Венеция. Чудеса на кампо Сан-Заниполо. Часть 1

Борис Готман
   Boris S. Gotman, Ph.D
 
   Официально эту площадь, одну из самых больших в Венеции, как и давший ей имя  собор, именуют Санти-Джовани э Паоло.

   В заглавие я вынес это же название, но на венецианском диалекте – так легче вписать его в ограниченные размеры строки на "Проза.Ру".
    
   Отмечу сразу,  одной из особенностей Венеции является и  то, что официально в ней есть только одна площадь, или, как  это звучит на итальянском языке,   пьяцца, -  площадь Сан-Марко.
      
   О ней уже писал в предыдущих репортажах.
      
   Остальные называются "кампо", а если площадь маленькая, то "кампьелло".
    
  "Кампо" в переводе на русский - это "поле", да ещё и поросшее травой. В градостроительном смысле "кампо" - это открытое пространство между зданиями.
    
   Поскольку строительство Венеции велось на островах архипелага, каждый новый остров-квартал имел кампо, использовавшееся для всевозможных общественных мероприятий – от корриды до крестных ходов.
    
   Как правило, в центре  кампо  рыли колодец для сбора дождевой воды и более тысячелетия  – до 1884 года, когда был проведен акведук, эти колодцы были единственными источниками пресной воды в Венеции. 
 
   А теперь о чудесах на кампо  Санти-Джовани э Паоло.
 
   История умалчивает, в какую именно ночь 43-му венецианскому дожу Якопо  Тьеполо приснился чудный сон.

   В этом сне он, залюбовавшись  стаей белоснежных голубей, кружившей над болотом,  вдруг услышал громовой голос:       
  - Вот избранное место для моих проповедников!
   
   Дожу сразу стало ясно, что голос этот  мог быть только гласом Божьим.
   
   Что же,  дож мог легко принять свой сон за божье благоволение:  Венеция прочно обосновалась в захваченном и разграбленном во время Четвёртого крестового  похода христианском Константинополе и,  вывезя из него несметные богатства, энергично наживалась на монопольной торговле между Востоком и Западом.

   К тому же Римский папа уже снял с Венеции суровый интердикт, наложенный им ранее за это кровавое преступление.

   Тогда папа, в душе удовлетворённый разгромом крестоносными бандами конкурирующей с ним византийской церкви, не понял, что падение Константинополя  приведёт в дальнейшем к захвату мусульманами  половины  Европы.
 
   Да и позиции самой Венеции будут основательно подорваны Османской империей после захвата ею Константинополя.

   Но это будет потом, а пока у  Якопо  Тьеполо были все основания для прекрасного настроения.
   
   И если осталось неизвестным, когда именно "вещий" сон ему приснился, то документально зафиксировано, что в июне 1234 года дож подарил увиденное в нём  место ордену доминиканцев, а монахи немедленно приступили к строительству на нём церкви.
   
   В конце XIII века строительство было завершено и церковь была освящена.
   
   Во многих статьях на русском языке повторяется ошибочное мнение, что церковь была освящена в честь апостолов Иоанна и Павла.
    
   На самом деле церковь освящена в честь двух христианских мучеников Иоанна и Павла, казнённых в IV веке в Риме.
    
   Не буду перечислять все знакомые мне версии того, кем они были и за что приняли мученическую смерть, потому что в самом авторитетном документе на латыни написано, "…год и обстоятельства их мученичества неизвестны".
      
   Почему же один из самых больших и известных соборов Венеции назван в честь в общем-то неизвестных мучеников, имена которых странно совпадают с именами знаменитых апостолов?
      
   Продолжение следует…