам члена жюри Ребекки О`Брайен, в своем контрасте дополняли друг друга в фильме «Привет из Фукусимы» – это Розали Томас и Каори Момои.

Лучшим фильмом седьмого одесского кинофестиваля по версии жюри стала картина молодого румынского режиссера Адриана Ситару «Незаконные». Статуэтку «Золотого Дюка» из рук главы международного жюри Кристофера Хэмптона получили молодые актеры Алина Григоре и Робби Урсу, которые признались, что эта награда для них – абсолютная неожиданность, поскольку все они экспериментировали, а фильм снимался при очень маленьком бюджете в 7 тысяч евро в течение целых трех лет.
Я же замечу, что ради таких неожиданных открытий и проводятся подобные фестивали.

Ну, а Гран-при по итогам зрительского голосования получил фильм молодого британского режиссера Чании Баттон «Кто горит, горит, горит». Словами продюсера этого фильма Дэниэла-Конрада Купера, произнесенными на церемонии закрытия, мне хочется закончить нашу программу о работе и итогах седьмого Одесского международного кинофестиваля 2016 года, поскольку они очень точно передают идею фестиваля:

— Я хочу подякувати Одеському фестивалю і сказати, що саме завдяки таким фестивалям глядачі в різних країнах можуть побачити фільми, які б вони навряд чи побачили б за інших умов. І я хочу взагалі подякувати творцям фестивалю саме за те, що вони надають нам можливість показувати подібні фільми, доносити їх до різної аудиторії. Я дуже хочу подякувати глядачам, які подивилися наш фільм, адже я впевнений, що коли ви йшли його дивитися, ви не знали про нього дуже багато. Я хочу власне сказати вам, що саме завдяки глядачам, які ідуть на оці фільми, про які вони не знають багато – це є нашим більшим натхненням для створення нових фільмів. Адже глядач, який не іде на дуже широко рекламовані фільми, про які він точно знає, що буде відбуватися, а глядач, який ризикує, який наважується на оцю подорож, на подорож за новим досвідом – це те, заради чого ми власне створюємо нове кіно. Дякуємо вам.

И, закрывая седьмой международный кинофестиваль, его президент Виктория Тигипко по традиции объявила о начале работы следующего, который состоится в 2017 году также в Одессе с 14 по 22 июля.
Программу подготовила и провела Виктория Фролова, звукооператор и музыкальное оформление – Екатерина Триль. Мы прощаемся с вами – до новых интересных событий.