Киев. Польская женская гимназия В. А. Перетяткович

Влад Каганов
        В конце ХIХ века польское население Киева составляло более 35 тысяч человек или около 8% тогдашнего населения. В городе работали польские детдома, польские школы, издавались польские газеты, работали польские театры. Переломным моментом в жизни Киевской польской общины стал 1905 год, когда был издан манифест, позволявший полякам использовать родной язык в литургии, открывать польские школы, печатать собственную прессу и создавать общественно-культурные и благотворительные общества.

В 1907 году в Киеве была открыта первая частная польская женская гимназия с пансионом на 30 девочек, которым руководила замечательный педагог и организатор ВАЦЛАВА ПЕРЕТЯТКОВИЧ.

Мне удалось отыскать на польском сайте не только биографию этой удивительной женщины, но и её прекрасное фото.

        ВАЦЛАВА АНАСТАСЬЕВНА ПЕРЕТЯТКОВИЧ (Waclawa с Jedrzejewiczew Peretjatkowicz; 1855-1939) - происходила из обедневшей польской землевладельческой семьи, была дочкой участника польского ноябрьского восстания 1830 года, позже работника лесоводства в государственных лесах – Анастасия Еджеевича (Anastazego Jedrzejewicza; 1811-1899).
В 1887 году Вацлава вышла замуж за владельца потребительского магазина в Одессе - Кароля Перетятковича(?-1906).
Начинала В.Перетяткович свою педагогическую деятельность, как учитель географии в частной школе пани Сикорской (Sikorskiej) в Варшаве, преобразованной в независимой Польше в гимназию имени Королевы Ядвиги (Jadwigi).
По некоторым сведениям, в 1904-1905 году она была учителем французского языка в частной женской гимназии С. В. Алексиной в Кременце на Волыне.
         В 1906 году, после смерти мужа, переезжает в Киев и с маленькой надеждой, которая появилась в связи с более благоприятным политическим климатом, возникшем после революции 1905 года, начинает борьбу за открытие в Киеве первой польской средней школы для девочек.

ПОБЕДЫ И ПРОБЛЕМЫ

         Проявляя огромную энергию и изобретательность, В.Перетяткович едет в Петербург и летом 1907 года получает разрешение на открытие гимназии, но только с преподаванием на русском языке, а польским – факультативным. И хотя, это было не совсем то, чего она добивалась, но дает согласие, поскольку верит в возрождение польской школы благодаря польским учителям, тем более, что будет подбирать их тщательно. Рассказ о некоторых из них читайте в разделе «Преподаватели гимназии».
      Ещё она верит в возможность «провоза контрабандой» в официально разрешенной программе польской истории и литературы.

Первые сложности в работе гимназии возникли в 1910 году, когда в связи с острым финансовым кризисом, резко снизилась помощь на оплату обучения и стипендии для малоимущих учениц. Но и тут помогли известные деятели киевской польской общины: президент Общества помощи студентам польской школы Йозафат Анджеевский (Jozafat Andrzejewski), адвокат Йордан Пересь-Солтан (Jordanem Pere;wiet-Soltanem) и Кароль Вилькошевский (Karolem Wilkoszewskim), которые открыли для школы банковский кредит до 3000 рублей. Через три года долг, который она взяла на себя, был погашен.

Первоначально, чтобы аттестаты школы соответствовали тем, которые получали выпускницы государственных женских гимназий, экзамены ученицам приходилось проводить в Немецкой мужской гимназии у которой такие права были.
Наконец, весной 1914 года Вацлава Перетяткович добилась уравнивания своей гимназии с правами государственных школ. С этого года экзамены на аттестат зрелости проводились в здании гимназии.

В 1915 году, когда во время Первой мировой войны фронт опасно приблизился к Киеву и многие школы стали эвакуировать, что поставило бы под сомнение само существование польской школы, Вацлава не согласилась на эвакуацию и лично едет к командующему юго-западным фронтом генералу Алексею Алексеевичу Брусилову (1853-1926), и получает его согласие остаться в городе.

          Более того, военные события привели к приезду в Киев многих польских семей. Детям необходимо было создать условия для продолжения прерванного обучения и получения аттестата. Поскольку гимназия уже не могла справляться с потоком желающих, возникла потребность в открытии еще одной школы для девушек, которые раньше учились в польских школах. Вацлава сперва обращается в Варшавский попечительский совет, а затем едет в Москву, где получает разрешение на открытие второй женской школы, теперь уже с польским языком обучения, хотя и с немного сокращенной программой обучения.

         Кроме того, она добивается включения в курс гимназии таких предметов, как польская литература и история, греческий язык и создания школьной скаут-команды.
          А ещё она приглашает преподавать в своей гимназии выдающихся польских ученых, в будущем - известных профессоров, которые спасаясь от войны, тоже приехали на берега Днепра.

Наконец, в 1917 году, после февральской революции, сбывается её мечта- гимназия переходит на преподавание всех предметов на польском языке.
Кроме того, также в 1917 году она организует в Киеве польские гимназические курсы для взрослых, которые, как она отметит потом «имели также большое значение для распространения и сохранения польской культуры», как и все, что она делала до этого.

         Последний раз выдачу аттестатов своим воспитанницам Вацлава Перетяткович проводит в мае 1920 года, когда в Киев вступили польские войска.
          В июне 1920 года, когда под напором большевистских войск, польская армия оставляла город, вместе с ней уходили все польские учреждения, и тысячи учителей и учащейся молодежи перебирались в Польшу.Навсегда оставила любимый город и Вацлава Перетяткович.

В Польше В.Перетяткович продолжала свою преподавательскую деятельность. В 1920-1922 годы была директором государственной женской гимназии им. Марии Конопницкой в Ломже, а затем в городке Воломине (Wolominie) под Варшавой.
Когда 9 мая 1937 года в Варшаве состоялась встреча бывших выпускниц и преподавателей, посвященная 30-летию основания Киевской гимназии, на которой они воздали должное неутомимым усилиям основательницы этой гимназии, Вацлава Анастасьевна,которой исполнилось 82 года, прислала своим воспитанницам следующее послание:
«Уважаемые дамы и господа, мои бывшие соратники и вы, «перетянки», мои любимые ученики! Когда я возвращаюсь к своим воспоминаниям, они все проходят передо мной красочной процессией. Я вспоминаю много девичьих головок, и ярких смеющихся глаз, и всяких трагикомических конфликтов, которые почти всегда заканчивались благополучно.
Я помню отдельные классы, каждый из которых имел свою особенную физиономию, и наши прекрасные школьные каникулы, и тот солнечный детский сад, где было столько пения и столько вольной, детской сосредоточенности.
        Я счастлива и горда тем, что мне удавалось сохранять столь высокий уровень преподавания в такой веселой атмосфере. Да, действительно, я испытала в жизни немало счастья, редкого счастья осуществления своих планов вопреки всем трудностям и препятствиям — «вопреки надежде и вопреки уверенности, холодным духам и гадалкам». Не для пустой славы.
Я работала не для украшений и не для прибыли, а для радости, что я делаю то, что следует сделать, и что это было сделано правильно. И сегодня, в конце моей жизни, когда я могу еще раз обратиться к вам, мои любимые девочки, потому что вы всегда такие для меня, я желаю вам этого осознания того, что вы прожили свою жизнь не даром.
         Должна добавить, что всего этого я бы не смогла сделать, если бы не было у меня такой замечательной группы соратников, их доверия и понимания и моральной поддержки в польском обществе на Украине, за что выражаю сердечную и глубокую благодарность!»

ОТКРЫТИЕ ПОЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В 1917 году осуществляется и другая часть плана - В.Перетяткович получает от правительства разрешение на открытие Высших польских научных курсов- по сути университета.
        Таким образом выстраивался полный образовательный цикл: детский сад- гимназия-университет.

        С подбором преподавательского состава для проектируемого вуза особых проблем не было.
        Во-первых, в киевских вузах-  университете, политехническом институте и высшем коммерческом институте- в 1916 году среди преподавателей (профессоров и доцентов)- было около 30 поляков.
       Во-вторых, только в 1915-1916 годы в Киеве оказались многие профессора из вузов Львова, Варшавы и других польских городов.

        Вскоре после получения правительственного разрешения, 26 января 1917 года Вацлава Перетяткович пригласила профессоров на первое организационное заседание. Собравшиеся профессора не только поддержали предложение организовать Польские Высшие научные курсы(ПВНК), но тут же стали заинтересованно обсуждать программу обучения.
         
         Среди важных вопросов- избрание директора. Новодворский, которому была предложена должность, отказался, согласившись только читать лекции и входить в совет профессоров. В результате директором был избран профессор Киевского  университета и политехнического института БОГДАН ШИШКОВСКИЙ (1873-1931)

         Во-вторых, вначале было решено, что занятия начнутся 13 февраля 1917 года в помещении польской гимназии, но по целому ряду причин, открытие было перенесено на полтора месяца.

        Наконец, 31 марта 1917 г. состоялось торжественное открытие.
        Началось мероприятие в субботу в 11 часов с богослужения в церкви Св. Александра, а затем в 16 часов продолжалась в помещении польского клуба «Звено», в присутствии педагогов,  слушателей и приглашенных гостей из многочисленных польских организаций Киева.
        Выступали: директор профессор Богдан Шишковский, профессора Ю. Бартошевич и В. Новодворский, Р. Ф. Потоцкий, из числа слушателей -студент Б. Домославский.
 
        Первое время занятия проводились ежедневно с 17 до 21часа в помещении Перетятковской гимназии, где для этого были выделены два класса.

        До июля 1917 года на Курсах преподавали 12 профессоров и 3 доцента. Всего же в 1917-1919 годы в колледже в разное время преподавали около 40 человек.

После окончания весеннего семестра, ПВНК были преобразованы в Польскую Университетскую Коллегию(ПУК),которую возглавил профессор ЛЮДВИК ЯНОВСКИЙ.
        Бывший до этого директором Богдан Шишковский- стал проректором, а секретарем избран Ян Каминский.
       На осенний семестр записалось уже 718 слушателей.

         Поскольку слушателей набралось так много,было решено перевести Коллегию в пятиэтажное здание в Рыльском переулке, 10. Здесь же расположилась и женская гимназия Вацлавы Перетяткович.

        На торжественной церимонии, состоявшейся  в новом здании Коллегии выступили: ректор Людвик Яновский, президент Общества содействия польской культуре и науке, возглавивший попечительский совет, занимавшийся экономическими и финансовыми вопросами Франц Потоцкий(1877-1949); председатель польского комитета освобождения, занимавшегося созданием польских учебных заведений, - адвокат, публицист Иоахим Бартошевич(1867-1938), от украинского Министерства образования- литературовед Павел Иванович Зайцев(1886-1965). От имени обучающейся молодежи выступал студент Галиковский.

         Многие преподаватели  принимали активное участие в научной и политической жизни тогдашнего Киева.  Так, 5 октября 1917 года на открытии Украинского университета,  Людвик Яновский произнес на польском и украинском языках речь, напоминавшую о положительных страницах польско-украинских отношений.

В 1918-1919 годы, в результате начавшейся гражданской войны и постоянной смены власти, проводить занятия становилось всё сложней.В первой половине 1919 года, командовавшие в в городе большевики, стали проводить среди преподавателей и студентов аресты. 18 июня был арестован ректор Яновский. Хотя в конце концов усилиями общестенности Яновский был освобожден, судьба вуза была практически решена.
        В июне 1920 года вместе с отступающими из Киева польскими войсками, последние преподаватели и студенты оставили город.


ЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ

Гимназия размещалась в наемных помещениях. В том числе, в трехэтажном доме на углу Бибиковского бульвара (бульвар Т.Шевченко) и улицы Больничной (Пироговской) - теперь здание педагогического университета им. М.Драгоманова, который построил в 1872—1873 годы купец Адам Андреевич Снежко.

В 1914-1920 годы - гимназия размещалась на ул.Владимирской 47.
 
         Здание было трехэтажное кирпичное с цокольным этажом, построенное в стиле неоренесанс с элементами барокко по проекту киевского архитектора Виктора Ивановича Сычугова, как доходный дом, по заказу киевского купца 1-й гильдии, члена городской Думы, милионера, входившего в десятку самых богатых горожан Киева - Фридриха Густавовича Михельсона(1840-1908).
        Возведением здания занимался другой известный киевский архитектор - Александр Яковлевич Шилле, который внес в первоначальный проект некоторые изменения, связанные с тем, что в здании должны были расположиться несколько учебных заведений.

Застроенный по периметру участок, первоначально имел большой внутренний двор. Каждый этаж был рассчитан на четыре больших группы помещений: две – в главном корпусе, две – в тыльном флигеле с коридорным двусторонним планированиям. Из-за того, что уровень участка имел значительный перепад высот, под поперечным дворовым корпусом, был построен дополнительный этаж, который соединялся с двором пологими пандусами вдоль боковых флигелей. Главный фасад имел трехдольную композицию с развитым центром. Нижний этаж рустуемый, имел два входных прореза (из них боковой – более поздний) и проезд на двор.
       Южный фасад поперечного флигеля выходил на широкую террасу, которая соединялась лестницей с расположенным ниже садом. Второй и третий этажи были решены ритмом пилястров коринфского ордера, центр оформлен тремя арками, которые опираются на спаренные колонны. Венчает сооружение аттик с треугольными фронтонами. Художественную ценность имеют дубовая резная столярка главного входа, элементы внешнего декора, выполненные из кирпича и отлитые в гипсе лепные детали, а также двумаршевая лестница с металлическими поручнями.

Сразу после окончания строительства, в 18 комнатах на третьем этаже расположилась Рисовальная школа, основанная в 1875 году художником и педагогом, выпускником петербургской Академии искусств Николаем Ивановичем Мурашко (1844-1909); первый этаж занимала женская гимназия Антонины Бейтель, а гимназия Вацлавы Перетяткович- арендовала второй этаж.

      С ноября 1918 года в помещении гимназии арендовал за 2000 руб. на год одну комнату с правом пользоваться залом для заседаний и лекций созданный Киевский археологический институт.

Когда была открыта при гимназии Коллегия, поскольку слушателей набралось так много, Коллегия расположилась в пятиэтажном здании в Рыльском переулке, 10.
         Это здание было построено специально для гимназии Михаила Стельмашенко по проекту архитектора Михаила Григорьевича Артынова (1853-1913)
 
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

        В 1907 году, когда открылась гимназия, были три младших класса и подготовительный класс.
При школе также были пансион, а в 1916 году В. Перетяткович со своими единомышленниками открывает при гимназии детский сад.
         В детский сад принимались дети от 4-7 лет.
         В основу нового детского учреждения была положена система итальянского врача, философа, гуманиста, педагога - Марии Монтессори (1870-1952).
        Основными принципами этой системы являются: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. С этой целью использовались специализированные образовательные материалы.
       Занятия в саду проводились по новейшим методикам, в том числе, иллюстративный метод.  Программа включала игры, пение, рисование, а также изучение французского языка.

В гимназии, кроме тех предметов, которые соответствовали стандартам женских гимназий, то есть: закон божий, русская словесность, всемирная и русская история, география, естествознание с гигиеной, арифметика, геометрия, физика и космография, французский, немецкий и польский языки, педагогика, рисование и чистописание, рукоделие, музыка, пение, гимнастика и танцы- преподавались польский язык и литература, а также читалась польская история, направленные на воспитание у девушек чувства патриотизма и благородных высоких идеалов, которыми они должны были руководствоваться на протяжении всей их жизни.

В свою очередь, необходимость материального содержания школы консолидировала взрослое польское население. Его посильные пожертвования были актами доброго дела не только относительно собственных детей, а для всего польского сообщества.
Показательно, что годовые бюджеты школы были достаточно солидными. Так, только Киевское «Польское общество народного образования на Руси» («Polskie towarzystwo oswiaty ludowej na Rusi») тратило на содержание собственных образовательных заведений в среднем 5 тыс. рублей в год.

«Ученицы моей матери - вспоминала Янина Перетяткович,- были преимущественно «хорошо воспитанные девицы» из домов известного уровня культуры — польской культуры — и притом приличного, по крайней мере, достатка. Пролетарских детей в школе пани Перетяткович вообще не было, и всего несколько человек пользовались освобождением от платы.»

Гимназия пользовалась большой популярностью в польских семьях, а ученицы выделялись на улицах Киева своей красивой клетчатой школьной формой, о которой шутя говорили: «Переточки носят клеточки».

«Была то чудесная школа – чудесная, благодаря своеобразной атмосфере, созданной женщиной, которая никогда не навязывала нам ни своего присутствия, ни своего мнения, но умела мудрыми, деликатными руками держать поводья большого, крепкого учреждения, подбирать отличный персонал, руководить им, ведя вперед непослушную стаю самых разных темпераментов»,- воспоминала бывшая воспитанница гимназии писательница Ирина Бачковски-Заблоцкая( Irena Baczkowskiej-Zablockiej; 1902-2006)

УЧИЛИСЬ В ГИМНАЗИИ

       Училась в гимназии-библиотекарь,участница польского антифашистского сопротивления  ИРЕНА БИСКУПСКАЯ (1903-1983)
         Родилась в Варшаве, в семье инженера-химика Евгениуша Бискупского  и Янины, урожденной Барановской. Вскоре после её рождения, отец устроился работать на Сенявском сахарном заводе в Украине, семья переехала в Киев, где Ирена провела все свое детство.
         После переезда семьи в Варшаву, продолжила обучение в женской гимназии Антонины Валицкой, в которой в 1922 году получила аттестат зрелости.
В том же году поступила на факультет естественных наук, но через год перевелась на гуманитарный факультет Варшавского университета, где изучала польскую филологию.
         В 1930 году окончила библиотечные курсы при Центральной военной библиотеке, сдав экзамен и пройдя библиотечную практику, она начала работать в этом же учреждении. Сначала работала в отделе книжной печати - по алфавитной и тематической каталогизации, а затем в отделе периодических изданий, где стала заведующей. Там она проработала до начала войны в сентябре 1939 года.
          После начала Второй мировой войны и окуппации Польши, с января до начала июля 1940 года - работала волонтером в Центральном совете благосостояния в Варшаве, а затем до 1 августа 1944 года - во вновь открывшейся Национальной библиотеке, где была заведующей отделом журналов.
При этом, была активной участницей движения сопротивления, участницей Варшавского восстания по прозвищу «Клара». Участвовала в деятельности Штаба Армии Крайовой - 6-й дивизии БиП (Управление информации и пропаганды) и информационной радиостанции «Анна». Доказательства ее антифашистской деятельности сейчас находятся в коллекции Музея Варшавского восстания.
        В 1956 году  была награждена Золотым крестом за заслуги, а позже и Рыцарским крестом ордена «Polonia Restituta»(«Возрождения Польши»)
        После подавления восстания и изгнания немцами из Варшавы, сначала жила у родственников в Новом Тарге, затем в Кракове, где после его освобождения подала документы на работу в Ягеллонскую библиотеку, где проработала до апреля 1945 года.
       В конце мая вернулась в Варшаву и работала в библиотеке Министерства просвещения заведующей отделом периодических изданий.
В апреле 1949 года переведена (по собственному желанию) в Библиотеку Варшавской школы экономики, где до 1980 года работала куратором в отделе периодических изданий.
        Одновременно была членом Союза библиотекарей Польши. Кроме того, много лет состояла членом  Гребного общества, поскольку гребля была ее страстью и она регулярно участвовала в соревнованиях. Как представитель Ассоциации гребного общества посетила Англию, Бельгию, Швецию, Венгрию и Италию. В заграничных поездках ей помогало владение русским, французским, немецким и основами английского языка, которые знала еще со школы.


В 1919 году окончила гимназию - польская писательница ИРЕНА БОНЧКОВСКА (рожденная Заблоцкая; Irena Boczkowska;1902- 2006).
Родилась в Киеве. Её отец- бизнесмен и благотворитель Витольд Заблоцкий- занимался торговлей семенами кормовых растений, оказывал финансовую поддержку Римско-католическому благотворительному обществу и пожертвовал крупную сумму на строительство в Киеве костела св. Николая.
        Мать- Янина Сохачевская- также участвовала в благотворительности и состояла  в группе женщин, которые присматривали за приютом для престарелых.
        «Мой отец был из Познани, моя мать из Украины,- с улыбкой рассказывала Ирена,- так что я могу сказать что я смесь«двух типов людей»- познанской точности моего отца и украинской фантази моей матери.»
        В детские годы Ирена часто бывала в Германии, где отец в Берлине имел небольшой дом, а летние месяцы проводила в их имении в Шиманове.
Во время польско-большевистской войны работала в полевых госпиталях.
В 1920 году вместе с родителями переехала в Польшу.В 1923 году окончила Сельскохозяйственный университет в Быдгоще, а после работала инструктором по сельскому хозяйству, занималась птицеводством и животноводством.
        В 1926-1929 годах работала преподавателем в птицеводческой школе в Юлине, затем в Центральном комитете по птицеводству и в Ремесленных палатах в качестве инструктора фермерских клубов, писала статьи для различных сельскохозяйственных журналов, представляла Польшу на международных научных конгрессах, посвященных птицеводству.
          В 1934 году Ирена вышла замуж, как она рассказывала много лет спустя, за «красивого уланского офицера» Яна Бончковского, который «разделял ее любовь к природе и лошадям».
           Начало Второй мировой войны застало Ирену Бончковскую в Литве, откуда она через Эстонию отправилась в Швецию, а оттуда во Францию, где родила сына и провела три трудных военных года. В 1943 году переправилась в Великобританию. В Шотландии она работала в сельскохозяйственной школе польской армии, а также в Институте генетики животных в Эдинбурге.
После войны вернулся из Нормандии, за которую он сражался, её муж.
         В 1948 году она вместе с мужем основала птицефабрику, но вскоре обанкротилась. Чтобы содержать свою семью, Ирена начала писать. «Физический труд положительно влияет на письмо как таковое, выполняя его есть время подумать, придумать, что потом записать. После изнурительной дневной работы,-рассказывала Ирена,- вечерами ссадилась писать», потому что, как она сама говорила, ей нужен был другой мир, доступный только в ее воспоминаниях.
         В 1953 году Бончковска дебютировала рассказом «Куявский бал». Критики и читатели сразу же приветствовали автора как литературное откровение. Еще один рассказ - «Дорога в Брайлов» - подтвердил ее писательский талант.
С 1954 года работала в британском образовании.
В 1959–1966 годы изучала этнографию в ПУНО.
В 1973-1986 годы работала учителем физики и химии в польской школе в Фоли-Корт .
Выйдя на пенсию, она переехала в любимый район Лондона - Илинг и продолжала писать.
В 1963 году Ирена Бончковска была удостоена премия еженедельника «Wiadomosci» («Ведомости») за лучший роман о польской эмиграции. В 2005 году, в конце жизни, она получила литературную премию Ассоциации писателей зарубежья.
До конца своих дней она была сильной, независимой и энергичной женщиной. Уже когда ей было за сто лет, она отправилась в путешествие в Польшу, чтобы провести лето в Кампиносской пуще, где в молодости ее любимым занятием были прогулки в открытой повозке, запряженной парой лошадей.

         Окончила гимназию- польская оперная певица(меццо-сопрано и сопрано) ВАНДА ВЕРМИНСКАЯ(Wanda Werminska;1900-1988)
         Родилась в Украине, в Белой Церкви, где провела детство, изучая дома как общие предметы, так и игру на фортепиано.
В гимназии Ванда пела в школьном хоре и брала уроки игры на фортепиано. Ее также приняли в польский хор, основанный публицистом, историком и меценатом графом Михаилом Станиславовичем Тышкевичем (Michail Tyszkiewicz;  1857 - 1930).
         С 1915 года, во время Первой мировой войны, она работала в Польской военной организации помощи военнопленным.
В 1920 году после переезда семьи в Польшу, дирижер Артур Родзинский(1892—1958) услышал ее на одном из концертов, которые давала в Варшаве Киевская гимназия, и направил к знаменитой примадонне(лирико-драматическое сопрано) Елене Збойнской-Рушковской(1877-1948). Для роли Кармен в опере Ж.Бизе она брала уроки танцев у танцовщицы фламенко Ла Аргентины.
В 1923 году, после года учебы, певица дебютировала на сцене Большого театра в Варшаве в партии Амнерис в Аиде».Успех был огромен.
        В 1925 году она становится солисткой Варшавской оперы.
        В 1929 году Ванда отправилась на гастроли по Европе. Пела в Вене, Берлине, Бухаресте, Праге, Риге, Стокгольме, Копенгагене, Милане, Риме, Венеции, Мадриде и Александрии. В эти годы она исполнила более сорока партий меццо-сопрано и сопрано в таких операх, как «Трубадур», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Фиделио», «Свадьба Фигаро», «Андреа Шенье», «Лоэнгрин», «Тангейзер».
В Будапеште, в «Фаусте», она выступала вместе с Федором Шаляпиным, который пригласил ее к сотрудничеству в «Борисе Годунове» в нескольких театрах Европы.
       Неоднократно, в 1930-1932, 1934-1939, возвращалась певица на сцену Большого театра в Варшаве.
        После начала Второй мировой войны, в 1939 году она попала в Италию, а оттуда в 1940 году в Южную и Центральную Америку, где вместе с итальянской оперной труппой гастролировала по крупнейшим театрам Аргентины (Театро Колон), Бразилии, Чили и Мексики. Пела в операх: Ж. Бизе «Кармен» (заглавная партия), К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (Далила), Дж. Верди «Дон Карлос »(Елизавета) и других.
       В 1947 году певицая вернулась в Польшу, пела в опере, давала концерты, выступала на радио и телевидении, работала преподавателем музыки.
Среди её наград: Krzyz Kawalerski Orderu Odrodzenia Polski (Рыцарский крест ордена Возрождение Польши) (1955), Krzyz Kawalerski Orderu Bia;ego  Lwa (Рыцарский крест ордена Белого Льва) (Чехословакия, 1933), Order Estonskiego Czerwonego Krzyza (Орден Эстонского Красного Креста )(Эстония, 1936).
Ванда Верминская прожила долгую, активную жизнь, оставила воспоминания: «Na obu polkulach» («В обоих полушариях»)(1978) и «Harmonia, dysonanse i slawa» («Гармония, диссонанс и слава») (1987).

        В 1913 году oкончила с золотой медалью гимназию и поступила в 8 класс гимназии В.Перетяткович, который окончила со всеми оценками “хорошо” - АДЕЛЬ ГЕОРГИЕВНА- ЭРНЕСТОВНА ГЕЙНЕМАНН (Heіnemann; 1876- ?).
        Дочка купца 1-ой гильдии Георга-Эрнста Гейнеманна.
       В августе 1915 года выдержала экзамен по математике за курс мужских гимназий с удовлетворительной оценкой. В начале 1918 года была зачислена на историко-филологический факультет Киевского университета.


       В 1917-1918 учебном году училась в гимназии - художник, график, книжный иллюстратор ИРЕНА ДЫБОВСКАЯ-ЯСИНСКАЯ(урожденн. Дыбовская; Dybowska-Jasinska ; 1905-1939)
        Родилась  в Варшаве в семье старшего помощника начальника станции Варшавско-Веденской железной дороги Яна Дыбовского и Вацлавы Сидонии (урожденной Дитрих).
         Начавшаяся Первая мировая война привела к тому, что в 1914 году семья Дыбовских была вынуждена уехать  в Киеве. Там маленькая Иренка начала свое обучение в польской женской школе.
        В 1919 году семья Дыбовских вернулась в Польшу.
        В 1919-1920 учебном году продолжила обучение в 4-м классе женской гимназии Элизы Лабусевич-Маевской,  которую окончила в мае 1924 года .
        В сентябре 1924 года подала заявление о приеме в Школу изящных искусств в Варшаве (с 1932 года — Академия художеств).  Как она писала в заявлении на принятие в Школу : "С ранних лет я с удовольствием рисовала, и даже брала несколько уроков рисования.В то же время в течение 6 лет я училась играть на скрипке."   
        Училась живописи в мастерской польского живописца, певца, литературного критика, поэта и композитора, профессора Милоша (Александра Васильевича) Котарбинского (1854-1944).
        В 1930 году- освоила дополнительную специальность — графику, которую изучала под руководством выдающихся педагогов: Эдуард Червинский читал курс литографии и гравюры, c секретами ксилографии ее познакомил Владислав Скочилас,у Эдмунда Бартломейчика изучала прикладную графику, а леттеринг и книги у Людвика Гардовски.
        Одновременно, с июня 1930 года посещала годичный педагогический курс на факультете гуманитарных наук Варшавского университета, и сдала экзамен по рисованию как предмету, преподаваемому в общеобразовательных средних школах и на педагогических семинарах.
       В 1931-1932 учебном году  прошла практику в Государственной мужской гимназии им. Тадеуша Чацкого в Варшаве.
       В 1932 году  начала работать в Государственной профессиональной школе № 35 в Варшаве ассистентом на уроках рисования,  а с 1932-1933 учебного года - учителем рисования по контракту в Государственной  профессиональной школе № 42.
        В 1939 году вышла замуж за художника-графика, скульптора, дизайнера почтовых марок Северина Ясинского.
       В сентябре  1939 года  погибла во время бомбардировки Варшавы.
       Oставила после себя значительный художественный след: акварели, офорты, литографии, книжные иллюстрации.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

     1.Збигнев T. Wierzbicki «Polskie gimnazjum ;e;skie w Kijowie (1907-1920)»
( «Польская женская гимназия в Киеве (1907-1920)»
     2.Jeden z Wagnerow «Wi;cej o Wac;awie Peretjatkovi; i jej dzia;alno;ci patriotycznej i o;wiatowej w Kijowie» («Подробнее о Вацлаве Перетяткович и ее патриотической и просветительской деятельности в Киеве») https://wagnerowie.pl/2019/12/
     3.Галина Мирослава «Матір польської опери з-під Білої Церкви»      4.Gizela Chmielewska «O Zablockich, Kawiarni Wiejskiej i ortalionach»(«Ирена Бончковска»)

    5. « Irena Dybowska-Jasinska» (Ирена Дыбовская-Ясинская) https://annakulbacka.com/irena-dybowska-jasinska/