Страницы жизни

Алексей Шутёмов
  Профессор Виталий Крючков присел в парке отдохнуть. Старость всё-таки говорит своё веское слово, хотя впереди так много планов, и ещё много чего нужно сделать.

    — Виталий Алексеевич, добрый день! -

    — Добрый день, Пётр Петрович! — профессор обращался по имени-отчеству ко всем — студентам-первокурсникам, старших школьникам, нестаршим школьникам и даже дошкольникам. По имени он называл только жену, и то не всегда.

    — Скажите, вы и вправду отвоевали три войны? -

    — Да. Германскую, Гражданскую и Великую Отечественную. -

    — Но как же вы, учёный, можете быть верующим? -

    — Я вас прекрасно понимаю, товарищ комсомолец. Но наука работает ровно в своей области, и не работает за её пределами. Вот если бы я со своими физическими знаниями полез к филологам, много бы хорошего вышло? Попробуйте-ка рассчитать точный объём повести и точный объём романа, и над вами будут смеяться до конца жизни! -

    — Но ведь Бога никто не видел! -

    — А нейтрино вы видели? -

    — Но ведь есть приборы! -

    — А когда не было приборов? -

    — Но что вам говорят другие учёные? -

    — Видите ли, двое моих учеников — академики. Кроме того, по моей теме в мире работают семь человек, включая меня. Не все согласны, но терпят. -

    — А как вам удалось прожить 65 лет с женой? -

    — Просто — взял и прожил. Как и жизнь. -

    — А нужен ли для этого штамп в паспорте? -

    — Нужен. -

    — Но ведь бумажка и формальные клятвы ничего не значат! -

    — Значат, Пётр Петрович! Я попрошу, чтобы вам не выдавали диплом. -

    — Почему?! -

    — А зачем вам бумажка? Вам дали прекрасные знания, которые не стоят этой бумажки. -

    — И куда я без диплома пойду? -

    — Без свидетельства о браке тоже много куда пойти нельзя.

    — Но ведь многие ставят штамп в паспорте, потом разводятся… -

    — Видите ли, я давал присягу ещё при царе. Многие стали предателями. Один к белополякам ушёл, так я его потом под Днепропетровском в плен взял. В 56-м освободился, умер недавно. Так-то вот. Не судите о той или иной группе людей по худшим представителям — в Германии были и Гитлер, и Тельман. И о человеке не судите по худшим проявлениям. Кто, по-вашему, был Джек Лондон? -

    — Ну, великий писатель, борец за права рабочих… -

    — А если я скажу, что это грабитель, зек и наркоман в придачу? -

    — Ну, если так судить… -

    — Видите ли, Пётр Петрович, нету силы в бумажке, но она подтверждает ваши качества — будь то душевные, или умственные. Потому иными бумажками стоит гордиться. И клятва вам нужна отнюдь не из-за того, что в себе не уверены, а как раз в том случае, если ты в себе уверен. Да, не все держат слово. Но у вас вся жизнь впереди, и будет много возможностей как сдержать клятву, так и преступить. Выбор за вами. -

  Солнце над старым парком поднялось в зенит.