Память детства. Часть 3. Друзья-товарищи и гости

Светлана Салова
Память детства

Часть 3. Друзья-товарищи и гости

Содержание:

01 Мой друг Серёжка
02 Женя
03 Дозик
04 У Дозика в гостях
05 Красивая зелёная дорожка
06 «Украденные» деньги
07 Встреча Нового года
08 Страшная история
09 Конфеты – для всех!
10 Шоколадная «плитка»
11 Подушка для бабушки
12 Алёнка
13 Алёнкина комната
14 Пирожок
15 Сестрёнка


01 Мой друг Серёжка

У моего папы много друзей. Самые близкие – дядя Толя и дядя Вова. Дядя Толя и дядя Вова – братья, у них одинаковые фамилии. Жёны папиных друзей, тётя Катя и тётя Нина – мамины подруги. Ну, а мои друзья – это дети друзей моих родителей. Серёжа – сын тёти Нины и дяди Володи, и Игорь – сын тёти Кати и дяди Толи. Мы все трое примерно одинакового возраста. Наши мамы часто встречаются, ходят друг к другу в гости, вместе отмечают дни рождения и праздники.

Игоря я помню плохо. Большей частью мы играем с ним у нас дома, когда тётя Катя приходит к маме посидеть за чашечкой чая. Они живут довольно далеко от нас, возле магазинов «Василёк» и «Улыбка» («Старые культтовары»). У них маленькая двухкомнатная квартира, и в зале, на телевизоре, лежит мягкая игрушка – большой лев, которого мне очень нравится гладить.

Серёжа с тётей Ниной – тоже наши нередкие гости, но и мы с мамой бываем у них дома частенько. Они живут не так далеко, как семья Игоря. У них большая, трёхкомнатная квартира на пятом этаже огромного, многоподъездного дома.

Самая дальняя комната – спальня, пройти в которую можно через просторный зал, в котором за большим столом мы все собираемся в День рождения кого-нибудь из членов этой гостеприимной семьи.
Сразу из коридора идёт узенький проход в маленькую кухоньку. Такую малюсенькую, что там тесно даже для трёх человек. Мне это удивительно. У нас дома – кухня огромная, такая же, как зал и спальня. У нас на кухне много чего стоит. А здесь – газовая плита, раковина и небольшой стол. Даже холодильнику нет места, он стоит в прихожей. Зато дядя Володя сделал для Серёжи очень интересную конструкцию на кухне. Это – маленький откидной столик. Когда он собран, то совсем не занимает никакого места и выглядит как досточка, прижатая к стене. А когда надо кушать, досточка превращается в маленький столик с лавочкой для сиденья. Мне очень нравится забираться на эту лавочку. Дома у меня тоже есть свой маленький столик и стульчик, но они – обыкновенные. А у Серёжи – особенные! И ванная комната у них совсем не такая как у нас. Во-первых, очень большая. Во-вторых – над ванной наклеена крупная разноцветная плитка. Красиво! В-третьих, унитаз расположен здесь же! Странно, значит, когда кто-то моется, то в туалет не попасть… А если приспичит?.. Мама говорит, что это называется совмещённый санузел.

Больше всего мне нравится, что у Серёжи есть своя, отдельная комната. В комнате много чего интересного: игрушки, книжки. А ещё – большая коллекция значков. Значки разных форм и размеров прикреплены на коврике возле кровати. Мне нравится разглядывать эти значки. И альбомчики с марками мне тоже нравится смотреть. И играть в его мальчишеские игры: большой «Футбол», где нужно щёлкать человечками, а они гоняют мяч, похожую игру «Хоккей» с рычажками, управляющими фигурками и железные конструкторы с дырочками, из которых Серёжка мастерит машинки и вертолётики. Ещё в комнате у Серёжки, над ковриком со значками, висит необычная лампа. Она длинная, как толстая палка, и светится таким бело-голубым светом. Называется: лю-ми-нис-цент-на-я. Дверь в комнату тоже интересная. Низ у двери – деревянный, а в верхней части вставлено толстое узорчатое стекло, через которое ничего не видно.

На Серёжино пятилетие мы идём к ним в гости всей семьёй: папа, мама и я. По пути заходим в гастроном и покупаем бесподобный тортик с грибочками в красивой резной пластмассовой коробочке-шкатулке.

После чинного застолья за большим зальным столом мы, дети, идём играть в детскую. Весёлая компания – сам именинник, я, Игорь и Анжелка, двоюродная сестра Серёжки. Маленький братик Серёжи, Олежка, пока не дорос до нашего общества, он спит в коляске в дальней комнате. А мы прыгаем и веселимся, ведь сегодня моему другу целых пять лет!


02 Женя

Жену папиного друга дяди Коли зовут тётя Мария. Дядя Коля работает вместе с моим папой в училище. А тётя Мария - подруга моей мамы. У тёти Марии и дяди Коли есть две дочки. Старшую зовут Нэля, а младшую - Женя. Нэля уже взрослая, ей со мной не интересно. А Женя - на два года младше меня. Мне - пять лет, а Жене - три годика. Мне с ней интересно, но только когда я прихожу к ним в гости. А когда Женя приходит ко мне, я не очень люблю. Почему, расскажу позже.

Семья Жени живёт недалеко от нас. В соседнем доме. Чтобы попасть к ним в дом, надо перейти широкую дорогу. Поэтому я могу приходить к Жене только вместе с мамой. Моя мама очень хорошо умеет вязать. А тётя Мария ещё только учится. Когда они встречаются, то только и говорят про всякие спицы, крючки, накиды, изнаночные и лицевые петли. Совсем не интересно. У тёти Марии они сидят всегда в зале, где посередине комнаты стоит большой стол, а на стене столько полок с книгами, что аж дух захватывает! Я ещё столько книг сразу не видела!

Чтобы не мешать мамам, мы с Женей идём на кухню. Кухня у них, как и у нас, очень большая. Кроме обычной кухонной мебели там стоит диван. Женя приносит свои игрушки, и мы тихонечко играем.

Почему я не очень люблю, когда Женя приходит ко мне? У меня, как и у Жени, очень много кукол. Так вот, Женя любит, чтобы у кукол чёлка была зачёсана назад, а я люблю - чтобы вперёд! Когда это её куклы, то я же не перечёсываю их на свой вкус! А Женя, как приходит, сразу начинает всем моим куклам менять причёски! Меня это, конечно же, не устраивает! Я начинаю забирать у Жени кукол, а она плачет. Сразу мамы наши прибегают, оставив свои спицы и крючки. Моя начинает меня ругать. Говорит: "Женя - гостья, а гостям можно всё! Для гостей должно быть всё самое лучшее!" И мне приходится мириться с тем, что Женя распоряжается моими куклами... Потом, когда наши гости уходят, мама опять меня стыдит: "Женя же - маленькая! Что тебе, жалко поделиться игрушками? Возьми теперь своих кукол и причеши их, как хочешь! Стоило ли из-за такого пустяка скандалить? Мне за тебя было стыдно перед тётей Марией!"

Однажды дядя Коля привозит из командировки необычный гостинец - жевательную резинку. Это моя первая в жизни настоящая жевательная резинка. Она такого нежного розового цвета, формой - как маленькая палочка. Очень похожа на сигарету. Мама говорит, что жевать нужно очень осторожно, чтобы не проглотить... Я беру палочку в рот и начинаю медленно жевать. Ох, до чего же вкусно! И - бесконечно! Жуёшь, жуёшь - а она никак не кончается! Устав жевать, я вытаскиваю резинку изо рта и кладу на чистое блюдечко. Завтра дожую!

 
03 Дозик

Во дворе я знакомлюсь с мальчиком. Ему пять лет. Он старше меня на год. Зовут его Дозик. И мне нисколько не удивительно его имя. Я в таком возрасте, что ещё не подозреваю о понятиях «национальность», «традиционный». Я знаю только, что бывают «мальчики» и «девочки», а их имена воспринимаю как должное. Для меня что Дозик, что Ваня. Дозик – мой друг. Мы с ним много времени проводим вместе. Наши мамы дружат. А маму Дозика зовут тётя Слава. Это мне немного непонятно, потому что я уже знаю, что Слава – имя мальчика. Уже будучи лет восьми или девяти, когда я узнаю, что из моих знакомых мальчиков много Петь, Саш, Сереж, Вась и т.п, и только один Дозик (или Дозя), я задаю вопрос, почему моего друга так странно зовут. Оказывается, он украинец, а его полное имя – Теодозий. Я впервые узнаю, что люди бывают разных национальностей, и что в каждой национальности – свои традиционные имена.


04 У Дозика в гостях

Дозик – мой лучший друг. Наверное, потому, что с ним мы видимся чаще, чем с Игорем и Серёжкой. Нас объединяет не только дружба наших мам, но и общий двор. Нам не надо ждать, когда наши мамы встретятся и приведут нас друг к другу. С Дозиком мы можем встречаться самостоятельно. И во дворе, и у нас дома, и у него в гостях. Главное, спросив у мамы: «Можно я пойду к Дозику?», получить её разрешение.

Дозик живёт в соседнем подъезде. Чтобы к нему попасть, надо долго подниматься по лестнице. Аж до последнего, четвёртого этажа. В квартире у Дозика две комнаты: большой зал и маленькая спаленка, где мы всегда играем. В зале идеальный порядок, поэтому тётя Слава редко разрешает нам там бывать. Там же находятся и самые ценные «сокровища» Дозика: копилка для металлических рублей и изумительные домики, стоящие на шкафу. Домики – не просто игрушки. Они собраны из специальных конструкторов. Дозик собирал их вместе со своим папой, дядей Яшей. Один домик – деревянный, совсем как настоящий, только маленький. Иногда дядя Яша снимает его со шкафа и ставит на стол, чтобы я могла полюбоваться на это чудо. Очень интересно заглянуть внутрь домика через небольшие окошечки, открыть дверку. Внутри домик пустой. Я думаю, туда было бы неплохо поселить несколько пупсиков… Второй домик – собран из маленьких разноцветных пластмассовых кирпичиков. Он такой нарядный, красивый! Даже не знаю, который из домиков мне нравится больше… Деревянный – больше похож на настоящий. Пластмассовый – хоть и игрушечный, но радует глаз своими яркими цветами…

Остальные игрушки, книжки и разные интересные вещи находятся в спальне. Поэтому я не огорчаюсь, если тётя Слава выпроваживает нас с Дозиком из зала. У Дозика есть ещё несколько конструкторов, и мы с удовольствием мастерим разные машинки, крошечные домики и гаражи.

В спальне стоит и маленький телевизор. Почти такой же, как у нас дома. Наш называется «Волхов». Он чёрно-белый. А у Дозика – цветной! На экран прикреплена прозрачная гибкая плёнка с тремя цветными полосками, плавно переходящими друг в друга. Получается голубовато-коричневато-зеленоватый экран. Настоящих цветных телевизоров в то время я не видела, поэтому и считала, что цветные - это телевизоры с такой плёнкой.

А ещё в этой комнате находится удивительная швейная машина. Называется – ножная. Она как тумбочка. На тумбочке – сама машинка. А внутри – резная широкая педаль и колесо. Когда нажимаешь на педаль, колесо начинает крутиться. Мне нравится забираться внутрь и рассматривать устройство колеса и узорные завитушки.

У моей мамы тоже есть швейная машинка, она находится в специальном деревянном ящичке. Когда машинку только купили, мама прикрепляла сбоку специальную ручку и крутила её. Потом папа приделал сзади машинки моторчик, от которого спускался шнур к узкой педали. Когда мама нажимала на педаль, машинка начинала жужжать и очень быстро строчить. Мне это совсем не нравилось. Я боялась, что мама может пришить себе пальцы.

В общем, дома у Дозика мне нравится всё. И сам Дозик мне – как старший брат.


05 Красивая зелёная дорожка

Я в гостях у моего друга Дозика. Его родители недавно постелили на пол в зале новое зелёное покрытие. Я ещё не знаю, как это называется. У нас дома и у всех наших родственников и знакомых на полу лежат половики – длинные тканые узорчатые дорожки, которые постоянно сбиваются, если по ним бегать. То ли они лежат для красоты, то ли ещё для чего, не понятно. Во время уборки половики сворачивают и идут вытрясать на улицу.  После мытья полов половики вновь расстилают по комнатам. Ещё я знаю, что дома на полу может лежать одеяло, а в детском саду – ковёр (чтобы детям было мягко и не холодно).  А это «зелёное чудо», которое постелили у Дозика дома, не было ни половиком, ни ковром, ни одеялом. Во-первых, оно состояло из двух широких и длинных полос и занимало всю комнату. Во-вторых, оно было однотонное, без узоров, ярко-зелёного цвета. В-третьих, и это самое главное, оно было такое мягкое… Мягче, чем ковёр, хотя и без ворса... По нему так приятно ступать… Как же оно устроено? Дозик выходит из комнаты, и я остаюсь одна. Забираюсь под стол в центре комнаты, отгибаю край дорожки и вижу, что её обратная сторона – белая пористая резина. Я, конечно, ещё не знаю таких слов, как «пористая», «резина». Передо мной – нечто неизвестное, удивительное. И я быстро выщипываю кусочки этого «нечто» и прячу их в карман. Дома я восторженно рассказываю маме о том, что я видела и показываю частички этого «чуда».  Потом мы с мамой идём к тёте Славе, и я прошу у неё прощенья за то, что испортила её новую зелёную дорожку.


06 «Украденные» деньги

У моего друга Дозика есть копилка. Взрослые кладут в его копилку металлические рубли. Я тоже хочу копилку. Мама даёт мне пластмассовую коробку из-под цветных карандашей и «начальный капитал» - несколько «жёлтеньких копеечек». Я не понимаю разницы между «беленькими» большими рублями и маленькими «жёлтенькими» монетками достоинством 1, 2, 3 и 5 копеек. Это я потом узнаю, что стоимость рубля -  сто копеек, и что 10 копеек в 10 раз меньше одного рубля. А сейчас я вижу, как быстро наполняется моя «копилочка», взрослые то и дело одаривают меня маленькими золотистыми кругляками. У меня уже мно-о-го денежек, а у Дозика – мало. Мне хочется похвастаться своим «богатством». Наконец моя «копилка» наполнена. Много ли надо времени наполнить мелкой монетой коробку из-под карандашей? Дозик у меня в гостях, и я, с чувством гордости и превосходства, открываю шкафчик, достаю заветную коробочку и  говорю ему: «Смотри, что у меня есть!» Мой друг не может сдержать восхищения!  Он тоже ещё не понимает разницы между рублём и копейкой. Он тоже видит, что у меня – больше, чем у него. Хотя у него копилка появилась раньше, чем у меня. «Откуда у тебя столько?!!» - изумлённо спрашивает он. И тут, мгновенно, у меня в голове возникает идея,  и я открываю ему «страшную тайну». Наклонившись к Дозику, я шепчу ему на ушко: «Это когда я была в гостях у Верки (нашей общей подружки-соседки), я залезла в карман к её маме, тёте Зине, и взяла целую кучу». Дозик ошеломлён… Он быстро собирается и уходит домой. Не проходит и часа, как у нас в гостях -  тётя Слава, мама моего товарища-коллекционера. Я не ощущаю никакой тревоги, пока мамы о чём-то шепчутся на кухне. Но… наступает время расплаты. Бесполезно объяснять, что я пошутила, бесполезно реветь в голос.  Меня лишают всех моих «накоплений», и пластмассовая коробка снова становится «домом» для цветных карандашей.

До сих пор не могу понять мотива моей «легенды об украденных монетах».
Наверное, слишком банально было бы объяснение, что деньги я получила от взрослых.
Помню, было очень стыдно, когда мама объяснила мне, что  меня могли бы счесть за «воровку». И, если бы Дозик сразу не рассказал бы всё своей маме, а рассказал бы детям во дворе, так бы и случилось. 


07 Встреча Нового года

Подходит к концу 1971 год. Мама с папой собираются встречать Новый год в Доме культуры. Мне пять лет. С собой меня взять никак нельзя. Мамина подруга, тётя Слава, предлагает маме оставить меня у них дома. Мама соглашается. Я безмерно рада! Встречать Новый год с моим другом Дозиком!

31 декабря вечером мы начинаем собираться. На маме – новое, красивое длинное платье. Чёрное, с белыми длинненькими выпуклыми вкраплениями. Платье очень узкое, с широким поясом и круглой пряжкой. И до самого пола. Какая красивая у меня мама! Для меня тоже приготовлена нарядная одежда. Я уже почти собралась и думаю, какие игрушки мне взять с собой к Дозику.

«Хоть бы папка приехал!» – вдруг произносит мама.

Не знаю, почему она вспомнила дедушку… Может, не хотела обременять подругу присутствием маленького ребёнка… Но… Слово не воробей, вылетит – не поймаешь… Не прошло и часа, как раздался стук в дверь… На пороге стоял, кто бы мог подумать? Мой дедушка! Мамин папка! Собственной персоной! Прилетел из Копейска встречать Новый год! Это было так неожиданно! Удивлению родителей не было предела!

Я была и рада, и огорчена одновременно! Мой поход к Дозику срывался! Меня могли оставить дома с дедом, и тогда – прощай встреча Нового года! Ничего, кроме «спать» меня не ожидало…
Но, к моей великой радости, родители решили взять дедушку с собой. Они завели меня к тёте Славе и ушли.

Какой же это был чудесный Новый год! Нас никто не отправлял спать! Мы могли сидеть до самой ночи! Сначала мы с Дозиком просто играли. Тётя Слава готовила на кухне праздничный ужин. Потом все смотрели по телевизору праздничный «Голубой огонёк». А когда куранты пробили двенадцать раз, дядя Яша открыл бутылку с шампанским и всем налил в высокие узкие фужеры. Тёте Славе и себе – по полному фужеру, а нам с Дозиком – по одному глоточку. Шампанское пенилось и искрилось… Мы с Дозиком были как взрослые! И мы были счастливы!


08 Страшная история

В детстве, особенно в дошкольном возрасте, знакомиться легко и просто. Достаточно подойти к любой девочке или мальчику и спросить:
- Тебя как зовут?
- Вера. А тебя?
- Света.
И всё. Ещё пару вопросов – и вы уже друзья.

Вере почти столько же лет, сколько и мне. Её маму зовут тётя Зина. У Веры есть младший братик Валерка. А живут они в том же подъезде, что и мой друг Дозик, только на первом этаже.

Выхожу как-то во двор, а там – никого нет. Скучно! Я иду в соседний подъезд и стучусь в Веркину дверь.
- Кто там? – спрашивает Верка.
- Это я. Ты гулять выйдешь?
Дверь приоткрывается.
- Не… Мамка ушла, а я с Валеркой сижу. А ты заходи, она скоро придёт и отпустит меня на улицу.
Верка распахивает дверь, и я, минуя прихожую, вхожу в комнату.

В комнате две двери. Одна – двустворчатая, стеклянная, ведёт в коридор, из которого я только что вошла, и мы закрыли её за собой. Вторая – деревянная, посередине стены. Через неё можно попасть в соседнюю комнату, спальню. Вход из коридора в спальню тоже есть, и зачем эта дверь, совершенно не понятно. У нас дома точно так же, только дверь в стене завешана. Со стороны зала – большим ковром, а со стороны спальни –  маленьким ковриком, так что её и не видно. Только когда лежишь в спальне на кровати, за ковром чувствуется пустота. Иногда, когда мы играем в прятки, я приподнимаю коврик и залезаю в эту норку. А у Верки дверь ничем не закрыта, через неё можно ходить. И ещё на ней с двух сторон есть крючки, чтобы закрываться изнутри.

- Смотри, что у нас есть, – Верка приподнимает край дивана, и я вижу стоящие внутри дивана баночки со сгущёнкой.
- Ух, ты! – Я даже не знала, что в диван можно что-то ставить.
- Валерка, достань одну, пока я держу диван, – командует Верка.
Валерка ныряет внутрь и достаёт сине-бело-голубую банку.
Верка идёт на кухню, пробивает в банке две дырочки, и мы по очереди втягиваем в себя густую, тягучую, сладкую сгущёнку.

Потом моя подружка включает телевизор, и мы усаживаемся на диван в ожидании мультиков. А пока по телевизору идут новости. Диктор о чём-то рассказывает, но мне это не интересно. Я поворачиваю голову вправо, и через стеклянную дверь вижу, что в коридоре сидит какой-то дядька. В шляпе, в плаще. А на руке у него – огромные часы.

- Вер, смотри… – испуганно шепчу я, тяну Верку за рукав и поворотом головы показываю в сторону двери.
- Ой, кто это? – так же испуганно шепчет Верка.
- Не знаю, дядька какой-то… – страх приковывает нас к дивану.

Валерка пока ещё ничего не видит. Да и мы боимся его напугать.
- Валера, сделай, пожалуйста, телевизор погромче, – просит Верка младшего братишку.

Валерка быстро крутит ручку у телевизора. Теперь, наверное, все соседи слышат новости страны.

Мы боимся повернуться в сторону коридора. Вдруг дядька увидит, что мы его заметили и испугались…

- Давай, быстренько в спальню, и дверь на крючок закроем, - предлагает мне Верка.
- Давай!

Мы стремительно срываемся с дивана, хватаем Валерку за руку, забегаем в спальню, захлопываем за собой дверь и накидываем крючок.

- Вы чего? – удивляется Валерка.
- Ничего, тут посидим… – успокаиваем мы его.
- Я не хочу тут, - Валерка начинает хныкать.
- Сиди! Там дядька чужой в коридоре, - открываем мы тайну малышу.

Телевизор продолжает орать на весь дом, а мы продолжаем трястись от страха.

Совсем скоро, через шум телевизора, мы слышим стук в дверь. Надо подойти к двери… Но как?.. Там же, в коридоре, возле двери, сидит незнакомый дядька. В шляпе, плаще и с большими часами на руке…

Стук становится всё настойчивей.
- Это мама пришла! – кричит Валерка. – Вы чего ей не открываете?
- Ага! Умный какой! – сердито шепчет Верка. – Вот пойди, и открой!
- И пойду! – Валерка осторожно выглядывает в коридор. – Так тут же никого нет!
- Как нет? – мы выглядываем из-за Валеркиной спины.

И правда, в коридоре пусто!

Верка несётся открывать дверь, в которую, кажется, уже стучат ногами.

- Вы чего это так долго не открывали? – набрасывается на Верку тётя Зина. – Стучу, стучу, все руки отбила! А телевизор почему так громко работает?

Тётя Зина ставит на пол сумки и включает в коридоре свет.

- Мама, тут сидел чужой дядька, и мы боялись.
- Какой ещё дядька? Где сидел?
- Вот тут, под вешалкой, – показываем мы в сторону двери.

И тут, при свете, мы видим то, что так нас испугало. Сверху вешалки лежит шляпа, под ней висит плащ. А под плащом, на полу, стоит Валеркин трёхколёсный велосипед. Руль у велосипеда развёрнут и на нём ярко блестит большой велосипедный звонок, показавшийся нам наручными часами.

Мы потом долго вспоминаем, как испугались Валеркиного трёхколёсного велосипеда.


09 Конфеты – для всех!

Мама купила конфеты, чтобы отправить посылку бабе Шуре в Челябинск. «Школьные», «Первоклассница», «Премьера», «Старт» - целый ящик конфет! Ящик стоит в буфете, он пока ещё не заколочен. Я дома одна. Сижу на подоконнике и глазею в окно. Лето. На улице теплынь. Мальчишки во дворе гоняют мяч. Мне скучно. Я забираюсь ногами на подоконник и высовываю голову в форточку. Завязывается разговор. Я хвастаюсь, что мама купила много конфет и предлагаю мальчишкам угоститься. Естественно, кто же откажется от такого предложения? Мальчишек много, и каждому надо не по одной конфетке! Быть щедрой так приятно! Я прямо летаю с подоконника к буфету и обратно. Наконец все удовлетворены. Правда, потом мне достаётся от мамы за мою щедрость. Ящичек-то я ополовинила. Теперь, чтобы отправить бабушке посылку, придётся докупать конфеты.


10 Шоколадная «плитка»

В гости приехал папин брат, дядя Гена. Спрашиваю: «Что ты мне привёз?». Отвечает, что на этот раз ничего, а в следующий раз обязательно привезёт мне большую шоколадную плитку. Слово «плитка» мне знакомо. На плитке мама готовит еду. У плитки светящаяся ярко-красная спираль. Во дворе я рассказываю детям, что дядя Гена мне привезёт «шоколадную плитку», на что мне отвечают, что шоколадных плиток не бывает. Я обижаюсь и говорю: «Вот посмОтрите!» С нетерпением я жду следующего приезда дяди и обещанного подарка. Каково же моё разочарование, когда дядя протягивает мне большую шоколадку «Красная Москва». Я спрашиваю: «А где же плитка? Ты обещал привезти мне шоколадную плитку!» Тогда мне объясняют, что шоколадка – это и есть шоколадная плитка. У меня такое ощущение, как будто меня жестоко обманули. А ещё я думаю, что же я скажу детям во дворе?


11 Подушка для бабушки

Моя маленькая детская кроватка становится мне мала, и папа с мамой приобретают для меня новую, «взрослую» кровать. У кровати деревянные спинки и панцирная сетка. Я не понимаю, что значит «панцирная», но восторгаюсь от того, что на ней очень здорово прыгать и качаться. На маленькой кроватке не очень-то попрыгаешь, а качаться вообще невозможно, у нее жёсткая, пружинная сетка. Не успеваю я как следует «обжиться» на своей новой кровати, как к нам в гости приезжает баба Вера. Я её почти не знаю. Баба Вера – папина мама. Она приехала издалека, на поезде. Уже вечер, пора ложиться спать, тем более что дорога утомила бабушку. Мама с папой советуются, где положить гостью и решают, что она будет спать на моём месте, а я могу ночевать и на раскладушке. Я ещё не знакома с законами гостеприимства. Моему возмущению нет предела! Как это? Меня прогоняют с моего места, а чужую для меня бабу Веру кладут на мою кровать?!!
- Я не буду спать на раскладушке! – кричу я.
Баба Вера предлагает «не трогать ребенка»:
- Да пусть она спит на кровати, а я лягу на раскладушке.
- Ещё чего, - говорит папа, - тебе на кровати удобнее.
Пока мама пытается урезонить меня, папа ставит в зале раскладушку,  стелет на неё одеяло и простыню, и тут выясняется, что у нас нет лишней подушки и что на раскладушке  можно спать и так, подняв её подголовник. Со мной творится что-то невообразимое! Я хватаю свою подушечку и сквозь слёзы ору: «Это моя подушка! Никому её не отдам!» Терпению моих родителей наступает предел, и я получаю по мягкому месту.  Зарёванная и несчастная, я ложусь на раскладушку, утыкаюсь носом в одеяло и, всхлипывая, засыпаю.


12 Алёнка

В наш дом, в подъезд, где живёт мой друг Дозик, переезжают новые соседи. Дядя Виталий, тётя Люся, их дочка Алёнка и Алёнкин маленький братик Ромка. С Алёнкой мы знакомимся во дворе. И наши мамы, естественно, тоже знакомятся. Через некоторое время мама и тётя Люся становятся подругами. А Алёнка - подружка для меня! Мы часто встречаемся, вместе играем, ходим с нашими мамами гулять по городу.

Первый раз в дом к Алёнке я попала на её День рождения. У Алёнки была своя комната, и чего там только не было! Игрушки такие, какие мне и не снились! Алёнкин папа, дядя Виталий, был директором какого-то завода. Он часто ездил в командировки в Москву и привозил оттуда для Алёнки красивую одежду и игрушки.

Ну, кукол у меня своих было предостаточно! Мебелишка для кукол тоже была хорошая: столик с четырьмя стульчиками, кроватка. Шкафчик, правда, был самодельный. Из посылочного ящика. Мама вбила внутрь ящика четыре гвоздика и положила на них полочку. Посудка тоже была: ярко-розовый чайный сервиз из тонкой пластмассы с белыми крышечками и кремовый кофейный, тоже из пластмассы, только толстой.

Да, ещё был отдельный светло-жёлтый кофейник, в котором я однажды решила сварить "кофе" на печке! "Кофе" был своеобразный. Мне подарили набор цветных карандашей "Искусство". Сорок восемь цветов! Когда все эти сорок восемь карандашей подточили, получилось много красивой, разноцветной стружки. Я не разрешила стружку выбрасывать, а собрала её в отдельную коробочку. На кухне в углу, у стены, стояла печка. Самая настоящая, большая железная печка. На которой зимой мы готовили еду. Печка как раз топилась, когда я решила угостить своих кукол вкусным кофе. Насыпав цветную стружку в кофейник, я залила её водой из-под крана и поставила кофейник на печку. Через пару минут мой кофейник немного наклонился вбок, а по квартире расползся аромат горелой пластмассы. Мама мигом прибежала на кухню и не дала мне доготовить кукольное угощенье. С тех пор у кофейника осталось расплавленное дно и сам он стал немного скособоченным.

Так вот, моя посудка не шла ни в какое сравнение с той посудкой, которую я увидела у Алёнки. Это были кастрюльки, сковородки, ковшики -  почти как настоящие, только маленькие. Они были металлические, с яркими, разноцветными крышками! Такую кастрюльку, если поставишь на печку, ни за что не испортишь! Настоящий суп можно сварить! Кроме кухонного набора, у Алёнки был настоящий кукольный столовый сервиз. Тарелки - глубокие, мелкие, супница и миниатюрные ложки, вилки и ножи! Мечта любой девочки! Про чайный сервиз можно и не говорить! Из тонкой белой пластмассы с синими цветами! Я была в восторге и белой завистью завидовала моей подружке! В наших магазинах я даже не видела такой красоты.

Надо полагать, что я очень любила ходить к Алёнке в гости!


13 Алёнкина комната

Совсем недолго дядя Виталий, тётя Люся и их дети были нашими соседями. Скоро они переехали в другой дом. 

Как-то раз, мы с мамой пришли к тёте Люсе в гости. Алёнки дома не было, она была в детском саду. Тётя Люся была дома вдвоём с маленьким Ромкой. Ромка сидел в красивом низеньком деревянном столике-стульчике на колёсиках. Точнее, не сидел, а разъезжал по длинному-длинному коридору. Столик-стульчик был вроде ходунков. Мне было интересно за ним наблюдать. Потом тётя Люся накормила его и пошла укладывать спать, а мне сказала идти в Алёнкину комнату.

У Алёнки и в новой квартире была своя, отдельная комната. Только она была ещё больше и красивее прежней. В комнате стояла специальная детская мебель. Низенькие шкафчики, столик, кровать - всё было как раз для маленькой девочки. На полу лежал большущий ковёр. Когда я зашла в комнату, там был ужасный беспорядок! Всё валялось на полу! Игрушки, посудка, книжки... Я мигом рассадила кукол, мишек и собачек по шкафам. Красиво расставила по полочкам посуду. Сложила книги. Кукольную мебель поставила по своему вкусу. Осталось убрать мусор с ковра. У Алёнки был даже детский уборочный инвентарь: плетёная хлопушка для выбивания пыли, маленькая щёточка для мебели, щётка на длинной ручке и совок. Взяв большую щётку, я подмела ковёр, замела мусор на совочек и... Стала смотреть, куда бы этот мусор выкинуть? Не найдя мусорного ведра, не долго думая, отогнула край ковра и высыпала мусор под ковёр. Порядок! Скоро Алёнка придёт из садика. Вот удивится! Зато мы с ней всласть сможем поиграть в чистой комнате! Но мечтам осуществиться не удалось, мама не стала дожидаться Алёнкиного прихода и увела меня домой.


14 Пирожок

У меня есть подружка Алёнка. Её мама, тётя Люся, подруга моей мамы. Мы гуляем, точнее, все вместе идём в гости к Алёнке. Проходим мимо гастронома. Рядом с гастрономом продаются жареные пирожки. Я прошу маму купить мне пирожок с повидлом. Мама хочет купить два, мне и Алёнке, но тётя Люся отказывается. Я получаю пирожок, мы идём дальше, а Алёнка начинает канючить, что она тоже хочет такой же.
- Ты не будешь есть этот пирожок, - говорит тётя Люся.
- Нет, буду. Купи. – Настаивает Алёнка.
- Мы сейчас придём домой, и я испеку вкусный тортик, - продолжает  Алёнкина мама.
- Не хочу я твой вонючий тортик, – не унимается моя подружка.
- Хорошо, я куплю тебе пирожок, но тортик ты не получишь.
Алёнка согласна на всё, лишь бы получить просимое.
Мы возвращаемся, и тётя Люся покупает Алёнке пирожок.
То ли пирожок кажется Алёнке невкусным, то ли случайно, но через несколько шагов он падает из её рук и оказывается лежащим на земле.
- Я нечаянно, – тут же объясняет Алёнка.
Как потом рассказала мама, очень тёте Люсе не хотелось печь тортик. Но она, преодолев свое нежелание, всё-таки испекла его к вечеру. Алёнка думала, что её тоже угостят, но услышала:
- Ты уже съела свой пирожок, а тортик – вонючий, и мы съедим его с папой.

 
15 Сестрёнка

У моей подружки Алёнки есть маленький братишка Ромка. Я прошу маму, чтобы она и мне купила братика. Или сестрёнку.

Вскоре я узнаю, что моя просьба будет выполнена. Я, конечно же, рада. В шифоньере выделили полочку и ящичек для одежды и пелёнок. Я рассматриваю маленькие чепчики и распашонки и представляю, как я буду играть с малышом. Наступает день, и папа сообщает мне, что у меня теперь есть сестрёнка Танечка. Мама с ней должна немного полежать в больнице. Мы идём навестить их. На улице весна, светит солнышко, бегут ручьи. Папа купил мне новые резиновые сапоги, тёмно-синие, с чёрным ободком и цветком-тюльпанчиком на каждом сапожке. Я держусь за папину руку, и стараюсь не пропустить ни одной лужи. Мокрые сапожки блестят на солнце, а к ногам подбирается холодок. В больнице у нас берут передачу, но к маме не пускают. Мы идём под окошко и ждем, когда она выглянет.

Через несколько дней мама с Танечкой – дома. Сестрёнку разворачивают. Какая же она маленькая… Какие малюсенькие у неё ручки и ножки… Я – старшая сестра. Через месяц мне исполнится семь лет.

К нам приезжает баба Шура, она привозит целую сумку разных игрушек-погремушек для маленькой внучки.

Вечер. В комнате полумрак. Таня спит в своей коляске. Коляску взяли на время в прокате. Мамы с папой дома нет, они куда-то ушли. Баба Шура чем-то занимается в ванной. Слышу покряхтывание. Это проснулась сестрёнка. Она запелёната,  как чурбачок. Я вытаскиваю её из коляски и несу к бабушке. Подхожу к двери ванной и, держа Таню правой рукой, левой открываю дверь. «А кто это к нам пришёл?» - спрашиваю как будто удивлённо. Баба почему-то нам совсем не рада. Она берёт у меня из рук Танюшу, и на меня обрушивается целый шквал возмущения: «Ты что это удумала? Ты зачем ребёнка из коляски вытащила? Она же ещё совсем маленькая, даже головку не держит! Ты же могла ей спинку сломать!» Я, совсем не ожидающая такого оборота, обескуражена.

- Она проснулась, и я принесла её к тебе, – обиженно надуваю я губы.
- Надо было просто позвать меня! – продолжает  испуганная бабушка и уносит сестрёнку в спальню.
- Всё про тебя маме расскажу, что ты ругаешься! – выпаливаю я и ухожу в кухню.

Через несколько минут баба возвращается.
- Ты понимаешь, что могла уронить её? – уже спокойно она спрашивает меня.
- Я осторожно несла, – не могу согласиться я с доводами бабушки. Обида не оставляет меня.

Так долго длится вечер… Уже стемнело. Я сижу на подоконнике и пальцем вывожу на запотевшем стекле какие-то узоры.

Наконец, долгожданный стук в дверь. Бабушка идёт открывать, и я опрометью кидаюсь навстречу маме с папой. Они заносят домой новую коляску, высокую, красивую. Коляска ярко-красная в крупную чёрную клетку.
Налюбовавшись коляской, я вспоминаю, что обижена на бабушку и начинаю жаловаться родителям. Но, к моему огромному удивлению, они встают на её сторону, и я ещё и от мамы получаю выговор.


Светлана Салова
2012, 2016 г.г.

На фото - Я с моим другом Серёжкой у папы на работе

Память детства. Часть 4:
http://www.proza.ru/2016/08/03/742