Память детства. Часть 2. В гостях у бабы Шуры

Светлана Салова
Память детства

Часть 2. В гостях у бабы Шуры


01 У бабушки в Копейске

Баба Шура и дед Алексей – родители моей мамы. Они живут очень далеко, в Копейске. Мне нравится это название – Копейск. Туда надо лететь на самолёте, а потом ехать на такси. Каждое лето мы бываем у бабы Шуры. Баба всё время хлопочет по дому. Дед – вяжет сети, чтобы ловить рыбу. В Копейске есть большое озеро с красивым названием «Курочкино» и лес. Дед любит рыбачить на озере и ходить в лес на охоту. Я люблю смотреть его журналы «Охота», в них много картинок разных зверей. У бабы с дедом живут мамины братья, мои дяди – Вовка и Виталька. Виталька катает меня на велосипеде, а Вовка крутит на магнитоле музыкальную сказку "Бременские музыканты" по недавно показанному мультику.


02 Бабушкина квартира

У бабушки в квартире две комнаты. Из маленькой прихожей, через большую арку, виден весь зал. В зале стоит буфет, диван, телевизор, а посередине - круглый стол, покрытый жёлто-чёрной, с бахромой, скатертью, свисающей низко со всех сторон. Так интересно залезть под стол и оказаться как будто бы в круглом домике. А из бахромы можно плести косички...

Из зала ведёт проход в спальню с тремя кроватями и шифоньером. Бабушкина кровать высокая, по струночке заправлена белоснежным вышитым покрывалом. В изголовье громоздится горка нарядных подушек, накрытых прозрачной кисеёй, из которой я могу мастерить пышную накидку и представлять себя сказочной принцессой. Каждое утро, перед тем, как заправить кровать, бабушка взбивает пышную перину, расправляет каждую складочку. Поэтому кровать смотрится безупречно! Конечно, ни о каком валянии на ней среди дня не может быть и речи! Койки бабушкиных мальчишек, моих дядек Вовки и Витальки, поскромнее. Возле каждой кровати на стене висит коврик. Мне нравится коврик возле Виталькиной кровати. На нём изображены красивые олени. Коврик мягкий, плюшевый, очень приятный на ощупь. Везде, на дверях и окнах, красивые вышитые шторы. Моя бабушка - мастерица в вышивке. Вышивает она, в основном, гладью. Но может и крестиком. Расписные разноцветные цветы и узоры просто изумительны! Когда мне купят детские пяльцы, я тоже буду вышивать! Ещё бабушка вяжет огромным пластмассовым крючком круглые коврики из длинных разноцветных лоскутков ткани. Получается очень пёстро и красиво! А в нижнем ящике шифоньера, в коробке, хранится несметное количество пуговиц разных цветов, форм и размеров. Я очень люблю их разглядывать. Некоторые - как драгоценные камушки!

А ещё у бабушки есть маленькая тёмная комнатка, совсем без окон. Называется - чулан. В чулане стоит большой сундук, на котором даже можно спать, и большой шкаф, в котором дед хранит свои рыболовные и охотничьи снасти. Если играть в прятки, то лучшего места, чтобы спрятаться, не найти... В чулане немного пахнет нафталином. Этот запах напоминает мне зиму и снег. Потому что, когда мама дома, в начале зимы, достаёт мою шубу, от шубы тоже так пахнет. Мама говорит, нафталин нужен, чтобы моль не съела шубу.

В бабушкиной кухне мне очень нравится маленький шкафчик под окном. Шкафчик прямо вделан в стену. Под окном видны только две дверки. Летом в шкафчике всегда стоят разные сладости: мёд, варенье, сахар, печенье, пряники и конфеты. А зимой в шкафчике холодно, и его можно использовать как холодильник.

У бабушки есть и настоящий холодильник. Однажды, когда взрослые куда-то уходят, я достаю из холодильника большой красивый торт с розочками и все розочки съедаю. Что было потом, нетрудно догадаться... Розочки из масла для маленькой девочки... Несколько лет после этого "пиршества" я не могла даже смотреть на пирожные и торты с масляным кремом.


03 Наташины сказки

Как-то раз, кроме нас, к бабушке в гости приехала её младшая сестра, моя баба Нина с дочерью Наташей. Всех разместить в такой маленькой квартирке очень сложно. Спальных мест - трёх кроватей, дивана и сундука в чулане - не хватает. Приходится ночью располагаться и на полу. Мы расстилаем матрасы и одеяла прямо посередине зала, сдвинув стол к дивану. Получается замечательный лежак, с которого даже нельзя упасть. Не то что с кровати! Я прошу, чтобы мне разрешили спать на полу, вместе с бабой Ниной и Наташей.

Наташа, по сравнению со мной, совсем большая. Она уже заканчивает школу. А мне ещё до школы - ой, как далеко! Наташа знает много интересных историй и сказок. Когда Наташа была маленькая, у неё было очень много книжек, она их все перечитала, и потом эти книжки баба Нина прислала мне в посылке. Сейчас книжки дома. А Наташа - рядышком! И, когда мы ложимся спать, она потихонечку рассказывает мне сказки. Одну я запомнила очень хорошо. Историю братьев Гримм про маленьких человечков-гномиков.


04 Малина из соседского сада

Неподалёку от бабушкиного поселка расположены сады (огороды). Сады отгорожены друг от друга межами-канавками. У бабушки в саду растёт малина. Бабушка объясняет, что я могу есть малину только с кустов нашего сада, а через канавку – чужая, соседская малина. Я срываю ароматные, вкусные, тающие во рту ягоды, строго придерживаясь «своих» кустов. Появляется соседка, и, непонятно для чего, я выпаливаю: «А я вашу малину ем!» То ли я хочу проверить, что будет, если я действительно съем ягодку с чужого куста, то ли мне интересна реакция соседской тётеньки? Не знаю. Но разражается страшный скандал. Бабушка говорит, что я не брала соседской малины, а соседка кричит: «Устами младенца глаголет истина!» Я уже не рада, что соврала. Но понимаю, что теперь доказать свою невиновность не смогу, тем более, что тётенька, в моём понимании, жадная и злая.


05 Сторожка в саду, хлеб и чеснок

В саду много яблонь, деревьев с вишней, кустов малины и смородины. Есть грядки с морковкой, луком и всякими разными съедобными штуками. Но больше всего я люблю чеснок пёрышками. Я - не любитель еды. Дома очень трудно заставить меня есть. Но в саду есть сторожка, в которой стоит старый продавленный диван, круглый стол, и вот за этим столом очень даже вкусно макать пёрышки чеснока в соль и заедать мягким, душистым хлебом! Хороша так же морковка, вытащенная за косу из земли и вымытая в вагонетке, стоящей посреди сада.

Люблю бродить в зарослях вишни. Вишнёвые деревья высокие. Я поднимаю голову. Ягоды - крупные, сочные - висят надо мной, пронизанные лучами солнышка и оттого кажутся какими-то драгоценными камнями.


06 Качели

Дома, где я живу, во дворе есть только песочница и лавочки. А у бабы Шуры во дворе есть настоящие качели. Они большие и железные. На качелях может качаться сразу два человека, потому что на одной высокой перекладине прикреплено две качели. Качели приятно поскрипывают. Этот скрип слышно даже из дома, когда открыта форточка. Я очень люблю качаться…

Возле качелей всегда очередь. Во дворе, кроме меня, много детей. Я терпеливо жду, стоя с одной стороны качелей, которая напоминает мне букву «А». Пока ждёшь, можно повисеть на перекладинке этой «буквы», что, время от времени, я и делаю.

Наконец, качели на противоположной стороне освободились. Моя очередь! И я опрометью, наперерез качающейся с этой стороны девочке, кидаюсь к долгожданному сиденью. И внезапно оказываюсь лежащей на земле. Почему-то в подбородке боль… Я прикасаюсь к подбородку и ощущаю что-то тёплое и мокрое. Смотрю на руку, а она – вся в крови! Только тут я понимаю, что произошло. Очень пугаюсь и начинаю реветь. Подбежавшие взрослые помогают мне встать и отводят домой.

Железные качели рассекли мне подбородок. Пришлось вызывать «Скорую помощь» и ехать в больницу зашивать рану.

До сих пор под подбородком остался маленький, еле заметный, шрамик-пятнышко. Качаться я не разлюбила, но на всю жизнь получила урок – обходить качающиеся качели десятой дорогой. Точнее – не перебегать по гипотенузе, а прокладывать путь по катетам. Про гипотенузу и катеты я, конечно, узнала уже в школе. Но с практической геометрией жизнь познакомила меня ещё в раннем детстве.


07 Сказки-пластинки

Мама привезла мне из Челябинска комплект пластинок-сказок. Там были: «Кот в сапогах», «Кот-хвастун», «Кошкин дом», «Крошечка-Хаврошечка», «Приключения Чиполлино», «Сказка про зайца с чудесными ушами», «Сказки Корнея Чуковского» и много маленьких пластинок с русскими народными сказками. Каждая пластинка – в красивом красочном конверте. Каждую сказку я готова слушать по много раз подряд.

Помню, уже не у бабушки, а дома, лежу в кроватке больная. Мама предлагает поставить сказку. Я непременно хочу ту, что слышала уже неоднократно. Капризничаю, не хочу, чтобы мама ставила новую, неизвестную сказку. Тогда мама говорит: «Давай, я включу, если тебе не понравится, поставлю ту, что ты просишь». Нехотя соглашаюсь. И уже через пару минут – я вся во власти новой сказочной истории, и она мне кажется самой интересной. Теперь именно эту пластинку я буду слушать, пока не запомню её почти наизусть.


Светлана Салова
2012, 2016 г.г.

На фото - Я с дедом Алексеем в саду.

Память детства. Часть 3:
http://www.proza.ru/2016/08/02/1814