4. Превращение

Виу-Витсу
Тррам помогал Виу смешивать ароматические масла. Оттопырыш, чувствуя себя обделённым вниманием, прыгал по столу среди склянок и противно ныл:
- Хочу быть Королём троллей! Хочу быть Королём троллей!
Но жестокосердная ведьма не смотрела на Луконьку, зато Тррам поинтересовался:
- А зачем, надоедливое создание?
Пропустив последние слова норра мимо ушей, Луконька начал пылко доказывать, как это здорово и интересно; основной его аргумент сводился к тому, что Король может есть и пить, ничем себя не ограничивая, и никто не посмеет отнять у него последний кусок.

- Так ты голодаешь, бедная зверюшка?
- Ничего подобного, - рассердилась Виу, которой надоело выслушивать все эти глупости, - Просто кое-кому слишком нравится пиво из королевской пивоварни. Лу, ты случайно не помнишь, кто больше всех съел и выпил на вечеринке после состязания? Я имею в виду относительно собственных небольших оттопыренных размеров.
- Я, наверное, - с любовью в голосе сказал Луконька, поглаживая круглый животик.
- А что бы ты ещё делал, если бы был Королём? - не отставал Тррам.
- Как что?! Управлял бы королевством. И, между прочим, не позволял бы Советнику Бо давать кое-кому всякие сложные и неприятные задания. И наградил бы этого кого-то за выдающиеся заслуги перед троллиным народом.
- Ах, ты, мой сладкий! - растрогалась ведьма и взяла оттопырыша на руки. Зверёк тут же обмотал её шею хвостом и тихонько заурчал.
Идиллическую сценку нарушил легкий на помине Осмотрительный советник Бо. Он пришёл сообщить, что услуги ведьмы срочно потребовались троллям клана Ю.

- Не ссорьтесь, - напутствовала Виу Луконьку и Тррама, и вместе с мудрым советником поспешила к бестолковым Ю. Вернувшись, ведьма не застала дома ни оттопырыша, ни норра. Тррам-то, понятно, скорее всего, превратился в птицу и улетел в земли норров, но вот куда мог подеваться Луконька, ведьма не представляла. Вечерело, и Виу волновалась всё сильнее и сильнее - маленький оттопырыш ещё никогда так надолго не покидал домика ведьмы. Но напрасно разыскивала Виу своего Луконьку, напрасно бегала по лугам и рощам, взывая к пропавшему зверьку - оттопырыш как сквозь землю провалился. Наступила ночь, и поиски в темноте стали бессмысленными. Несчастная Виу сидела у окна и с трудом боролась со слезами. Где-то теперь её любимый Лу? Вдруг он обиделся и решил навсегда уйти от ведьмы? А что, если Луконьку украл коварный Тррам?   Принц норров только с виду казался милым и скромным, на самом-то деле от хитрого норра всего можно было ожидать.

Раздавшийся в дверь стук вывел Виу из тягостных раздумий. Она бросилась открывать и нос к носу столкнулась с Советником Бо.
- Ты его нашёл? Где он?
- Виу, ты о чём?
- О моём оттопырыше. Разве ты не затем пришёл, чтобы сказать, что Луконька нашёлся?
- Да при чём тут твой оттопырь! Король заболел!
- О, господи! А что с ним? Простудился?
- Объелся.
- Как это? - Виу от удивления на какое-то время забыла о своём горе.
- Очень просто. Что тебе непонятно.
- И он сильно страдает? - дрогнувшим голосом спросила ведьма.
- Ещё как! Лежит и стонет. Поторопись.
Богатое воображение ведьмы быстро нарисовало ужасающую картину. Трясущимися руками  она собрала всё необходимое, разбив от волнения пару банок с мазями.
- Виуша, сосредоточься. Я понимаю, как сильно ты переживаешь, но всё-таки постарайся быть поаккуратнее и внимательнее.

Было время новолуния. В бархатном небе сверкали далёкие звёзды, но их света едва ли могло хватить, чтобы разогнать ночной мрак. В кромешной темноте Бо крепко держал Виу за руку, опасаясь, что сама она заблудится и потеряется.
Когда тролли пришли в замок Короля в зачарованных землях, зрелище, представшее их взору, намного превзошло всё то, что ведьма успела представить. На царственном ложе среди подушек и мягких шкур лежал бледный Король троллей. Он стонал и охал так  жалобно, что у Виу сжалось сердце.
- Ну наконец-то! - слабо произнёс он, завидев Бо и ведьму.
- Мой Король, что с тобой случилось?
- Не знаю. Живот болит. Не могу понять почему, - в голосе Короля звучали непривычные капризно-обиженные нотки.
- Могу ли я знать, мой Король, что ты сегодня изволил есть? - осторожно спросила ведьма и услышала в ответ долгое перечисление напитков и яств, многие из которых являли собой совершенно несовместимые сочетания. Виу ушам своим не верила, настолько вся ситуация не соответствовала характеру и образу жизни Короля троллей. Приготовив лечебный отвар для страдающей королевской особы, Виу отошла в сторонку к Советнику Бо и тихо, так чтобы никто другой не слышал, встревожено сообщила:
- Мудрый Бо, кажется с нашим Королём что-то случилось.
- Понимаю. Я сам, признаться, крайне удивился, узнав причину его недомогания. Чтобы наш Король, всегда такой рассудительный и уравновешенный, вот так объелся, как последний оттопырь!

Упоминание об оттопыре было весьма некстати. Ведьме пришлось из последних сдержаться, чтобы не заплакать в голос. Но она нашла в себе силы и относительно ровным голосом спросила:
- А не встречался ли сегодня Король  с принцем норров?
- Да, представь себе. Я уже с разговаривал с ним о Трраме. Однако, Король, как мне показалось, Тррама всячески выгораживает - что и не мудрено. Принц норров мне самому очень симпатичен, и нет особых  причин считать, что он здесь как-то замешан.
- Бо, ты уверен?
- Абсолютно. Король весьма благоволит Трраму. Даже разрешил ему оставаться в наших землях на ночь, а не улетать каждый раз домой, как он обычно делает. Если я не ошибаюсь, Король позволил Трраму жить у  тебя.
У ведьмы упало сердце. Подобное решение Короля могло означать только одно - Виу ему глубоко безразлична. Будь по-другому, он ни за что не позволил кому бы то ни было жить в домике у его ведьмы, не то что хорошенькому принцу норров.
* * *
Король троллей, почувствовав себя лучше, уснул, и Советник Бо счёл возможным отпустить ведьму.
- Только, Виуша, никуда не уходи. Всё время будь наготове. Мало ли что.
- А как же мой оттопырыш?
- Найдётся, не переживай. А у нас сейчас королевство в опасности!

Уже начинало светать. На востоке появилось сероватое зарево, и звёзды в небе казались не такими яркими. Ведьма, дрожа от предрассветного холода, шла через Поющую рощу, и вдруг услышала какой-то слабый звук, словно скулил маленький зверёк.
- Лу! - позвала Виу.

Звук повторился и стал немного громче. Ведьма посмотрела в его направлении  и смутно различила  в сумерках тёмное пятнышко среди переплетённых корней деревьев. Боясь поверить в своё счастье, затаив дыхание, ведьма подошла к скулящему пятну и снова повторила:
- Луконька, это ты?

И вот уже замерзший, перепуганный насмерть, плачущий оттопырыш сидел у неё на руках, прижимаясь к ведьме всем телом; хвост его беспомощно волочился по земле.
- Бедный мой Луконька! Что же с тобой случилось? Почему ты не вернулся домой? Ты заблудился? Тебя кто-то обидел? Напугал?

Виу целовала зверька и обнимала его крепко-крепко, не переставая задавать бесчисленные вопросы. Но Луконька только скулил и сильнее жался к ведьме.
- Так тебя заколдовали, и ты не можешь разговаривать? - наконец догадалась Виу.
Луконька закивал головой.
- Тррам? - спросила ведьма, просто так, на всякий случай, но оттопырыш закивал ещё энергичнее.
- Вот ведь гадкий норр! А Король ещё хочет, чтоб Тррам  у меня жил.
При этих словах ведьмы Луконька зашипел от возмущения.
- Не волнуйся, маленький. Тррам не посмеет покуситься на твои припасы и вкусности. И пиво твоё ему никто не даст даже попробовать. Скорее норр мне доставить неудобства, а для тебя, мой Лу, ничего не измениться.
Но Луконьку слова ведьмы не особо успокоили. Похоже, вредный Тррам по-настоящему разобидел  оттопырыша.

Дома Виу напоила Луконьку горячим чаем, завернула в тёплую шерстяную кофту и хотела уложить спать в корзинку, но оттопырыш наотрез отказался расставаться  с ведьмой.
- Солнышко моё, - увещевала Виу, - Я тоже устала и хочу немного вздремнуть. В любой момент может появиться Осмотрительный Бо и позвать меня к больному Королю. А если я не отдохну, то не смогу справиться с колдовством Тррама. Разве ты не хочешь снова начать разговаривать?
Но Луконька всё равно пожелал оставаться на руках у ведьмы.
- Как хочешь. Если я придавлю тебе твой замечательный пушистый хвост, не обижайся.
Виу легла спать, не раздеваясь, обнимая оттопырыша.
* * *
Выспаться ей не довелось. Только-только солнце поднялось над верхушками не самых высоких елей, как заявился Советник Бо.
- Виу! Король срочно хочет тебя видеть.
- Ему лучше?
- Да. Только теперь у него хандра.
- Извини, мудрый Бо, но я не совсем тебя поняла. Как это у нашего Короля может быть хандра?
Бо погрузился в размышления. Подёргал себя за ухо, погладил кончик длинного носа и наконец изрёк:
 - Виу, ты королевская ведьма, тебе и виднее.
По сравнению с прошлым визитом ведьмы Король троллей выглядел много лучше. Более того, он с аппетитом ел пирожки с капустой, обильно запивая их пивом.
- Мой Король, чем я  могу помочь тебе?
- Что-то мне скучно, - пожаловался Король. - Расскажи-ка мне какую-нибудь сказку или историю.

Просьба Короля повергла Виу в замешательство.
- Я... я так с ходу и не придумаю.
- А что так? Оттопырю-то своему ты постоянно рассказываешь.
Это была чистая правда. Виу, чтобы отвлечь Луконьку от подрывной деятельности, частенько рассказывала ему всякие забавные истории, случавшиеся на самом деле или которые ведьма сама придумывала. Но откуда об этом мог знать Король?
Советник Бо тоже очень удивился.
- Величайший из королей, если ты находишь в себе силы выслушивать истории, то не послушать ли тебе Смышлёную тролльшу Ти-Ну, из клана Мо. Она ещё со вчерашнего дня  хочет поведать тебе о неком возможном усовершенствовании в Доме собраний кланов.
Король недовольно поморщился.
- Знаю я эту, Ти-Ну, она довольно вредная. Ладно, государственные дела превыше всего. Зови её. А я пока пообщаюсь с моей ведьмой. Как ты живёшь, Виу-Витсу?
- Хорошо, мой Король.
- Рад это слышать, ведьма Виу-Витсу. А нет ли у тебя какой просьбы?

Весь этот разговор Виу очень не нравился. Она не могла понять, почему Король троллей так резко переменил к ней отношение.
- Нет, спасибо, я ничего не хочу.
- Ты грустишь, ведьма Виу-Витсу. Я вижу.
- А зачем ты разрешил Трраму жить у меня? - не сдержалась ведьма.
- Жалко, что ли. Он такой славный. С ним можно договориться.
- Договориться?! У меня всего одна постель в доме, между прочим. Как мы с Тррамом будем спать?
- Можно и вместе. Тем более скоро зима. Вдвоём теплее.
- Ах, так! Пусть. Но вот ещё. У меня, как тебе известно, есть оттопырыш. Вряд ли он обрадуется, если в доме одним едоком станет больше. Мирной, спокойной жизни я Трраму не обещаю.
- А ведь верно! Как я сразу не подумал! Тррам он конечно не толстый, но такие поджарые как раз самые прожорливые. Чтобы милый, славный Луконька голодал, допускать никак нельзя. Не переживай, Виу. Поселим Тррама в гостевом дворце. Ты довольна? А за твою доброту и заботу я тебя награжу.
Король огляделся по сторонам.

- Вот хочешь, возьми моё малое парадное блюдо.
- Спасибо, но я как-нибудь обойдусь без блюда. Могу я идти, мой Король? Меня дома ждёт оттопырыш. Ему без меня плохо.
- Оттопырыш?! Он ведь потерялся.
- Уже нашёлся. Так я могу идти?
- Ну, иди, - как-то очень странно сказал Король троллей, чуть ли не с обидой в голосе. Но Виу его не слушала. Ей так сильно хотелось плакать, что она мало на что обращала внимание.

Размазывая слёзы по щекам, Виу побежала домой, к Луконьке. Переживший ужасное приключение, заколдованный и потерявший дар речи оттопырыш стал необычайно ласков. Увидев заплаканную ведьму, Луконька тут же бросился к ней, всем своим видом выражая сочувствие. Он гладил Виу лапкой по голове, терся бархатной мордочкой о её щеки и пытался намотать хвост вокруг шеи ведьмы, но у него пока плохо получалось.
- Ах, Лу, - всхлипывала ведьма, - он совсем меня больше не любит! Нисколечко!
Луконька вопросительно смотрел на Виу, как бы спрашивая, кто посмел не любить его ведьму.
- Кто-кто! Король троллей!

Оттопырыш замахал лапками в воздухе и опять возмущённо зашипел, как при упоминании о Трраме. Ведьме стало стыдно, что своими бедами она огорчает невинного зверька и, в последний раз утерев слёзы, она решила заняться делом более  полезным и насущным - расколдовать Луконьку. Виу попросила оттопырыша сидеть тихо  и не крутиться. Капнула ему на ушки по две капли душистого зелья, к хвосту привязала ленточку с заклинанием на древнем языке, расставила вокруг зверька фиолетовые свечки и подожгла их, прошептав волшебные слова. Виу ожидала увидеть пусть и в изменённом облике, но оттопырыша, однако, вместо него среди языков пламени висело очень плотное облако-сгусток. Колдовство Тррама оказалось гораздо сильнее, чем думала ведьма.

- Не волнуйся, моя радость, всё у нас получится, - сказала ведьма оттопырышу. (На самом деле она больше успокаивала саму себя). - Тррам не такой уж и могущественный, как хочет показаться. Я ведь тогда победила в состязании. И сейчас справлюсь. Вот только быстро снять заклятье не удастся. Но, помнишь, я и Дрюне крыло не сразу вылечила, а сейчас, смотри, летает, будто и не было никакой порчи. Ты ведь потерпишь до вечера? Правда? Ну, в крайнем случае, до утра? Мы ведь и так друг друга прекрасно понимаем, да?
Луконька нежно заурчал и положил лапку на руку ведьмы.

За обедом выяснилась ещё одна интересная черта в характере замолчавшего оттопыря. Ел он втрое меньше, чем обычно. Сладкие пироги и плюшки, которые испекла Виу, попробовал лишь чуть-чуть, отказался и от припасённой шоколадки, но зато с удовольствием поел солёных орешков и сырных палочек, к которым  прежде относился равнодушно, предпочитая сладкое. Неизменным осталось лишь пристрастие к пиву. Виу с любовью смотрела на довольного, сытого оттопырыша; она и сама повеселела, но тут, уже в который раз пришёл Осмотрительный советник Бо.

- Что ещё? - невежливо спросила  Виу.
- Король велел мне разузнать, что за оттопырь у тебя живёт и откуда он взялся.   А ещё он просил передать тебе вот это.
И Бо положил на стол малое парадное блюдо Короля троллей.
- Не возьму, даже не проси.
- Король настаивал. Он уверен, что именно блюда тебе не хватает для интерьера. Так что лучше возьми. Оно тебе мешает?
Виу тяжело вздохнула.

- А теперь, ведьма Виу-Витсу, позволь мне взглянуть на твоего оттопыря.
- Нет, ты прекрасно знаешь, что Луконька тебя стесняется.
Однако оттопырыш не думал прятаться. Он залез к Виу на руки и ткнулся носом в уютное местечко за мочкой уха ведьмы.
- Видишь, Бо, это мой оттопырыш, Луконька. Он уже давно у меня живёт, а нашла я его в Чёрном лесу, где ещё живут растопыри и растопырки. Бо, ты только прикажи, я и для тебя поймаю зверюшку. Ты предпочитаешь подтопырей или вытопырей?
- Спасибо на добром слове, ведьма Виу-Витсу, но что-то я пока не готов завести домашнюю живность. Да, и последнее. Король просил тебя прийти к нему в замок вместе с оттопырём завтра вечером.
- Бо, скажи мне, что всё-таки происходит?
- Виуша, я сам ничего не понимаю. Если бы не постоянные заверения Короля, что Тррам - добрый и хороший, а норры - отличные ребята, я бы подумал, что они что-то сделали с нашим Королём. Ты, кстати, никакой порчи на нём не заметила?
- Честно говоря, я и не смотрела. Только лечила его от больного живота. Но что я знаю наверняка, Тррам заколдовал моего Луконьку. Видишь, он не разговаривает. Не может.
Луконька с большим интересом  слушал беседу ведьмы и советника и смотрел на Бо как-то по-новому - уверенно и дружелюбно, не забывая ластиться к Виу.
- А симпатичный у тебя зверёк, - заметил Советник Бо, уже уходя, - Раньше он казался мне попротивнее.
* * *
Ведьма, утомившаяся от всех треволнений дня, укладывалась спать. Луконьку она после долгих уговоров устроила в корзинке, так, чтобы оттопырыш мог Виу видеть. Сама она, засыпая на ходу, вяло ходила по дому, раздеваясь и оставляя одежду, где придётся. Оттопырыш с блеском в глазах наблюдал за всеми её действиями. После умывания на ведьме остался один носок  и тонкая рубашка.

- Спокойной ночи, Лу,  - сонно пробормотала Виу. Она задула свечку и, стянув с себя остатки одежды, залезла в постель. Но не успела  Виу лечь поудобнее и в полной мере насладиться мягкостью перин и подушек, как неуёмный оттопырыш залез к ней под одеяло и прижался к её груди.
- Эй, что это ещё такое! Ну-ка марш в корзинку. Ты такой мохнатый, мне щекотно. Лу, отстань... - и ведьма провалилась в крепкий глубокий сон.

Виу снился Король троллей. Такой, какой он был всегда - сильный и нежный. Почувствовав, что она начинает просыпаться, и чудесный сон вот-вот исчезнет, ведьма тихо прошептала:
- Нет, пожалуйста, не надо. Я не хочу.
- Что ты не хочешь?
- Я не хочу просыпаться, - сказала Виу, окончательно проснувшись и обнаружив себя в объятиях того, кто ей  снился. - Ничего не понимаю. Я сплю или нет.
- А уж это, как тебе больше нравится.
- Тогда я сплю. Или нет, лучше не сплю. Но...
Виу подскочила на постели, стягивая на себя одеяло.
- Мой Король, прости, но как ты здесь оказался? Я почему-то совсем ничего не помню.
- Видишь ли, Виу, я, конечно, мог бы остаться и в корзинке, но она  несколько тесновата.
- В корзинке?
- Да. Ты же сама пыталась заставить меня там спать.
- Ах! Так всё это время!..
- Да, моя ведьма. Это был никакой не Луконька, а я.
Ведьма закрыла лицо руками, хотя в темноте Король троллей вряд ли мог видеть, как она покраснела.
- Что с тобой? - спросил он.
- Не знаю. Я стесняюсь. Мне стыдно. Если я сделала что-то не так... Ты бы предупредил как-то, намекнул, кто ты.
Король троллей обнял ведьму и привлёк её к себе.
- Это был один из лучших дней в моей жизни, - сказал он, - и, знаешь, раньше я никому не завидовал, а теперь буду -  твоему оттопырышу. Ты носишь его на руках, и его корзинка всегда стоит рядом с твоей постелью.
* * *
На следующий день королевская ведьма Виу-Витсу встала, когда все порядочные тролли уже собирались обедать. Она чувствовала себя счастливой и отдохнувшей. Заварив крепкий кофе, Виу сидела у остывшего камина, погружённая в свои мысли, и не сразу расслышала шебуршание и поскрёбывание у входной двери.

- Виу! Виу! Это я, - тоненьким голоском пропищал Луконька
- Привет! Кофе хочешь?
- А ты не ругаешься и не злишься?
- Не-а. Только расскажи мне, всё по порядке.
- О-хо-хошеньки, Виу! Как же я настрадался! Быть Королём просто ужасно. А как мне без тебя было плохо! И Бо всё время приставал с какими-то глупостями! А уж эта Смышлёная Ти-Ну просто кошмар! Я вообще не понял, чего она от меня хотела. А до чего мне было плохо, когда я объелся! А что это за чужой оттопырь живёт у тебя? Где ты его взяла? Тебе меня мало?!
- Предостаточно, Лу. И не волнуйся, я специально  при помощи колдовства обманула Бо, чтобы не поднимать паники в королевстве. Кто у нас самое главное сокровище?
- Ясное дело, я. Кстати, а где был Король?
- Отдыхал, - туманно ответила Виу. Она справедливо рассудила, что едва ли какому троллю, даже Осмотрительному Бо, стоит знать, где и как провёл целые сутки Король.
- А он не будет на меня ругаться?
- Нет, если блюдо вернёшь.
- Ну, Виу, давай оставим его себе. Оно мне так нравится! А сколько прижорсиков на нём поместиться!
- Лу, я жду, когда ты расскажешь всё с самого начала.
- А чего тут рассказывать? Когда ты ушла к троллям Ю, Тррам и говорит: действительно хочешь побыть Королём троллей? А я как вспомнил про королевскую пивоварню, так и согласился. К тому же, как Король, я и для тебя мог сделать что-нибудь полезное. Но Тррам, он хитрый, он говорит: одно условие - как Король всех троллей ты разрешишь мне оставаться на ночь в ваших землях и более того, жить у ведьмы. Я подумал, что это не так уж и много. Хорошо, ты мне открыла глаза, что коварный Тррам покушается на наши с тобой припасы. Ты выдающаяся ведьма, Виу. Я тобой горжусь. Почему ты смеёшься?
- И как надолго превратил тебя Тррам в Короля троллей?
- Вроде бы до сегодняшнего вечера. Но почему-то я опять стал оттопырём уже среди ночи. Я ведь как всё обдумал. Раз, по словам Бо, у тебя появился другой чужой оттопырь, ты принесёшь его в замок и обменяешь на меня. С оттопырём пришла - с оттопырём ушла. Никто ни о чём не догадается!
- Гениальный план, Лу. Только пообещай мне одну вещь. Это был последний раз, когда ты с Тррамом о чём-то договаривался, не посоветовавшись со мной.
- Обещаю, - Луконька приложил лапку и груди и чуть склонил голову.

И тут в дверь раздался стук.
- Заходи, Бо! - закричала ведьма, - Я знаю, что это ты и страшно тебе рада! Мы так давно не виделись! Я скучала!
Это действительно был Осмотрительный советник Бо. Он пришел с известием, что Король троллей желает видеть ведьму  незамедлительно, оттопыря можно оставить дома, зато малое парадное блюдо, если оно так уж Виу не нравится, Король милостиво примет обратно. А лично от себя Бо добавил, что для курьерской службы существуют расторопные тролльши и что ноги его в ближайшие несколько недель в домике ведьмы не будет. Однако, в глубине души Советник Бо радовался - Король троллей пришёл в себя, выглядел не только здоровым, но и непонятно по какому поводу счастливым.
* * *
После официальной части на приёме у Короля троллей, во время которой был оглашён указ о постоянных поставках пива из королевской пивоварни для оттопыря Луконьки, Король пожелал уединиться с ведьмой в своём кабинете на совещание. Осмотрительный Бо попытался выразить крайнее неудовольствие, что его не позвали, но не успел - Виу вышла от Короля так быстро, что мудрый советник ещё не додумал до конца фразу, способную описать всю степень его возмущения, облечённую, однако, в слова, приличествующие для  ушей королевской особы.
- До свидания, мудрый Бо. Желаю тебе приятно провести вечер, - сказал Виу, проходя мимо  советника и сладко ему улыбаясь.

А улыбалась ведьма потому, что на вопрос Короля троллей смогла ответить утвердительно. Знание, умение и накопленный опыт позволили ей это сделать. Вопрос же был совсем простым. Король троллей всего лишь желал знать, в силах ли ведьме Виу-Витсу, не прибегая к помощи норров, когда-нибудь, ненадолго, превратить его снова в маленького оттопырыша.